Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7521) 23 - 29 марта 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаЛебеди без пуантовАкробатическое шоу на музыку Чайковского по-китайски Алла МИХАЛЕВА
Есть вещи, в которые трудно поверить, пока не увидишь их собственными глазами. Тех, кто давно не бывал в Кремлевском Дворце съездов и собрался туда на отлично пропиаренный акробатический балет из Шанхая, ожидал сюрприз - очередь, растянувшаяся по всему Александровскому саду, вдоль Кремлевской стены (наверное, чтобы напомнить о другой - Великой Китайской). Ностальгически запахло накопителями в аэропорту, вспомнились многочасовые стояния на выставку художников-авангардистов в павильон "Пчеловодство" на ВДНХ и ночные бдения у Музея изобразительных искусств им. Пушкина, когда туда приезжала экспозиция Лувра с импрессионистами, еще не переселившимися в Музей д'Орсэ. Париж стоит мессы, и те далекие впечатления стоили бессонной ночи. На этот раз ожидание было не столь продолжительным, но впечатляющим. Элегантные в легких светлых пальто московские модницы и предусмотрительные иностранцы в теплых куртках с капюшонами дружно месили ногами мокрый снег, падающий кому на непокрытую голову, кому на шляпы и береты; снующие вдоль этой толпы подозрительного вида люди предлагали за определенную мзду провести без очереди. Вспыхивали конфликты на почве: "Вас здесь не стояло!" Так что часть зрителей имела все основания впасть в легкое раздражение, а кому акробатический балет не пришелся по душе - и в сильное. Но, кажется, таковых не было. А если и были, то единицы, скорее всего, обидевшиеся за "наше все" русского балета - "Лебединое озеро". Да и вправду, есть ли что-то более совершенное в отечественной хореографии, чем второй "лебединый" акт Льва Иванова в упомянутом произведении. Тем не менее на эту жемчужину мировой хореографии (как и на всякую святыню) перманентно покушаются разного толка постмодернисты от российских (скажем, москвич Саша Пепеляев вкупе с эстонцем Петером Ялакасом) до совсем уж западных (например, англичанин Мэтью Боурн - автор скандального "мужского" "Лебединого озера"). Впрочем, спектакли эти известны по преимуществу узкому кругу любителей, а последний и вовсе знаком россиянам только по видеозаписям. Так что широкий зритель "столкнулся" с вольной версией балетного шедевра, кажется, впервые, и выбор оказался как нельзя удачным. Спектакль китайских артистов адресован самой широкой аудитории всех возрастов. Шанхайское "Лебединое озеро" в отличие от европейских переделок не борется ни с какими штампами, которых китайский балет, очевидно, не успел наработать. Хоть по спектаклю и чувствуется: его постановщик Нин Генг Фу хорошо осведомлен о новых, в том числе и концептуальных, веяниях в балете, собственную версию он создает по совершенно иным законам. Здесь все: и виртуозное мастерство исполнителей, и пиршество красок, и даже звучание музыки Чайковского - подчинено единому богу - зрелищности (в первую, во вторую и в третью очередь). Либретто, слегка подкорректированное более поздними наслоениями, остается верным первоисточнику. Здесь есть и принц-жених, и шут-приятель, с которым они отправляются на поиски невесты, предварительно покрутив глобус и, стоя на нем, пожонглировав шариками. Дело в том, что исполняют этот необычный балет цирковые артисты, обученные танцу. Но именно их первоначальные умения положены в основу спектакля, который точнее было бы назвать шоу (без уничижительного оттенка, с каким относятся к этому жанру в России). Исполнители блистательно владеют всеми видами цирковых искусств. Есть в труппе и канатоходцы, и акробаты, и эквилибристы, и жонглеры, воздушные и гуттаперчевые гимнасты. Они раскачиваются на трапециях, взбираются на шесты, жонглируют всем, чем только можно жонглировать, ходят по канату и танцуют на ходулях, летают под колосниками, вращаются в колесе, изгибаются в немыслимых позах. И все эти номера слаженно обрамляют сюжет, складываясь в мелькающие со скоростью кинокадров стройные эпизоды. Вот Принц (Вей Баохуа) проплыл Египет, обозначенный появлением верблюда и соответствующими месту действия экзотическими костюмами и плясками. Вот он очутился в Индии (появился слон), и исполнен эксцентричный номер с колесами, вращаясь в которых артисты выделывают немыслимые трюки. И наконец, задник по мановению волшебной палочки превращается в пагоду. Принц прибывает в Китай, встречающий его эффектным танцем со шляпами и завораживающим своей красотой шоу с фонариками. Тут-то, конечно же, и находится лесное озеро, где происходит встреча Принца с Лебедем. К счастью, постановщик и хореограф (Жао Минг) не стали выстраивать диагоналей кордебалета на знаменитую музыку второго акта. Понимая, что их лебеди не могут конкурировать с "балетными", они облачают массу в длинные белые платья, позволяющие им лишь красиво и бесшумно скользить по сцене, без привычного стука пуантов, хотя танцовщицы владеют пальцевой техникой. Есть здесь и комическая четверка белых лебедей-мужчин в пачках, выполняющая функции коверных. Одному из лебедей удается столь естественно завалиться на пол, что огромный зал Дворца съездов дружно ахает, а потом, обнаружив обман, также дружно заливается детски счастливым смехом. Остроумно придуман выход четверки на шлягер концертного репертуара "танец маленьких лебедей", который в результате "отдается" лягушатам, танцующим на руках и работающим нижними конечностями, как верхними. Надо сказать, что работа ног у танцовщиков доведена до совершенства. А у исполнительницы партии Лебедя (Ву Женг Дан) - до абсолютного совершенства. "Взмахи лебединых крыльев" она передает ногами с той же выразительностью, с какой балерины делают это руками. Кульминационное адажио Лебедя и Принца - удачное сочетание несложной хореографии (с отсылками к каноническому тексту) и акробатики высочайшей сложности, в которую вплетены балетные позы. Достаточно сказать, что партнерша застывает в арабесках и аттитюдах, стоя на руке, плече и даже голове партнера. Вообще шанхайское "Лебединое озеро" - хорошо просчитанное режиссерское соединение танца и цирка. Там, где хореографические возможности исполнителей оказываются недостаточными, их изящно "прикрывают" акробатикой, эквилибристикой, полетами воздушных гимнастов. Сюжет "доигрывается" до конца, есть здесь и злодей Орел (Ротбарт), и коварный черный Лебедь (Одиллия), слетающая из высокой поддержки прямо на Принца, то ли желая его тут же на месте соблазнить, то ли заклевать. В финале силы добра побеждают. Принц, ловко метнув лебединым пером, сражает им Орла (Луо Хонг) в самое сердце, и тот в буквальном смысле слова "растворяется " в воздухе. А обретшие счастье влюбленные появляются в красочном обрамлении "расцветающих" на глазах ярких букетов. Этим цветочным апофеозом и завершается спектакль, возможно открывающий новое направление в искусстве танца (или цирка?), и пока условно именуемое - акробатический балет. Также в рубрике:
|