Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17 (7527) 4 - 17 мая 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

"Начало" может стать концом

Кинофестиваль фильмов студентов киновузов и киношкол в Санкт-Петербурге

Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
Санкт-Петербург - Москва


Дом кино Санкт-Петербурга

Фестиваль "Начало" проходил уже в пятый раз. Главное его достижение и идея на этот раз обернулись для российских киношкол чуть ли не провалом. Обычно на фестивалях студенческого кино, которые проходят в Москве и Санкт-Петербурге - ВГИКа, конкурс "Св.Анна", "Питеркит", - если и есть международная программа или даже конкурс, то существуют они обособленно от конкурса российских работ. То есть иностранцы соревнуются между собой, а мы - тоже сами с собой, никаких пересечений. "Начало" задумано таким образом, что в едином конкурсе сходятся работы киношкол мира, что создает необходимый объем. Сразу же становится ясно, кто есть кто и чего стоит. И те работы, которые так радуют нас в контексте внутреннего конкурса, сильно проигрывают, когда по соседству оказываются фильмы, к примеру, датской киношколы.

Результаты "Начала" были весьма неутешительными в этом плане. Возглавляемое Игорем Масленниковым жюри отсмотрело невероятное количество работ, приходя с утра в питерский Дом кино и оставаясь там до позднего вечера, даже в Пасху: 105 фильмов, "коротких и разных, от которых в глазах рябит", как выразился И.Масленников. Объявляя результаты, Игорь Федорович обращался к потенциальным своим коллегам со словами, что влезают они в тяжелую жизнь, экзаменационную сечу, теперь придется все время работать, сдавать свои картины, нервничать всякий раз, получать оценки и опять работать. И так по кругу. Но студентам не очень-то и страшно, на то они и молодые, чтобы быть смелыми и безоглядными. Зал, где вручались награды, был переполнен, свободных мест не было, стояли в проходах, воспринимали оглашение очередного имени победителя громко и эмоционально.

Кадр из чешского фильма "POP". Надо уметь не поддаваться ударам

Среди игровых картин отмечены призами: "Капли" (Грузия) - за лучший сценарий, "Черная дыра" (Дания) - за режиссуру, "Ранчо" (Израиль) - за лучший фильм, "Собака" (Швейцария) - Гран-при. Отдельно отметили датскую "Эстафету" среди экспериментальных фильмов, а в анимации - трехминутное "Животное" Евгении Голубевой, ученицы Сергея Овчарова (Санкт-Петербургский университет кино и телевидения) в аннотации к фильму указавшую: "Круговорот агрессии в природе".

Жюри документального конкурса наградило опять-таки датскую картину "Альберт - старший брат". А жюри Юрия Клепикова, отсматривавшее игровые картины продолжительностью до пяти минут, отметило болгарскую "Клаустрофобию". В разделе социальной рекламы первой премией наградили Олесю Щукину (она режиссер, автор сценария, оператор, звукорежиссер) из СПбГУКиТ - за коротенький фильм продолжительностью 50 секунд "Агрессия" (аннотация в одну строку - "Не кусай ближнего своего, и он тебя тоже не укусит"). Были, конечно, и дипломы, доставшиеся работам российским, украинским, но диплом - все же не приз. Из пяти привезенных на конкурсы датских картин отмечено четыре. Отдельно также выделили немецкую и израильскую киношколы в целом, выдали им даже дипломы. Да и без призов все было ясно. Датская школа в очередной раз подтвердила свою состоятельность, и дело тут не только в наличии более серьезной материальной базы, чем у нас, хотя и в этом тоже, а в крепости учебных традиций и традиций кино в целом.

На этот раз фестиваль нашел возможность вручить довольно серьезные для студенческого смотра награды в виде денежных сумм, фотокамер, часов и так далее, но при этом заключительная церемония стала сама по себе настоящим кино. Жаль, что документалисты, те же студенты, не сообразили принести камеры, чтобы снять сатирический документальный фильм, какого никогда и нигде наверняка больше не увидишь. На сцене творилась страшная неразбериха. Листочки с решениями жюри перепутали так, что долго не могли огласить имена победителей. В итоге лауреаты в документальном конкурсе объявлены не были за исключением главного. Студенты свистели, возмущались, но страна так и не узнала своих героев. В заключение ведущие церемонии пригласили победителей пройти в бухгалтерию за денежными призами, а кому идти - не сказали.

