Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7521) 23 - 29 марта 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноЛАРИСА МАЛЕВАННАЯ: "Безумная аритмия уничтожает актеров"Беседу вела Светлана ХОХРЯКОВА
Лариса МАЛЕВАННАЯ - актриса Большого драматического театра в Санкт-Петербурге. Когда-то она окончила пединститут, потом только пришла в ЛГИТМиК, чтобы уже не расставаться с театром. Работала в Красноярском ТЮЗе, Ленинградском театре им. Ленсовета, а потом и в Ленкоме. В кино дебютировала в 1968 году в картине "В день свадьбы". Обширной ее фильмографию не назовешь, но лицо актрисы, кого бы она ни играла, остается в памяти надолго. В последнее время она снималась в сериалах - "Черный ворон"-1-2, "Подружка осень", "Идиот", только что прошедшем на НТВ "Прииске". С Ларисой Ивановной мы разговаривали в аэропорту, ожидая своего рейса, когда улетали с одного из фестивалей.
- Лариса Ивановна, а каково сегодня существовать в Петербурге актрисе? - Думаю, что не только в Санкт-Петербурге, но и в любом другом городе, в любой стране актрисе существовать очень тяжело. Вообще актеру, потому что это такая профессия, в которой нет определенного ритма. Инженер, допустим, пошел на службу к девяти утра, в шесть вернулся домой. Безумная аритмия многих моих коллег просто уничтожает. Неслучайно актеры то вены себе вскрывают, то спиваются. Думаю, что из-за отсутствия налаженного ритма. То роли идут подряд, то нет ничего. Я десятилетие в БДТ не играла. Все вроде бы знают, что неплохая я актриса, но, когда ничего не играешь, возникает слово "была". Все забывается. Но я не из тех, кто способен вскрыть вены или спиться. Я как та лягушка в кувшинчике. Знаете притчу о двух лягушках в молоке? Одна сказала: "А-а-а, в кувшине с молоком я утону точно". И утонула. А другая лягушка барахталась-барахталась да и сбила комочек масла, а потом выбралась по нему наверх. Вот и я все время барахтаюсь. Иначе, если ничего не делать, можно взорваться. Вдруг сыграла небольшую роль в пьесе Леонида Андреева "Екатерина Ивановна" - типичную квочку, но сделала это в остром ключе, взяла картавинку, и получилась состарившаяся, капризная девочка. И стали мне говорить: "Ах, Ларисочка! Какая вы артистка замечательная". И пошла на меня мода. Стали режиссеры подходить.
- Часто в разговоре с питерскими актерами приходится слышать слова о том, что, мол, в Москве такая круговерть, столько предложений, работы полно, а у нас - тихая заводь, никакого спроса... - Это справедливо. Многие наши актеры играют в московских антрепризах: Светлана Крючкова, Зинаида Шарко... У нас тише. В Петербурге говорят, что деньги по Москве ходят. Затевают актеры какое-то дело, пьесу находят, режиссера, деньги добывают с большим трудом - а их обманут. Люди репетируют, и ни во что это не выливается. У нас с "Графом Нулиным" аналогичная история вышла. Пообещала денег на постановку приехавшая из Америки дама. В результате обманула. Пришлось потратить собственные сбережения.
- Так "Графа Нулина" в итоге сыграли? - Да, в Музее Самойловых в "Невском Паласе" буквально пару раз. Репетировали на птичьих правах в консерватории со сломанными стульями. Иногда нам говорили: "Извините, у нас здесь урок". Я делала спектакль с выпускниками консерватории, оперными певцами.
