Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17 (7527) 4 - 17 мая 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Кино"Начало" может стать концомКинофестиваль фильмов студентов киновузов и киношкол в Санкт-Петербурге Светлана ХОХРЯКОВА
Фестиваль "Начало" проходил уже в пятый раз. Главное его достижение и идея на этот раз обернулись для российских киношкол чуть ли не провалом. Обычно на фестивалях студенческого кино, которые проходят в Москве и Санкт-Петербурге - ВГИКа, конкурс "Св.Анна", "Питеркит", - если и есть международная программа или даже конкурс, то существуют они обособленно от конкурса российских работ. То есть иностранцы соревнуются между собой, а мы - тоже сами с собой, никаких пересечений. "Начало" задумано таким образом, что в едином конкурсе сходятся работы киношкол мира, что создает необходимый объем. Сразу же становится ясно, кто есть кто и чего стоит. И те работы, которые так радуют нас в контексте внутреннего конкурса, сильно проигрывают, когда по соседству оказываются фильмы, к примеру, датской киношколы. Результаты "Начала" были весьма неутешительными в этом плане. Возглавляемое Игорем Масленниковым жюри отсмотрело невероятное количество работ, приходя с утра в питерский Дом кино и оставаясь там до позднего вечера, даже в Пасху: 105 фильмов, "коротких и разных, от которых в глазах рябит", как выразился И.Масленников. Объявляя результаты, Игорь Федорович обращался к потенциальным своим коллегам со словами, что влезают они в тяжелую жизнь, экзаменационную сечу, теперь придется все время работать, сдавать свои картины, нервничать всякий раз, получать оценки и опять работать. И так по кругу. Но студентам не очень-то и страшно, на то они и молодые, чтобы быть смелыми и безоглядными. Зал, где вручались награды, был переполнен, свободных мест не было, стояли в проходах, воспринимали оглашение очередного имени победителя громко и эмоционально.
Среди игровых картин отмечены призами: "Капли" (Грузия) - за лучший сценарий, "Черная дыра" (Дания) - за режиссуру, "Ранчо" (Израиль) - за лучший фильм, "Собака" (Швейцария) - Гран-при. Отдельно отметили датскую "Эстафету" среди экспериментальных фильмов, а в анимации - трехминутное "Животное" Евгении Голубевой, ученицы Сергея Овчарова (Санкт-Петербургский университет кино и телевидения) в аннотации к фильму указавшую: "Круговорот агрессии в природе". Жюри документального конкурса наградило опять-таки датскую картину "Альберт - старший брат". А жюри Юрия Клепикова, отсматривавшее игровые картины продолжительностью до пяти минут, отметило болгарскую "Клаустрофобию". В разделе социальной рекламы первой премией наградили Олесю Щукину (она режиссер, автор сценария, оператор, звукорежиссер) из СПбГУКиТ - за коротенький фильм продолжительностью 50 секунд "Агрессия" (аннотация в одну строку - "Не кусай ближнего своего, и он тебя тоже не укусит"). Были, конечно, и дипломы, доставшиеся работам российским, украинским, но диплом - все же не приз. Из пяти привезенных на конкурсы датских картин отмечено четыре. Отдельно также выделили немецкую и израильскую киношколы в целом, выдали им даже дипломы. Да и без призов все было ясно. Датская школа в очередной раз подтвердила свою состоятельность, и дело тут не только в наличии более серьезной материальной базы, чем у нас, хотя и в этом тоже, а в крепости учебных традиций и традиций кино в целом. На этот раз фестиваль нашел возможность вручить довольно серьезные для студенческого смотра награды в виде денежных сумм, фотокамер, часов и так далее, но при этом заключительная церемония стала сама по себе настоящим кино. Жаль, что документалисты, те же студенты, не сообразили принести камеры, чтобы снять сатирический документальный фильм, какого никогда и нигде наверняка больше не увидишь. На сцене творилась страшная неразбериха. Листочки с решениями жюри перепутали так, что долго не могли огласить имена победителей. В итоге лауреаты в документальном конкурсе объявлены не были за исключением главного. Студенты свистели, возмущались, но страна так и не узнала своих героев. В заключение ведущие церемонии пригласили победителей пройти в бухгалтерию за денежными призами, а кому идти - не сказали. Но все это не умаляет заслуг отборщиков и организаторов, которые сумели собрать огромную, может быть, даже излишне огромную, программу, впервые пригласили на фестиваль представителей киношкол не только из Грузии, Украины и других стран СНГ, но из Израиля, Испании, других стран. Картины даже разбили тематически, чтобы придать некую завершенность и драматургию программе, за что особое спасибо арт-директору фестиваля Наталии Пожарской. Отдельно представлялись игровые фильмы по мотивам литературных произведений, "Немирный мир", "Дети перед лицом взрослого мира", "Искусство в их жизни" (тут даже была сделана попытка документальной экранизации пьесы Патрика Зюскинда "Контрабас"), "Культурное наследие" (финские стеклодувы, дом художника Поленова на Оке, грузинская перегородчатая эмаль, история короткой жизни поэта и музыканта Янки Дягилевой - таковы темы), "Разные, но единые". Кстати, название последнего тематического блока очень близко фестивалю как в положительном, так и в отрицательном смысле. Часто на экране приходилось видеть абсолютно унифицированные характеры, так что и не поймешь, кто перед тобой - казах или японец: азиаты европеизируются, европейцы все больше усваивают восточную культуру. Так и в жизни происходит, но в кино это часто ведет к полному отсутствию национальной и прочей самобытности. Даже поступки героев, сюжеты из самых разных географических широт совпадают. Штампы, кстати, у студентов хоть из Чили или Израиля одни и те же, просто поражаешься такой взаимосвязи. Симптоматично и одно из названий. Шестиминутная картина Олега Филипенко (Высшие курсы сценаристов и режиссеров) "Зритель спит..."