Но все это не умаляет заслуг отборщиков и организаторов, которые сумели собрать огромную, может быть, даже излишне огромную, программу, впервые пригласили на фестиваль представителей киношкол не только из Грузии, Украины и других стран СНГ, но из Израиля, Испании, других стран. Картины даже разбили тематически, чтобы придать некую завершенность и драматургию программе, за что особое спасибо арт-директору фестиваля Наталии Пожарской. Отдельно представлялись игровые фильмы по мотивам литературных произведений, "Немирный мир", "Дети перед лицом взрослого мира", "Искусство в их жизни" (тут даже была сделана попытка документальной экранизации пьесы Патрика Зюскинда "Контрабас"), "Культурное наследие" (финские стеклодувы, дом художника Поленова на Оке, грузинская перегородчатая эмаль, история короткой жизни поэта и музыканта Янки Дягилевой - таковы темы), "Разные, но единые". Кстати, название последнего тематического блока очень близко фестивалю как в положительном, так и в отрицательном смысле. Часто на экране приходилось видеть абсолютно унифицированные характеры, так что и не поймешь, кто перед тобой - казах или японец: азиаты европеизируются, европейцы все больше усваивают восточную культуру. Так и в жизни происходит, но в кино это часто ведет к полному отсутствию национальной и прочей самобытности. Даже поступки героев, сюжеты из самых разных географических широт совпадают. Штампы, кстати, у студентов хоть из Чили или Израиля одни и те же, просто поражаешься такой взаимосвязи. Симптоматично и одно из названий. Шестиминутная картина Олега Филипенко (Высшие курсы сценаристов и режиссеров) "Зритель спит..."- об относительности наших представлений, навязанных цивилизацией, где двое - он и она, сидя на унитазах друг против друга, занимаются разговорами из серии "пациент - психоаналитик" о том, почему женщина не может обедать в обществе мужчины, - сну не способствовала, но на многих других картинах публика впадала в сон и поддавала храпа. Студенты, как всегда, забавляли своими титрами. Так, звукооператором мог числиться "Скромный человек", такое вот безымянное существо, зато выносилась благодарность немецкой овчарке по имени Франко Дзеффирелли. Кинорежиссер и кинокритик Олег Ковалов говорил на одной из дискуссий о том, что снять лицо - это главное в профессии, умеешь делать кинопортреты - значит профессией владеешь. Иногда молодым удавалось этого достичь. Но высказывания не всегда были ясны, зачем человек брался за ту или иную тему - непонятно, просто так карта легла.

Игорь Масленников, завершая свое выступление, много говорил о глубоком неравенстве в техническом обеспечении у нас и у иностранных школ, говорил, что надо "кончать эту провинцию", сколько можно, в конце концов, учить ребят на веревочках и шпилечках. И во время одной из дискуссий, проходившей в рамках фестиваля, автор этих строк высказал сочувствие в адрес наших студентов, которые обречены снимать кино из жизни бомжей, условно говоря, обживать допотопные интерьеры с жалким набором советской мебели, реквизита и прочая, поскольку материальных ресурсов на освоение чего-то иного у них за редким исключением нет. На что уважаемые кинодеятели даже обиделись, опираясь на мировые авторитеты, говорили о том, что можно создать шедевр из ничего, был бы талант и голова на плечах. Конечно, примеров таких немало. Но тратить массу усилий и энергии на преодоление технических трудностей жаль, их можно использовать на решение иных, куда менее прозаических задач. Взрослые мужи обратились к студентам с вопросом, что бы они сняли, будь у них внушительный бюджет. Одна из студенток ВГИКа, работающая в анимации, ответила, что то же самое, но лучше.

У самого "Начала" - масса материальных проблем. В кулуарах ходили разговоры, что фестиваль этот последний. Его генеральный директор, кинорежиссер Евгений Татарский, на заключительной пресс-конференции сделал заявление о том, что нужен генеральный спонсор и если он не найдется в ближайшее время, то фестиваль прекратит свое существование - с бюджетными деньгами работать больше не будет. Резкое, конечно, заявление, но все же не для того этот фестиваль придуман, а придуман он хорошо, чтобы бросить его в самом начале, как только он набрал обороты. Нужно бороться, искать ресурсы - материальные и человеческие, чтобы "Начало" не стало концом. Тем более что в числе учредителей такие серьезные организации, как Союз кинематографистов Санкт-Петербурга (который возглавляет Е.Татарский), Комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, киностудии "Ленфильм", "Леннаучфильм", "Proline-Film", Санкт-Петербургская студия документальных фильмов, поддержку оказывает, хоть и незначительную, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, а председателем оргкомитета стал вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Тарасов.

В рамках фестиваля несколько раз показывали по вечерам фильм "Волга-Волга" Павла Лабазова и Андрея Сильверстова, внедривших в структуру фильма Григория Александрова голову Влада Мамышева-Монро вместо светлого лика Любови Орловой. Получился какой-то мутант с вертящейся головой, швом на шее - надоедает минут через двадцать. Мамышева-Монро мы уже видели в подобных амплуа. Теперь он обставлен еще и пингвинами для придания инфернального страха человечеству.

Представлен студией "Proline-Film" был на фестивале и "Броненосец "Потемкин" в сопровождении музыки Олега Каравайчука. Представлял проект Олег Ковалов, очень хорошо говорил, но вдруг в зале раздался странный смех и какие-то звуки. Многие подумали, что невоспитанный студент выкрикивает бог знает что. Но это был сам Каравайчук, как всегда в парике и очках, лица не видно, в традиционной вязаной "бабушкиной" кофте, кто не знаком с ним, так и думает, что бабушка. На сцену он выходить не любит, обычно жмется в кулисе, а тут сам вдруг поднялся, повернулся спиной к залу и произнес дивную речь о музыке, как перхоти (такое поэтическое сравнение). Само по себе это событие было впечатляющим во всех смыслах и придало фестивалю особый размах.

Также в рубрике:

КИНО

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;