- На "Ленфильме" сейчас довольно много снимается картин и сериалов. Роман с кино складывается? - Складывается. Режиссер Алексей Козлов снял довольно симпатичный четырехсерийный фильм "Демон полдня", который прошел как-то незаметно. У меня там большая роль. Затем Алексей Козлов пригласил меня в сериал "Прииск". Сам он в юности жил на прииске и хорошо знает материал. Мне дали три листочка с ролью. Прочитала - показалось интересно. Сильная, драматическая роль. Текста мало-мало. Но это то, что мне нравится - за словами много чего стоит. Фантазия сразу заработала. Приехала на съемки, попросила сценарий. Села читать - сплошная кровища, убийства, полно мерзких людей. Единственный нормальный человек - мой муж, и тот в финале погибает. Говорю режиссеру: "Алексей Викторович, если бы вы мне сразу дали сценарий, я бы очень подумала, работать ли". Дала себе слово не сниматься там, где бандиты, убийцы, кровь. Мы же делаем всему этому дерьму рекламу, а страшных персонажей - героями. Как будто бы других людей нет на свете. Режиссер мне в ответ: "Мы снимем смешное кино, вестерн с ироничным взглядом на события. А то, что кровищи полно, так я там жил, знаю, что так и было. Золото творит с людьми страшные вещи. Погибает муж вашей героини - как ему не умереть, там таких людей земля долго не держит". И я согласилась.
- Вы очень серьезно относитесь к работе в сериалах, не только по отношению к сценариям проявляете разборчивость... - Ко всему серьезно отношусь, такой уж я занудливый человек. Сняться в плохом фильме - это, как известно, все равно что плюнуть в вечность. Стараешься не плевать, но не всегда получается. Не работаешь два-три года, потом приходишь на площадку и чувствуешь растренированность. Обязательно нужно работать. Из десятков разных зол выбирать наименьшее. Мне не часто предлагают роли. Ну вот, скажем, эпизод в сериале "Улицы разбитых фонарей" возник. Нет-нет, отказывалась я, не хочу, опять бандиты. Но опытная ассистентка режиссера уговорила прочитать роль. И я снялась. Такого отклика, как на эту работу, не было на мои главные роли в кино! Сыграла я 80-летнюю старуху с одышкой, клюкой и кошками. Говорят, получилось смешно и выразительно. Я довольна тем, что попробовала острый характер, возрастную роль. Но это эгоистический актерский подход. Дали возможность попробовать себя в новом качестве, почему бы и нет? Что делать, если нет Бергманов и Феллини, если почти не снимаются серьезные фильмы, а сплошь сериалы. Гордо сидеть и с презрением смотреть на тех, кто работает? Нельзя так. Значит, надо как-то приспосабливаться к жизни. Жить, а не наблюдать за жизнью.
- Ролей в театре вам приходилось ждать годами. В кино их тоже было немного. Чем вы себя занимали? - Преподавала. Учила стихи. Поняла, что очень хороший способ борьбы с депрессией, в которую впадают многие артисты, и я в том числе, - учить наизусть стихи. Недалеко от моего дома есть потрясающее место - Елагин остров. Брала томик Гейне, Пушкина или Есенина и шла туда. Когда попадаешь во что-то необычное - вроде бы жизнь вокруг, а вроде бы мир вымысла, - испытываешь блаженное состояние. Куда-то уходят черные мысли. Я выучила там очень много стихов. Как-то на творческой встрече сказала, что это мой способ борьбы с депрессией, и одна женщина спросила: "Видимо, у вас часто бывали черные дни, раз вы знаете такое количество стихов?" В театре "Приют комедиантов" я играю Мать в спектакле "Беспокойное танго" по пьесе чешского драматурга Карела Чапека "Мать". Поставил его Вениамин Фильштинский. Это лучшая моя роль за всю жизнь. Вот вам и антреприза. И туда приходят играть, думаю, не ради денег, платят там по государственным расценкам, то есть копейки. Приходят в поисках возможности реализоваться. И меня позвали в тот момент, когда в родном БДТ у меня вообще не было ничего. Я с наслаждением играю эту пьесу. Она трагическая, с прекрасным монологом матери в конце, где она говорит, что сердится на этот мир за то, что он постоянно посылает ее детей на смерть. Но стал ли мир от этого хоть немного лучше? В зале в этот момент всегда аплодисменты.
- Как вам кажется, интеллектуальная жизнь в Петербурге сильно меняется? - В Петербурге остались и не уничтоженные жизнью люди с сильными духовными потребностями. Остались и страдают. Всюду - громкая музыка, сильная атака на зрительный зал. На "Графа Нулина" к нам приходило по сорок человек. На глазах у них были слезы, несмотря на то что это не возвышенное пушкинское слово, а лукавое и ироничное. Про интеллектуальную жизнь города я мало чего знаю, поскольку существую обособленно, не примыкаю ни к каким тусовкам и группировкам.
