Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7521) 23 - 29 марта 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительНУРБЕК ЭГЕН: "А "Марья Ивановна" воспитывалась на другом кино..."ПЕРСОНАБеседу вел Геннадий БЕЛОСТОЦИЙ
Короткометражка "Санжыра" (о киргизском мальчике, который входит во взрослую жизнь) завоевала 12 призов на международных кинофестивалях и послужила своеобразным пропуском в профессию для вчерашнего выпускника ВГИКа Нурбека ЭГЕНА. Затем он снял 4-серийный телефильм "Виллисы", 8 серий в телесериале "Тайный знак". Его полнометражный дебют "Сундук предков" был удостоен двух наград на XIV Открытом фестивале кино стран СНГ и Балтии "Киношок-2005" - приза жюри "За продюсерский дебют" и приза жюри продюсеров "За лучший полнометражный фильм". Совсем недавно молодой режиссер завершил съемки 12-серийного телевизионного фильма "Сеть".
- Сейчас большой спрос на режиссеров: снимается все больше и больше фильмов, а тех, кто умеет снимать, по пальцам руки можно пересчитать. Своим "Сундуком предков" вы доказали, что умеете снимать. И потому не могла не вызвать удивление информация, что вы вернулись в сериалы... - Во-первых, "Сеть" не сериал, а многосерийный телевизионный художественный фильм - это совсем не одно и то же. Во-вторых, я занялся этим проектом, когда "Сундук" еще никто не видел, - его путь к зрителю был довольно долгим. Впрочем, и после его выхода на экраны на меня не хлынул поток предложений от кинопродюсеров. Есть несколько, но они мне не показались заслуживающими внимания. Наверное, меня еще плохо знают...
- С сериалами дела обстоят лучше? - Несравненно лучше. Здесь нет отбоя от предложений, но ни одно из них меня не увлекло. На днях вот встречался с представителями одной крупной телекомпании, и они для меня довольно четко обрисовали правила игры. Играть по этим правилам, увы, у меня нет ни малейшего желания. К тому же, наверное, я и не умею так играть. Снимать кино и снимать "мыло" - разные профессии.
- Чем же для вас неприемлемы эти правила? - Сейчас на всех каналах по нескольку раз в день идут практически одни и те же сериалы. Истории, конечно, разные, но, по сути, это одна и та же "жвачка". Почему-то каналы боятся сделать "шаг влево - шаг вправо". Круг тем, коллизий, ситуаций, характеров предельно сужен. Вот мне говорят продюсеры: нужно ориентироваться на женщин от 50 лет и старше - именно они составляют большинство в "сериальной" аудитории.
- Это означает снимать "дебильное" кино? - Ну не дебильное - это слишком резко сказано, - упрощенное, примитивное, разжеванное. Если "Марья Ивановна", говорили мне, не может идентифицировать себя, своих близких, соседей и знакомых с персонажами сериала, то смотреть его не будут. Это самый главный посыл. Далее: в кадре обязательно должны присутствовать животные и дети.
- А как же криминальная тематика? Она ведь по-прежнему востребована, если судить по тому, что нам ежедневно предлагают... - Наверное, сериальный вектор меняет направление - сколько можно кормить зрителей криминалом? Любая пища в чрезмерных количествах приедается. А если она еще плохого качества... Во всяком случае снимать криминальные сериалы мне не предлагали. От режиссера требуется умение работать очень быстро: фактически стоять у конвейера. Как видите, говорить о каких-либо художественных задачах и результатах при таких условиях не приходится. Я не хочу бросать камешек ни в чей огород: таковы правила игры. Не я их устанавливал, я лишь могу их либо принимать, либо не принимать. У меня нет оснований косо смотреть в сторону тех, кто принял эти правила: каждый зарабатывает на жизнь так, как может. И, вполне вероятно, многие получают от такой работы удовольствие. Профессия делать "мыло" имеет право быть, как и любая другая. И здесь, как и везде, есть профессионалы и дилетанты, есть добросовестно делающие свое дело и халтурщики. И я в известной мере отдал этой сфере три или четыре года своей жизни, когда делал сериалы. Но "мыло" я никогда не снимал и, смею надеяться, не буду снимать. Я пытался снимать их как кино, сознательно идя на ряд ограничений, вызванных "сериальным" бюджетом и сжатыми сроками. Что-то больше удалось, что-то меньше. Но в этих сериалах, смею надеяться, есть живые характеры, есть судьбы людей... И достаточно убедительно, в плане драматургии, выстроенные истории. Мне не мешали, не загоняли в "поле", утыканное красными флажками и располосованное заборами. Для меня неприемлемо и то, что продюсеры не видят разницы, скажем, между молодыми, талантливыми, хорошо зарекомендовавшими себя режиссерами - такими, скажем, как Петя Буслов, Алексей Сидоров, Леша Герман, и теми, кто еще только начал осваивать профессию или давно уже привык халтурить. Они не понимают, что один режиссер лучше делает одно, другой - другое. Для них любой режиссер - человек, который стоит у конвейера. Но лично я не хочу просто стоять у конвейера.
