Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7521) 23 - 29 марта 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Публикация

Вы снова здесь, изменчивые тени...

К 80-летию Драматического театра имени М.Н.Ермоловой

Борис ЛЮБИМОВ


Сцена из спектакля "Три товарища". В.Андреев - Робби, В.Платов - Ленц, В.Лекарев - Отто

Хотелось бы начать с того, чего не видел, но мечтал бы посмотреть. Среди театральных легенд 30-х годов одна из самых светлых и праздничных - это ермоловский спектакль "Как вам это понравится" - одна из самых молодых шекспировских постановок тех лет. Здесь играла совсем молодая, даже юная ермоловская поросль. И сразу всплывают два имени, без которых история Ермоловского театра невозможна: это Николай Павлович Хмелев и Мария Осиповна Кнебель. Для обоих Театр Ермоловой - это не главное место работы и не главное место в жизни. Для Хмелева им был - прежде всего и больше всего - Художественный театр. Но вторая его ипостась - художественный руководитель, человек, создавший студию, которая одним из своих ответвлений стала частью нынешнего театра имени М.Н.Ермоловой. У Марии Осиповны Кнебель было два главных театра: Художественный, где она начинала работать, Центральный детский - и, конечно, ГИТИС. Но именно Ермоловский театр вновь дал ей пристанище тогда, когда в начале 60-х годов ее убрали с поста главного режиссера Детского театра.

Сцена из спектакля "Бешеные деньги". В.Андреев - Васильков, Л.Малявина - Лидия. Постановка А.Лобанова. 1969 год

Конечно, очень бы хотел посмотреть спектакль "Время и семья Конвей" Пристли 1940 года в постановке Андрея Михайловича Лобанова. Позднее, в 65-м году, Ермоловский театр снова возвращался к этой работе, этот спектакль шел с большим успехом. Лобанов, конечно, - это одна из самых загадочных и важных фигур второй трети XX столетия. Когда я вспоминаю, с каким трепетом и нежностью говорили о нем такие разные люди, как Андрей Гончаров, Леонид Зорин или Владимир Андреев, в посвященном ему сборнике, то понимаю, что в нем мы безвременно потеряли незаурядного режиссера, человека, который в самое неподходящее для этого время хотел сделать и делал в Ермоловском театре то, что удалось воплотить в полной мере лишь спустя десять лет Товстоногову в БДТ или Ефремову в Современнике. Постановки Лобанова - это мир углубленного, острого, психологического реализма. Я не застал так вдохновлявший всех спектакль "Старые друзья" Малюгина, поэтому не берусь о нем судить, а вот "Бешеные деньги", возобновленные в конце 60-х годов с некоторыми прежними исполнителями, игравшими еще в лобановской постановке 40-х годов, видел. И спустя двадцать лет после премьеры это был один из самых заметных спектаклей Ермоловского театра.

Первое поколение ермоловцев... Если говорить о том, кто был самый популярный артист театра за все время его существования, то можно, безусловно, назвать Георгия Вицина. К сожалению, он рано ушел из Ермоловского театра, и мало кто помнит его как драматического артиста. А вот из самых значительных актеров этого поколения сразу вспоминается целая плеяда: артист с несомненным трагическим дарованием Иван Соловьев. Молодые годы его я не застал, но вспоминаю его роль Хлудова в "Беге", Грозного в "Василисе Мелентьевой" в постановке Андреева, его композицию по Бунину "Грамматика любви". Это была фигура актерски безусловно незаурядная. И конечно, первый артист Ермоловского театра конца 40-х - начала 50-х годов Всеволод Якут с его легендарным Пушкиным. Можно с иронией относиться к самой идее создания пьесы, где Пушкин говорит стихами Глобы, но, так или иначе, на Тверской, тогдашней улице Горького, самые заметные афиши и фотографии Театра Станиславского - это "Дни Турбиных", а Ермоловского театра - это "Пушкин". Вспоминая ряд работ Всеволода Якута 60 - 80-х годов, спектакли "Бал воров", "Дом, где разбиваются сердца", "Костюмер" и ряд других, понимаешь, что это был один из самых заметных артистов этого поколения в Москве, так же как и Леонид Галлис, Валерий Лекарев, как добившиеся, быть может, меньшей известности и популярности, но тоже чрезвычайно колоритные артисты Дмитрий Фивейский, Семен Гушанский и, конечно же, примы этого театра - красавицы Лариса Орданская и Ольга Николаева, а также удивительно острые, с неожиданной природой дарования актрисы Эсфирь Кириллова и Эдда Урусова. Я помню их и спустя сорок лет после того, как увидел в первый раз.

