Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7521) 23 - 29 марта 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Северный маршрут "Дома Луниных"

Арктическое искусство в Музее Востока

Борис МИШИН


Экспонат выставки

В Государственном музее Востока в последние годы возникла несколько необычная, на взгляд непосвященного, традиция выставлять искусство канадской Арктики, Чукотки, Ямала. Нынешней весной белые медведи и овцебыки, шаманы и герои древних преданий вновь появились в старинном особняке в центре Москвы. И первое, что привлекает внимание в этой экспозиции, - то, как уютно и вольготно чувствуют себя в ампирных интерьерах знаменитого "Дома Луниных" моржи и тюлени, охотники и оленеводы... Речь, разумеется, идет о скульптурах из мыльного камня и оленьего рога, о гравированных моржовых клыках, литографиях и офортах. Их авторы - народные мастера, живущие на арктических просторах от Канады до российского полуострова Ямал.

Вглядываешься в работы чукчей, ненцев, эскимосов ("инуитов", как называют их в Канаде) и поражаешься загадочной способности арктических художников создать удивительно яркий образ Севера, используя минимум изобразительных средств. Ты переносишься в далекий мир, где зима начинается в сентябре и заканчивается в мае, где морозы под тридцать - совсем не редкость, где солнце, опустившись за горизонт в один из ноябрьских дней, возвращается уже в февральское небо...

Экспонат выставки

Впрочем, холодной и мрачной Арктика бывает не всегда. Тот, кто видел северное лето, кто знает, что такое полярный день, когда тундра становится малахитовой от травы и карликовых березок, а морская вода приобретает бирюзовый цвет, вспомнит об этом, глядя на танцующих зверей и птиц. Да, именно танцующими часто изображают моржей, медведей, журавлей северяне! В этих столь неожиданных образах с особой остротой проявляются характерные черты арктического искусства: органичное соединение достоверности и фантазии, подчеркнутый лаконизм и предельная экспрессивность.

Однако каким бы самобытным колоритом ни отличалось изобразительное творчество северных народов, в нем проявляется нечто, сближающее его с современной западной художественной культурой. Это еще одна загадка выставки. Откуда у зверобоев и оленеводов стремление к созданию произведений, глубоко драматичных по своему внутреннему, скрытому от беглого взгляда содержанию? Чем объяснить близость объемных и графических форм, композиционных и цветовых решений в работах, рожденных в мегаполисах и в занесенных снегом заполярных поселках? Книги, телевидение, Интернет? (Он, кстати, появляется кое-где и на российском Севере.) А может быть, влияние мастеров, приезжающих в Арктику с "материка"?

Каждый из этих факторов сыграл свою роль, но главное, думается, в другом. Художники Запада в поисках новых выразительных средств нередко обращаются к искусству каменного века, к художественным формам, существовавшим на протяжении столетий у удаленных от центров цивилизации племен. То есть фактически к тому, что составляет естественную, "природную" основу эскимосского, чукотского, ненецкого "изобразительного кода".

В том же, что и в наши дни видение мира у северян во многом перекликается с их традиционными духовными ценностями, убедиться не сложно: один из разделов выставки посвящен искусству древней Арктики. С 1987 года Государственный музей Востока ведет раскопки на Чукотке, в самой северо-восточной части Азии. Две тысячи лет - таков возраст большинства художественных (и одновременно функциональных) изделий, обнаруженных археологами музея на побережье Берингова пролива. Трудно отойти от витрин с амулетами, украшениями, гарпунами, выполненными в первые века нашей эры. Моржовая кость потемнела от времени, приобрела золотисто-коричневый цвет, и еще более отчетливым стал тонкий резной декор на фигурках полуфантастических-полуреальных зверей и птиц, наконечниках гарпуна и головках гарпунного древка, на таинственных "крылатых предметах".

Таинственные "крылатые предметы" - вовсе не преувеличение: полвека в науке ведутся споры о назначении этих странных изделий из моржового клыка, которые напоминают тропических бабочек, о символике изображенных на них орлиных перьев и большеглазых антропоморфных ликов. Спорят исследователи и о том, как вообще могли появиться в студеной, безлюдной Арктике, на краю ойкумены, изысканный графический орнамент, необычайно выразительная мелкая пластика?

В научной литературе высказываются различные предположения о причинах, обусловивших потрясающий взлет изобразительного творчества древних обитателей Чукотки. По одной из версий, им были знакомы традиции скифо-сибирского "звериного стиля". Согласно другой гипотезе, на берега Берингова пролива проникли культурные влияния из Центральной Америки. Многие археологи полагают, что предки нынешних чукчей и эскимосов испытали воздействие мощных восточноазиатских цивилизаций - Китая, Японии, Кореи.

Вот и ответ на вопрос, который тоже возникает у посетителя выставки: почему искусство Арктики экспонируется в "Доме Луниных", в Музее Востока? "Северный маршрут" выбран музеем не случайно. Искусство Азии - феномен еще более многогранный, чем принято считать...

Если бы не северные дороги в самом прямом смысле слова, настоящая выставка не могла бы состояться. Дело в том, что значительная часть ее экспонатов принадлежит находящейся в Берне Галерее эскимосского искусства - "Черни инуит коллекшн". С владельцами галереи - швейцарцами Мартой и Петером Черни - сотрудники Музея Востока познакомились в экспедиции на Чукотке. Петер - известный врач-рентгенолог, его жена Марта тоже имеет медицинское образование. Именно врачебная деятельность привела когда-то Марту и Петера на Север: несколько лет они работали в госпитале в индейской резервации, расположенной в северных районах Канады. Впоследствии, уже вернувшись в Швейцарию, супруги Черни стали собирать произведения искусства северян. Вначале это были работы инуитов, а затем - художественные изделия других арктических народов, в том числе живущих в России. Сегодня коллекция Марты и Петера Черни является одним из крупнейших (и чрезвычайно редких!) в Западной Европе собраний современного искусства Крайнего Севера. После экспонирования в "Доме Луниных" ее покажут в столице Ямала - Салехарде.

В заключение два слова о том, какой "культурный феномен" стоит за названием выставки. Называется она - "Единый Север". Что ж, Север действительно един, точнее не скажешь. Границы не влияют на климат, на сходство образа жизни, на общность происхождения, на верность одним и тем же эстетическим принципам. В канадской Арктике, на Чукотке, на Ямале живут похожие друг на друга, мужественные, немногословные и талантливые люди...

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;