- Хорошо: не хотите - и не будете стоять. Но проблема в том, что, как мне кажется, снимают сейчас сериалы люди, которые не умеют это делать. Не умеют работать с актерами, не умеют мало-мальски грамотно выстроить кадр... - Целиком с вами согласен. Вчера вот посмотрел кусок одного "шедевра" - потому что его снимал довольно известный кинорежиссер, - но это просто кошмар! Жуткий примитив во всех отношениях.
- Люди, однако, этот "кошмар" смотрят - иначе он не стоял бы в сетке. - А им что-то другое, качественное предлагают? Да, есть исключения, но они только подтверждают правило. Почему я должен подстраиваться под мифическую "Марью Ивановну"? Но ведь эта "Марья Ивановна" воспитывалась совсем на другом кино, совсем на других сериалах. Она смотрела с громадным удовольствием "Мимино", "Иронию судьбы", "Семнадцать мгновений весны"...
- И смотрит: после каждого очередного показа рейтинги зашкаливают! - И будет смотреть! Она вовсе не дебил - хотя это можно предположить, если судить по продукту, которым ее потчуют и который создавался по принципу: чем тупее, тем лучше. Не надо навязывать людям с экрана абсолютный бред, скроенный по западным лекалам. Русская нация совершенно справедливо считалась нацией развитых, образованных людей - не могли же эти люди в одночасье отупеть? Осталось лишь одно живое место на нашем телевидении - канал "Культура". Я снимаю шляпу перед людьми, которые на нем работают, - знаю, как им трудно.
- Я могу подписаться под каждым вашим словом, но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Правила игры вам диктовали продюсеры, которые опирались не только на свои личные впечатления и взгляды. В их распоряжении социологические исследования, они наверняка профессионалы в своей области, делали выводы из чужих и собственных ошибок. Сейчас идет жесточайшая конкурентная борьба между каналами, все под микроскопом рассматривают друг друга, и если у кого-то что получилось, это тут же тиражируется. Так, может быть, не так уж безоговорочно и не правы продюсеры, с которыми вы общались? - Как менеджеры, решающие тактические задачи, они, возможно, и правы. Но я говорю о некоей общей идеологии. Ошибочно, на мой взгляд, сужать тематику сериалов, копировать сюжеты, "дебилизировать" драматургию. Нельзя мириться с откровенной халтурой. Надо заботливо выращивать кадры - прежде всего режиссеров. И режиссерам надо определиться: либо ты портной, который шьет по заказу - но красивую и удобную одежду, либо ты модельер, создаешь что-то новое, что радует и вдохновляет и тебя, и твоих зрителей.
- Значит, когда вы брались за "Сеть", то предполагали, что это не будет ширпотребом. Почему? - Прежде всего меня привлекла новизна темы и материала: о хакерах в российском художественном и телевизионном кино еще не снимали. Кто такие хакеры? Откуда они берутся? Как живут? Чем занимаются? По сюжету еще в советские времена, где-то году в 80-м со всей страны собрали особо одаренных детей и стали готовить из них высококлассных программистов, которые смогли бы в будущем противостоять хакерам. А они, как известно, могут нанести большой вред не только отдельным гражданам, компаниям, но и всему государству. И даже всей цивилизации - один из возможных вариантов обыгран в нашем фильме.
- Лично вам близок этот материал? - Нет, но я его старательно изучал. Внушали доверие продюсеры Анатолий Сивушов и Рауф Атамалибеков - в их активе "Бригада" и еще несколько телевизионных хитов. Идея сериала принадлежит Алексею Сидорову - автору "Бригады", а сценарий написал Андрей Горлов с участием Александра Дорбиняна (ему принадлежат диалоги). История мне показалась интересной, с хорошо проработанными характерами. Я сразу увидел, что есть где развернуться. Обнадеживало и то, что музыку взялся писать наш замечательный композитор Алексей Айги. С ним мы работали вместе на "Сундуке предков" - он ни за что не будет участвовать в "мыльном" проекте.
- Из известных актеров занят только Николай Добрынин. Он часто в кадре? - Почти все время. Он играет ученого, который стоял у истоков "хакерской" программы. Когда СССР распался, он стал олигархом. Деньги он сделал на разработке и внедрении как в России, так и за рубежом систем защиты от хакеров.
- И когда мы увидим "Сеть"? - Сейчас занимаюсь монтажом. К 1 августа картина должна быть полностью готова, и выйдет она в эфир на канале "Россия" скорее всего уже в новом телевизионном сезоне. Но к этому времени, надеюсь, я уже запущусь с новым кинопроектом с теми же продюсерами, с которыми делаю "Сеть". Есть любопытная сценарная идея, и она, похоже, их заинтересовала. Также в рубрике:
|