Ермоловский театр всегда отличало бережное и внимательное отношение к репертуару. Слов "занимать свою нишу" тогда не существовало в лексиконе, но театр шел своим путем, не соперничая ни с МХАТом, ни с Малым театром, ни позднее с Современником. Репертуар Театра Ермоловой - это всегда поиск незаигранной, незатрепанной классики, неожиданных имен. Ну кому бы пришло в голову в 45-м году, кроме ермоловцев, сыграть "Укрощение укротителя" Флетчера? И таких репертуарных находок было немало. Ермоловцы первыми после официального разрешения обратились к Достоевскому, был поставлен спектакль "Преступление и наказание". Если сейчас обращение к "Трем товарищам" Ремарка стало заметным явлением в Театре Современник, то представьте себе, чем это было в 1960 году, когда после долгого перерыва у нас издали этого автора. Для моего поколения, для тех, кто старше меня, он был чем-то вроде Маркеса и Булгакова одновременно. Это было, когда только начал издаваться Хемингуэй, и спектакль ермоловцев тогда стал до некоторой степени сенсацией.

Постановка пьесы "Сны Симоны Мошар" - это фактически первое обращение к Брехту после войны. Мало кто сейчас помнит эту пьесу Брехта и Фейхтвангера, но тогда, после премьеры, Арбузов написал: "Наконец-то Бертольт Брехт на московской сцене!" Кто открыл? Ермоловцы. Если говорить о дальнейшем движении, то здесь я вспоминаю чудную пьесу Эдуардо Де Филиппо "Суббота, воскресенье, понедельник".

Недавно РАМТ поставил "Сотворившую чудо" Гибсона, а первым в 1962 году ее открыл Ермоловский театр. Здесь обращались к драматургии Горького тогда, когда она была не очень популярна: "Последние", "Дети солнца", "Дачники", "Достигаев и другие" - все эти пьесы в разные годы были поставлены на ермоловской сцене. Сейчас Жан Ануй у нас может соперничать из западных авторов с Теннесси Уильямсом и насаждается как Софронов в 40-х или Гельман в 70-х, а открытием стал ермоловский спектакль "Бал воров" наряду с "Антигоной" в Театре Станиславского.

Пьесу "Бег" Булгакова открыла зрителям постановка Андрея Александровича Гончарова на сцене Ермоловского театра. Проза Анчарова "Теория невероятности", одна из первых постановок "Стеклянного зверинца" Теннесси Уильямса, забытая к тому времени пьеса Тургенева "Месяц в деревне" - все это Ермоловский театр.

Начиная с 70-х годов, когда театр возглавил Владимир Андреев, почти каждый сезон ермоловцы обращались к той или иной малознакомой или забытой пьесе. Для меня, как для зрителя, театроведа, критика, это всегда было какое-то репертуарное открытие: "Вся королевская рать" Роберта Пенна Уоррена, "Золотой мальчик" К.Одетса, долгие годы не ставившаяся пьеса Островского "Не в свои сани не садись", "Грамматика любви" И.Бунина, "Играем Стриндберга" Ф.Дюрренматта, обращение к драматургии Астафьева ("Черемуха") и к прозе Распутина. ... Я уже не говорю о роли Ермоловского театра по отношению к драматургии Вампилова: первые постановки в Москве "Старшего сына" и "Прошлым летом в Чулимске". В конце 70-х - "Утиная охота". Представляю себе, чего это тогда стоило! Продолжать этот список можно очень долго. Достаточно посмотреть и на сегодняшнюю афишу, чтобы увидеть, как гибко и интересно работает театр вот уже несколько десятилетий.

Я вспомнил Николая Павловича Хмелева, Марию Осиповну Кнебель, Андрея Михайловича Лобанова, Андрея Александровича Гончарова. Но не будем забывать, что единственный театр в Москве, где Леонид Варпаховский был главным режиссером, - это Ермоловский, куда он привнес новый дух поиска, эксперимента.

Я вспоминал спектакль "Сны Симоны Мошар", назвал драматурга, но не назвал режиссера. А ведь постановщиком этой работы был Анатолий Васильевич Эфрос - тогда молодой режиссер, только-только прославившийся своими розовскими спектаклями. За два сезона он поставил уже названную мной пьесу Брехта и пьесу Володина "В гостях и дома". Может быть, это были не самые лучшие спектакли Эфроса, не лучшая пьеса Володина, но эти работы сыграли определенную роль в судьбе театра и еще одной краской, еще одной возможностью позволили открыться ермоловцам. А кроме того, эта работа открыла изумительную актрису Елену Королеву, тогда еще студентку Щукинского училища, сыгравшую главную роль в "Снах Симоны Мошар". Тогда было ощущение, что родилось неожиданное новое имя. Королева уходила в Художественный театр, но потом вернулась туда, где ее открыл Анатолий Васильевич Эфрос.

