Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7521) 23 - 29 марта 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраСеверный маршрут "Дома Луниных"Арктическое искусство в Музее Востока Борис МИШИН
В Государственном музее Востока в последние годы возникла несколько необычная, на взгляд непосвященного, традиция выставлять искусство канадской Арктики, Чукотки, Ямала. Нынешней весной белые медведи и овцебыки, шаманы и герои древних преданий вновь появились в старинном особняке в центре Москвы. И первое, что привлекает внимание в этой экспозиции, - то, как уютно и вольготно чувствуют себя в ампирных интерьерах знаменитого "Дома Луниных" моржи и тюлени, охотники и оленеводы... Речь, разумеется, идет о скульптурах из мыльного камня и оленьего рога, о гравированных моржовых клыках, литографиях и офортах. Их авторы - народные мастера, живущие на арктических просторах от Канады до российского полуострова Ямал. Вглядываешься в работы чукчей, ненцев, эскимосов ("инуитов", как называют их в Канаде) и поражаешься загадочной способности арктических художников создать удивительно яркий образ Севера, используя минимум изобразительных средств. Ты переносишься в далекий мир, где зима начинается в сентябре и заканчивается в мае, где морозы под тридцать - совсем не редкость, где солнце, опустившись за горизонт в один из ноябрьских дней, возвращается уже в февральское небо...
Впрочем, холодной и мрачной Арктика бывает не всегда. Тот, кто видел северное лето, кто знает, что такое полярный день, когда тундра становится малахитовой от травы и карликовых березок, а морская вода приобретает бирюзовый цвет, вспомнит об этом, глядя на танцующих зверей и птиц. Да, именно танцующими часто изображают моржей, медведей, журавлей северяне! В этих столь неожиданных образах с особой остротой проявляются характерные черты арктического искусства: органичное соединение достоверности и фантазии, подчеркнутый лаконизм и предельная экспрессивность. Однако каким бы самобытным колоритом ни отличалось изобразительное творчество северных народов, в нем проявляется нечто, сближающее его с современной западной художественной культурой. Это еще одна загадка выставки. Откуда у зверобоев и оленеводов стремление к созданию произведений, глубоко драматичных по своему внутреннему, скрытому от беглого взгляда содержанию? Чем объяснить близость объемных и графических форм, композиционных и цветовых решений в работах, рожденных в мегаполисах и в занесенных снегом заполярных поселках? Книги, телевидение, Интернет? (Он, кстати, появляется кое-где и на российском Севере.) А может быть, влияние мастеров, приезжающих в Арктику с "материка"? Каждый из этих факторов сыграл свою роль, но главное, думается, в другом. Художники Запада в поисках новых выразительных средств нередко обращаются к искусству каменного века, к художественным формам, существовавшим на протяжении столетий у удаленных от центров цивилизации племен. То есть фактически к тому, что составляет естественную, "природную" основу эскимосского, чукотского, ненецкого "изобразительного кода". В том же, что и в наши дни видение мира у северян во многом перекликается с их традиционными духовными ценностями, убедиться не сложно: один из разделов выставки посвящен искусству древней Арктики. С 1987 года Государственный музей Востока ведет раскопки на Чукотке, в самой северо-восточной части Азии. Две тысячи лет - таков возраст большинства художественных (и одновременно функциональных) изделий, обнаруженных археологами музея на побережье Берингова пролива. Трудно отойти от витрин с амулетами, украшениями, гарпунами, выполненными в первые века нашей эры. Моржовая кость потемнела от времени, приобрела золотисто-коричневый цвет, и еще более отчетливым стал тонкий резной декор на фигурках полуфантастических-полуреальных зверей и птиц, наконечниках гарпуна и головках гарпунного древка, на таинственных "крылатых предметах". Таинственные "крылатые предметы" - вовсе не преувеличение: полвека в науке ведутся споры о назначении этих странных изделий из моржового клыка, которые напоминают тропических бабочек, о символике изображенных на них орлиных перьев и большеглазых антропоморфных ликов. Спорят исследователи и о том, как вообще могли появиться в студеной, безлюдной Арктике, на краю ойкумены, изысканный графический орнамент, необычайно выразительная мелкая пластика? В научной литературе высказываются различные предположения о причинах, обусловивших потрясающий взлет изобразительного творчества древних обитателей Чукотки. По одной из версий, им были знакомы традиции скифо-сибирского "звериного стиля". Согласно другой гипотезе, на берега Берингова пролива проникли культурные влияния из Центральной Америки. Многие археологи полагают, что предки нынешних чукчей и эскимосов испытали воздействие мощных восточноазиатских цивилизаций - Китая, Японии, Кореи. Вот и ответ на вопрос, который тоже возникает у посетителя выставки: почему искусство Арктики экспонируется в "Доме Луниных", в Музее Востока? "Северный маршрут" выбран музеем не случайно. Искусство Азии - феномен еще более многогранный, чем принято считать... Если бы не северные дороги в самом прямом смысле слова, настоящая выставка не могла бы состояться. Дело в том, что значительная часть ее экспонатов принадлежит находящейся в Берне Галерее эскимосского искусства - "Черни инуит коллекшн". С владельцами галереи - швейцарцами Мартой и Петером Черни - сотрудники Музея Востока познакомились в экспедиции на Чукотке. Петер - известный врач-рентгенолог, его жена Марта тоже имеет медицинское образование. Именно врачебная деятельность привела когда-то Марту и Петера на Север: несколько лет они работали в госпитале в индейской резервации, расположенной в северных районах Канады. Впоследствии, уже вернувшись в Швейцарию, супруги Черни стали собирать произведения искусства северян. Вначале это были работы инуитов, а затем - художественные изделия других арктических народов, в том числе живущих в России. Сегодня коллекция Марты и Петера Черни является одним из крупнейших (и чрезвычайно редких!) в Западной Европе собраний современного искусства Крайнего Севера. После экспонирования в "Доме Луниных" ее покажут в столице Ямала - Салехарде. В заключение два слова о том, какой "культурный феномен" стоит за названием выставки. Называется она - "Единый Север". Что ж, Север действительно един, точнее не скажешь. Границы не влияют на климат, на сходство образа жизни, на общность происхождения, на верность одним и тем же эстетическим принципам. В канадской Арктике, на Чукотке, на Ямале живут похожие друг на друга, мужественные, немногословные и талантливые люди... Также в рубрике:
|