Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7521) 23 - 29 марта 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияОсторожно, реформа!131-й закон ставит под угрозу существование музыкальных школ КОНФЛИКТНаталья ПОДКОРЫТОВА Музыкальную школу при консерватории и Мужской хоровой колледж в Екатеринбурге норовят превратить в общеобразовательные школы. В Первой музыкальной школе-десятилетке на доске объявлений под яркой картинкой "Защитники Родины" помещен приказ администрации Екатеринбурга о реорганизации среднего специального образовательного учреждения в общеобразовательное. Документ, подписанный начальником управления культуры Татьяной Колесниковой, перечеркнут красной краской. Согласно федеральному закону за номером 131 органы местного самоуправления отныне лишены права иметь в своем подчинении средние специальные образовательные учреждения. И до 1 января 2006 года им было предписано передать таковые в областное ведение. Так произошло с Нижнетагильским и Краснотурьинскими училищами искусств и Екатеринбургским художественным училищем им. Шадра. Все заботы об обеспечении там достойного учебного и творческого процесса взяло на себя областное правительство. Следуя закону, Екатеринбург должен был передать области и музыкальную школу при консерватории, и Мужской хоровой колледж. И областной бюджет готов принять эти известные своей уникальностью на всю страну учебные заведения. Но, так и не решив все вопросы с передачей до 1 января 2006 года, администрация Екатеринбурга в лице начальника управления культуры предложила, точнее, приказала "уведомить письменно сотрудников, педагогический коллектив, родителей (законных представителей) учащихся об изменении типа образовательных учреждений в срок до 1 марта 2006 года". Под "изменением типа образовательного учреждения" подразумевается перевод средних специальных учебных заведений в обычные общеобразовательные школы с особым уклоном. ДОСЬЕ Средняя специальная музыкальная школа в Екатеринбурге, созданная при Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского, была открыта в 1942 году. За это время она превратилась в кузницу музыкальных кадров страны: ее окончили свыше 1,5 тысячи человек, каждый из которых в дальнейшем поступил в музыкальный вуз. Многие выпускники стали знаменитостями. В их числе - скрипач Борис Белкин, пианист Наум Штаркман, дирижер Феликс Коробов, абсолютно все музыканты Уральского государственного филармонического оркестра и многие артисты оркестра Большого театра, а также председатель правления Союза композиторов России Владислав Казенин. Воспитанники школы с успехом работают и в зарубежных театрах. Методика обучения в ССМШ уникальна: ребята с первого класса, помимо общеобразовательных дисциплин, серьезно занимаются музыкой. В школе преподаются все специальности консерватории. По материалам ИТАР-ТАСС И если педагогов и сотрудников в приказном порядке еще можно "уведомить", то с родителями и учениками как с полноправными субъектами образовательного процесса в наше время вообще-то принято считаться. А не ставить их перед фактом. Встреча с чиновниками управления культуры родителей МХЛ не только не успокоила и не настроила последних на позитивную волну, но, напротив, вызвала серьезное опасение и за судьбу всего лицея и каждого ребенка в отдельности. Ведь год (три, пять...) назад была выбрана не просто музыкальная или школа с углубленным изучением пения. Очень способные, одаренные, талантливые дети, пройдя отборы и конкурсы, пришли учиться в специализированные учебные заведения, по окончании которых вместе с аттестатом зрелости им должны выдать диплом дирижера, вокалиста или скрипача. Этот документ дает право сразу после школы, минуя училище, поступать в консерваторию, что и делает большинство выпускников. И не только в Уральскую. Возмущенные родители, не без оснований подозревающие, что первейшим следствием реформаторской деятельности городского управления культуры станет нарушение прав их детей на обучение в выбранном учебном заведении, обратились с письмом к мэру Екатеринбурга. Одновременно копией письма проинформировали о происходящем прокурора Свердловской области. Папы и мамы писали: "Каждый ученик знает, на какой профессиональный результат он работает. И каким трудом этот результат достигается". Здесь весьма уместен вопрос: "А знает ли, на какой профессиональный результат работает начальник управления культуры, отдавая приказы, спровоцировавшие волну народного негодования?" Кому будет лучше (спокойнее, надежнее, увереннее), если хоровой лицей станет общеобразовательной школой с повышенным содержанием уроков пения? А учебные планы общеобразовательной школы вряд ли будут включать предметы, позволяющие получить диплом, скажем, хормейстера. В музыкальной десятилетке висит плакат с устрашающим вопросом "Стране не нужны таланты?!", где дети выплескивают свою боль: "Я думаю, все, что происходит с нашей школой - позор для администрации города. Я знаю, все происходит из-за здания. Гонка за удобное положение, и никто не думает, что наша школа уникальная..." Как и прежде, истина оказалась в устах младенца: вся реформаторская каша заварена из-за здания. Передав в область два образовательных учреждения (а по закону они передаются со всем имуществом от пюпитра до крыши), город теряет два (!) шикарных особняка в самом центре. Естественно, они никуда не деваются, но распоряжаться ими по своему хотению, то есть весьма выгодно сдать (продать, перепродать), администрация уже не сможет. И ради нескольких тысяч метров в топку раздора брошены дети, каждый из которых - талант, товар штучный, требующий индивидуальной обработки и бережной огранки. Равно как и их педагоги, растерять которых легко, а вернуть обратно, собрать в один коллектив, который и есть школа, подчас невозможно. На главный вопрос "Получат ли дети дипломы?" в управлении культуры отвечают, что пишут письма в федеральное агентство, ведут переговоры с областным музыкальным училищем о переводе туда... Но почему не сделали этого раньше, почему толком не объяснили ни детям, ни родителям? И верх непонятного: зачем рушить уже отлаженную систему, дающую благодатные всходы? Родители настроены решительно. В незавидном положении оказались директора учебных заведений - подчиненные Т.Л.Колесниковой, приказавшей "уведомить в письменном виде...". Исполнить ее приказ - значит предать детей, педагогов и общее дело. Не исполнить - прекрасный повод уволить непокорных, посадить "своих" и инцидент, как говорится, исчерпан. Пафосные вопросы о судьбах русской культуры, о робко возрождающейся духовности, о ценности и хрупкости Таланта перешли в разряд риторических. Пока их адресовали власти, в Большом зале школы играл студенческий камерный оркестр "Лицей-камерата", созданный сорок лет назад. Дети выбрали самое сильное оружие - Музыку. Они надеются, что ее услышат. Власть безмолвствует. P.S. По словам представителей Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, жалоба от преподавателей и родителей учащихся Первой музыкальной школы и Мужского хорового колледжа города Екатеринбурга рассматривается сейчас сотрудниками Департамента культуры этого министерства. По предварительным данным, итоги внутреннего расследования станут известны в ближайшую пятницу, 24 марта. Также в рубрике:
|