- А вы согласны с утверждением Татьяны Москвиной, что Петербург - это город, созданный не для жизни? - Это очень правильно. Чудовищный город, тяжелый, высасывающий всю кровь. Не знаю почему. Я прочитала книгу Михаила Кураева "Путешествие из Ленинграда в Санкт-Петербург" и подумала: "Боже мой! Он написал все то, о чем думала я". Мне всегда казалось, что это город высокой поэзии и выдающихся личностей, город высокодуховный, он не для жизни, а для творчества. С другой стороны, отпетые подонки ютятся почему-то здесь. "Бандитский Петербург" - точное выражение. Тут самое дно - наркота, пьянь. Какая жизнь может быть в городе на костях, поставленном на болоте. Но раз Бог все это допустил, значит, для чего-то это нужно. Наш город, думаю, придуман Всевышним как испытание душ, которые должны что-то в себе и окружающем мире преодолеть и выстоять.
- Лариса Ивановна, а сколько лет вы прослужили в БДТ? - Тридцать. Слухи о том, что БДТ погиб, по-моему, сильно преувеличены. Старый БДТ, конечно, ушел. Все умерли просто. Но появляются молодые режиссеры, что-то делают, не всегда, но иногда интересно, во всяком случае, катастрофической ситуацию я бы не назвала. Радуют молодые актеры. Саша Куликова - прекрасная актриса. Но у нас самые злые критики в стране. Такое ощущение, что они ненавидят актеров и театр.
- А что гонит человека в актерскую профессию? Когда-то вы в нее пришли, а теперь - та же Саша Куликова? - Возможность огромную часть жизни проводить в мире вымысла. Если жить только в реальности, можно сойти с ума. Неслучайно хорошие артисты с удачной творческой судьбой - долгожители. У них есть способ продлевать свои годы. В повседневности стресс разрушает, а то, что переживаешь на сцене, как я в "Матери" Чапека, - это совсем другие переживания и другие слезы. После этого спектакля ухожу поздоровевшей и помолодевшей. Врачи говорят, что в жизни во время стресса вырабатываются токсины, а на сцене - их противоядие. Как бы половчее сформулировать... Я испытываю ощущение счастья от того, что попадаю в это переживание, чувствую, как вхожу в другого человека, и это блаженство. Конечно, роли как-то влияют на твою жизнь. Много лет назад я играла эсэсовку в спектакле по польской пьесе "Пассажирка" и заметила, что стала сама немного жестче. Не превратилась в фашистку, но обрела уверенность при некоторой моей закомплексованности. Или играла я Жанну д'Арк. Режиссер незадолго до премьеры сказал мне: "Не получается". Стали анализировать - почему. И я поняла. Жанна - человек, который любит ближнего так же, как себя, а может, даже больше, ошалело любит Родину. А для меня, особенно тогда, понятие это было абстрактным. Я не понимала, как можно любить всех людей - достойных и не очень. И пока я не приблизилась к пониманию этого, у меня ничего не выходило. Иногда роль не получается не из-за нехватки актерского мастерства, а от того, что недостаточно тех или иных человеческих качеств, способных вывести на искомый уровень личности. Если нельзя дотянуться, надо попытаться хотя бы подпрыгнуть. После роли Жанны д'Арк я стала людей понимать и прощать. Надо делать так всю жизнь, а это трудно.
- Вы все время вспоминаете свои театральные работы и так редко говорите о кино... - Театр - живой процесс, там играешь роли годами. В кино - сыграл, запечатлел, и все ушло. Я отрешаюсь от того, что сделано. Хотя с театральными ролями происходит то же самое. Иногда ко мне подходят и начинают вспоминать давние мои роли, удивляются тому, что я равнодушно о них говорю. А как еще говорить? Мне было 30 лет, допустим, в то время. Это уже не я, а совсем другая женщина. Также в рубрике:
|