Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17 (7527) 4 - 17 мая 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Человек играющий

Геннадию Рождественскому - 75!

Евгения КРИВИЦКАЯ
Фото Виктора АХЛОМОВА


Г.Рождественский

Никакие эпитеты не покажутся преувеличенными, когда речь идет о такой ослепительной личности, как Геннадий Николаевич Рождественский. Выдающийся - вне всяких сомнений. В ряду дирижеров нашего времени он занимает место в первой пятерке, выделяясь интеллектуализмом, изысканным артистизмом, почти безграничным репертуарным диапазоном и особым чутьем и тягой ко всему новому. Выдающейся является его мануальная техника, вызывающая восторги и хорошую зависть коллег (известно, как высоко отзывался о "руках" Рождественского Евгений Мравинский).

Прославленный - безусловно. Сухая статистика свидетельствует, что он сотрудничал практическими со всеми известными коллективами мира (а это - более 100 оркестров!), был главным дирижером Большого театра, БСО и Симфонического оркестра Министерства культуры СССР, Венского симфонического и Оркестра Би-би-си, Стокгольмского филармонического, работал и работает на самых престижных театральных сценах, желанный гость на международных фестивалях самого высокого ранга. Еще в 1989 году, когда вышла его книга "Преамбулы", там были приведены такие цифры: выступал в 37 странах, количество сыгранных произведений - около 1600! Из них половина - премьеры, российские и мировые. За следующие четверть века эти показатели еще более увеличились, что заслуживает пристального внимания со стороны издателей Книги рекордов Гиннесса.

Поражает многогранность интересов дирижера. Великолепный пианист (учился в Московской консерватории в классе Л.Оборина), блестящий инструментовщик и композитор, реставратор забытых, неоконченных или вообще исчезнувших партитур (как, скажем, в случае с музыкой Д.Шостаковича к кинофильму "Новый Вавилон", от которой остались только неправленные оркестровые голоса). В то же время Рождественский, перефразируя своего кумира С.Прокофьева, мог бы сказать о себе: "Если бы я не был дирижером, я стал бы писателем". Впрочем, сослагательное наклонение здесь неуместно. Он автор нескольких книг, причем последняя - "Треугольники", - обладая неоспоримыми литературными достоинствами, поражает изящной концепцией, соединяющей слово о музыке, саму музыку (в виде аудиоприложения на компакт-дисках) и живописный ряд. Здесь Геннадий Рождественский предстает тончайшим знатоком Искусства, человеком, у которого повседневная и артистическая жизнь, тесно переплетаясь, образуют единый узор.

Кажется, что модус вивенди маэстро - непрестанный поиск. Коллекционер по натуре, он одержим страстью к первооткрывательству - картин, партитур, исторических фактов, людей и событий. Для Рождественского мир соткан из незримых связей, полон внутренних соответствий, которые он стремится выявить, восстановить, внимательно вслушиваясь в "шум времени".

Если попытаться все же выявить какую-то одну доминирующую черту личности, отпечаток которой найдется на всем, чем занимается маэстро, то, пожалуй, он предстает как "человек играющий" (homo ludens). Его концерты, предваряемые знаменитыми преамбулами, давно уже вошли в анналы. А произведения, где предусмотрен (или внесен дирижером) момент театрализации, всегда отмечены особым вдохновением. Так что шекспировское "Мир - театр" он блистательно претворяет в жизнь. Да и на мировую эстраду он шагнул именно с театральных подмостков Большого театра, "роман" с которым у Рождественского за полвека претерпел сложную трансформацию. От триумфального дебюта в 1951 году до категорического разрыва в 2001-м. А в промежутке - более 40 опер и балетов, и это только на главной российской сцене!

Все вышесказанное венчает последний эпитет - гениальный. Трудноформулируемое понятие, приложимое лишь к избранным, которым дано возвыситься над обыденностью. Геннадий Рождественский - из их числа. Его вклад в музыкальную культуру отмечен россыпью наград и званий, среди которых - японский орден "Восходящего солнца", орден Почетного легиона Франции, звания почетного академика Шведской Королевской академии и Английской Королевской академии музыки, народный артист СССР и Герой Социалистического Труда... Но ордена и ленточки в петлице - не повод почивать на лаврах: Геннадий Рождественский по-прежнему идет вперед. Смещаются акценты и меняются приоритеты - недавно на пресс-конференции в Московской филармонии маэстро с грустью констатировал, что после ухода великих современников, Шостаковича, Шнитке, "осталось чувство абсолютной пропасти и пустоты". Все же еще достаточно шедевров, ждущих прикосновения волшебной руки Мастера.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

КЛАСС "А"

ТЕАТР

МУЗЫКА

АНОНС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;