Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17 (7527) 4 - 17 мая 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Призраки ядерной зоны

"Чернобыльская молитва" Светланы Алексиевич в "Lehtonen Production"

ТЕАТР

Олег ДУЛЕНИН


История появления Йоэла Лехтонена в Москве окутана тайной. Сам шутит, что она напоминает ему невероятно вероятное путешествие Жени Лукашина из Москвы в Петербург. Только Лехтонен, зная не более 20 русских слов, выдвинулся из Хельсинки на поезде. Короче говоря, приехал, проснулся и поступил в РАТИ к Л.Хейфецу. Затем выучил русский язык да выучился на режиссера. Чем Лехтонен занимался далее, театральному обывателю доподлинно неизвестно, хотя выпустил он два небезынтересных спектакля - "Ледяные картины" по К.Смедсу и "4.48 Психоз" по С.Кейн (оба в Центре драматургии и режиссуры п/р А.Казанцева и М.Рощина). Появление Лехтонена на арене современного русского театра для большинства произошло после того, как он выпустил в свет Центра им. Вс.Мейерхольда скандальную пьесу И.Энслер "Монологи вагины". Мало кому известно, что Лехтонен совершенно официально купил у Энслер авторские права. И открыл свой театр - "Lehtonen Production", - пусть пока и на чужой сцене. И вот вторая премьера - к 20-летию чернобыльской аварии в том же Центре им. Вс.Мейерхольда Лехтонен выпустил спектакль по книге С.Алексиевич "Чернобыльская молитва". Он шел всего несколько дней - ровно столько, сколько горел тот самый четвертый реактор.

Алексиевич написала очень жесткую книгу. Даже жестокую. В ней - горькие монологи тех людей, жизни которых Чернобыль безжалостно поделил на две неравные части: на "до" и "после". Это монологи ликвидаторов, их жен, самоселов (так называют людей, выселенных из 30-километровой зоны вокруг Чернобыля и самовольно возвратившихся в родные хаты), медицинских работников, научных сотрудников, преподавателей, журналистов, чиновников, просто матерей и просто отцов - в общем, рабов Божиих. Алексиевич удалось не только взять у каждого из них чистосердечное интервью, но и не потерять доподлинную интонацию одинокого человеческого голоса. Книгу Алексиевич назвала "Чернобыльская молитва. Хроника будущего". Она вышла в 1997 году и мгновенно стала бестселлером.

Над инсценировкой Лехтонен трудился собственноручно. В большей степени по-фински: нарочито хладнокровно и порою даже цинично. В не меньшей степени по-русски: с должной широтой легкомыслия. Увы, спектаклю решительно недостает целостности. Действию - единства и борьбы. Их нет и, справедливости ради надо сказать, не будет: они не запрограммированы. Спектакль подобен талантливой литературно-музыкальной композиции. Если это жанровый подзаголовок, последующий за "антиутопическим" "Хроника будущего", тогда концепция сценической редакции предельно ясна.

Весьма лаконичная сценография: черные кирпичные стены зала Центра им. Вс.Мейерхольда, детские качели, песочница, сиротливо висящее окно с мутным стеклом, и видеоэкран, на котором советская хроника, в том числе и хроника чернобыльской катастрофы, чередуется со специально снятыми крупными планами участвующих в постановке актеров (видео - Intektra (А.Титовец). Цани, одетые в ослепительно белую "химзащиту", организовывающие броуновское движение как на сцене, так и за ее пределами, олицетворяют тот самый "человеческий ресурс", встретивший радиацию ломом да лопатой. ("Американский робот отправили на крышу реактора, пять минут поработал - стоп. Японский робот пять минут поработал - стоп. Русский робот два часа работает. Команда по рации: "Рядовой Иванов, через два часа можете спуститься вниз на перекур". Это из книги - анекдот ликвидаторов...) Детский хор "Радость", воспевающий высокий социалистический строй, является контрапунктом к каждому сценическому движению на сцене. Как движению мыслей, так и движению тел. И наконец, 12 актеров, читающих 12 самых важных монологов. Кто-то читает хорошо, кто-то лучше, однако нет, как говорят в театре, "сквозняка". Да, есть монолог Людмилы Игнатенко, жены погибшего пожарного Василия Игнатенко (А.Галинова), монолог с продолжением. И не монолог даже, а расейский плач - поминальный, но тихий-тихий и вовсе даже не жалобный. И белоснежный костюм-балахон отсылает к многовековому обряду (художник по костюмам - Р.Гукасян). Пусть эмоционально этот вдовий плач и связывает все монологи между собой, однако функциональной силы не имеет. Актерское взаимодействие как будто опущено. А одного взаимодействия со зрителем явно недостает. Что ни говори, модная интерактивность, сдается, все же не тот ключ, который открыл бы эту тотально трагическую тему. Во время спектакля за спиной кто-то прошептал: "Это не персонажи, это призраки, призраки Чернобыля..." Очень даже возможно. Тогда их неясность должна быть более чем ясна. И внятна. Разве нет? Впрочем, она, вероятно, проявится во второй сценической версии книги Алексиевич - ведь на программке спектакля написано: "Версия 1".

В интервью вашему рецензенту, помимо всего прочего, Лехтонен заметил, что ему не очень-то важно, кто как воспримет этот его спектакль. В детстве Йоэл ужасно боялся ядерной войны. Потому, наверное, досконально помнит, где был и что делал, когда услышал о чернобыльской аварии. Так что этот спектакль как тот его страх: чтобы умереть, он должен был родиться. Что ж, это вполне достаточное основание.

Также в рубрике:

ТЕАТР

МУЗЫКА

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;