Стоит вспомнить и незаурядное имя Александра Шатрина. Сейчас это имя, быть может, мало кому что скажет, кроме историков театра, но в конце 50-х годов он назывался в числе таких, как Ефремов, Эфрос, Львов-Анохин... Его приглашал Художественный театр на постановку "Иркутской истории" А.Арбузова, которую он довел до прогона. Он удачно работал в Театре Советской Армии, и за то время, которое возглавлял Ермоловский театр, им было поставлено много очень интересных спектаклей: "Мой друг" Н.Погодина, "Игра без правил" Л.Шейнина, "Сотворившая чудо" У.Гибсона. Его "Суббота, воскресенье, понедельник" - одна из самых удачных работ по пьесе Де Филиппо в Москве. Спектакль шел очень долго, лет шестнадцать.

Но, конечно же, современная жизнь Ермоловского театра прежде всего связана с именем Владимира Алексеевича Андреева, который с небольшим перерывом возглавляет его вот уже тридцать пять лет. А до этого времени фактически уже лет двадцать он был ведущим актером: главные роли в "Трех товарищах", "Теории невероятности", Голубков в "Беге", "Лейтенант Шмидт" - все эти работы предшествовали тому, что Андреев стал главным режиссером Ермоловского театра и через год-два возглавил кафедру актерского мастерства в ГИТИСе.

Если говорить об актерах, то нельзя не вспомнить тот ансамбль, который складывался у второго поколения ермоловцев, где вспоминаются ушедшие Юрий Медведев, Александр Васильев... Ермоловский театр всегда славился своими красавицами. Как не вспомнить Наталью Архангельскую, Евгению Уралову, Ольгу Фомичеву... Вообще цену актерской индивидуальности в Ермоловском театре знали всегда. Пусть актеры приходили, уходили, но Наталья Фатеева, Виктор Павлов, Алексей Жарков, Александр Михайлов, Станислав Любшин когда-то работали именно здесь. Уйдя из Таганки, между своих блужданий и странствий несколько сезонов проработал в Театре Ермоловой Александр Калягин. Здесь он сыграл свой моноспектакль "Записки сумасшедшего". А какой ансамбль был в "Стеклянном зверинце"! Этот спектакль ставила дипломница ГИТИСа Каарин Райд, там играли Эсфирь Кириллова, Александр Калягин, Виктор Лакирев и Екатерина Васильева. И открыл Екатерину Васильеву именно Ермоловский театр. Не могу не назвать Александру Назарову, Ольгу Селезневу, Валерия Еремичева, Алексея Шейнина, Бориса Быстрова, Ирину Савину, Наталию Потапову, Светлану Головину... Театр впитывал в себя разные школы, разные направления. И Андреев продолжает собирать лучшую молодежь, своих учеников, свою поросль, как продолжает он подбирать и индивидуальности среди режиссеров. Мне кажется чрезвычайно существенным, что последняя премьера театра - это работа ученика А.Гончарова, режиссера Сергея Голомазова.

Архитектура здания Театра имени М.Н.Ермоловой настолько привычна глазу москвича старожила, что на этом месте я не могу себе представить что-то другое. У этого театра феноменальное, исключительное местоположение - пост № 1, - дальше только Кремль. Почта и телеграф уже позади. От первого детского посещения спектакля "Клуб знаменитых капитанов" до последних премьер этого театра - пятьдесят лет моей жизни, как и жизни очень и очень многих москвичей. Ермоловскому театру удалось оправдать это место, суметь достойно жить на протяжении всей своей восьмидесятилетней истории. Он проходил непростой период в конце 80-х годов, когда ушел Андреев и пришел Валерий Фокин. Юбилейная статья - это не место для анализа, полемики или дискуссии. Были свои несомненные удачи и в ту пору. Спектакль "Говори" Фокина получил Государственную премию и стал заметным явлением 80-х годов. Но самое главное другое: Андрееву удалось залатать те трещины, которые образовались в коллективе, в товариществе актеров. Тут есть два пути: можно стараться их расширить, сделать так, чтобы они стали непроходимыми, или, наоборот, пытаться зарастить. Андрееву поразительным образом удалось сделать то, что до сих пор не удается сделать ни в СНГ, ни в других распавшихся образованиях. Думаю, что бесповоротно. Пришло уже несколько поколений актеров, которые вообще про эту трещину не думают и спокойно работают, вовсе не зная о том, что происходило в театре пятнадцать лет назад.

Андреев не гонится за ложными маяками. Если он приглашает зрелых артистов с несомненной кинематографической известностью - в качестве примера приведу Владимира Заманского, который сыграл в таких спектаклях, как "Бедность не порок" и "Нахлебник" в начале 90-х годов, - то в тот период это было чрезвычайно важно и для театра, и для Заманского, и для зрителя. Андреев сумел прожить в условиях дикого рынка, не идя у этого рынка на поводу. И это тоже, мне кажется, одно из достоинств того пути, который избрал Театр Ермоловой.

Также в рубрике:

ПУБЛИКАЦИЯ

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;