- об относительности наших представлений, навязанных цивилизацией, где двое - он и она, сидя на унитазах друг против друга, занимаются разговорами из серии "пациент - психоаналитик" о том, почему женщина не может обедать в обществе мужчины, - сну не способствовала, но на многих других картинах публика впадала в сон и поддавала храпа. Студенты, как всегда, забавляли своими титрами. Так, звукооператором мог числиться "Скромный человек", такое вот безымянное существо, зато выносилась благодарность немецкой овчарке по имени Франко Дзеффирелли. Кинорежиссер и кинокритик Олег Ковалов говорил на одной из дискуссий о том, что снять лицо - это главное в профессии, умеешь делать кинопортреты - значит профессией владеешь. Иногда молодым удавалось этого достичь. Но высказывания не всегда были ясны, зачем человек брался за ту или иную тему - непонятно, просто так карта легла. Игорь Масленников, завершая свое выступление, много говорил о глубоком неравенстве в техническом обеспечении у нас и у иностранных школ, говорил, что надо "кончать эту провинцию", сколько можно, в конце концов, учить ребят на веревочках и шпилечках. И во время одной из дискуссий, проходившей в рамках фестиваля, автор этих строк высказал сочувствие в адрес наших студентов, которые обречены снимать кино из жизни бомжей, условно говоря, обживать допотопные интерьеры с жалким набором советской мебели, реквизита и прочая, поскольку материальных ресурсов на освоение чего-то иного у них за редким исключением нет. На что уважаемые кинодеятели даже обиделись, опираясь на мировые авторитеты, говорили о том, что можно создать шедевр из ничего, был бы талант и голова на плечах. Конечно, примеров таких немало. Но тратить массу усилий и энергии на преодоление технических трудностей жаль, их можно использовать на решение иных, куда менее прозаических задач. Взрослые мужи обратились к студентам с вопросом, что бы они сняли, будь у них внушительный бюджет. Одна из студенток ВГИКа, работающая в анимации, ответила, что то же самое, но лучше. У самого "Начала" - масса материальных проблем. В кулуарах ходили разговоры, что фестиваль этот последний. Его генеральный директор, кинорежиссер Евгений Татарский, на заключительной пресс-конференции сделал заявление о том, что нужен генеральный спонсор и если он не найдется в ближайшее время, то фестиваль прекратит свое существование - с бюджетными деньгами работать больше не будет. Резкое, конечно, заявление, но все же не для того этот фестиваль придуман, а придуман он хорошо, чтобы бросить его в самом начале, как только он набрал обороты. Нужно бороться, искать ресурсы - материальные и человеческие, чтобы "Начало" не стало концом. Тем более что в числе учредителей такие серьезные организации, как Союз кинематографистов Санкт-Петербурга (который возглавляет Е.Татарский), Комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, киностудии "Ленфильм", "Леннаучфильм", "Proline-Film", Санкт-Петербургская студия документальных фильмов, поддержку оказывает, хоть и незначительную, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, а председателем оргкомитета стал вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Тарасов. В рамках фестиваля несколько раз показывали по вечерам фильм "Волга-Волга" Павла Лабазова и Андрея Сильверстова, внедривших в структуру фильма Григория Александрова голову Влада Мамышева-Монро вместо светлого лика Любови Орловой. Получился какой-то мутант с вертящейся головой, швом на шее - надоедает минут через двадцать. Мамышева-Монро мы уже видели в подобных амплуа. Теперь он обставлен еще и пингвинами для придания инфернального страха человечеству. Представлен студией "Proline-Film" был на фестивале и "Броненосец "Потемкин" в сопровождении музыки Олега Каравайчука. Представлял проект Олег Ковалов, очень хорошо говорил, но вдруг в зале раздался странный смех и какие-то звуки. Многие подумали, что невоспитанный студент выкрикивает бог знает что. Но это был сам Каравайчук, как всегда в парике и очках, лица не видно, в традиционной вязаной "бабушкиной" кофте, кто не знаком с ним, так и думает, что бабушка. На сцену он выходить не любит, обычно жмется в кулисе, а тут сам вдруг поднялся, повернулся спиной к залу и произнес дивную речь о музыке, как перхоти (такое поэтическое сравнение). Само по себе это событие было впечатляющим во всех смыслах и придало фестивалю особый размах. Также в рубрике:
|