Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 18-19 (7528) 18 - 24 мая 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Самый народный музей России

Третьяковка отмечает 150-летие

Беседу вела Елена ТИТАРЕНКО
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Счастливое совпадение: наш номер выходит в День музеев, а вскоре, 23 мая, свое 150-летие справит та из сотен российских сокровищниц, которую без лести можно назвать народной любимицей и Музеем с большой буквы. Сегодня наверняка лишь специалисты помнят две скромные картины, что легли в основание колоссального ныне, полного шедевров собрания Третьяковской галереи. Датой ее рождения считается 10 мая 1856 года: этим числом помечена долговая расписка по поводу задатка, который вручил академику живописи В.Худякову, автору холста "Стычка с финляндскими контрабандистами", московский купец 1-й гильдии Павел Третьяков... С этого заурядного на первый взгляд события и началась история первой в России галереи национального искусства. Это в ее стенах император Александр III, и сам страстный собиратель живописи, чья коллекция впоследствии станет точкой отсчета для другого гиганта - Русского музея, произнес историческую фразу: "Купец опередил государя". К красному зданию-терему в Замоскворечье десятки лет выстраиваются очереди людей из разных городов и весей, объединенных легендарным именем "Третьяковка" и благодарностью к ее основателю - человеку скромному, не искавшему почестей и славы, но ставшему образцом русского мецената и истинным национальным героем. Собранию живописи и рисунков, размещенному в семейном доме Третьяковых, давно тесно в его пределах - оно распространяется по новым зданиям, которые продолжают строиться, путешествует по России и зарубежью, тиражируется в журналах, книгах и фильмах. К юбилею галерея получает подарки от коллег со всего света и сама готовит сюрпризы - по традиции в виде выставок и публикаций. История отечественного искусства, немыслимая без коллекции ГТГ, яркой и увлекательной иллюстрации к этой истории, пишется в Лаврушинском переулке по сей день. Об этом сложнейшем процессе, о своем видении проблем и достижений первого национального музея России в канун юбилейных торжеств нам рассказала первый заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи, заслуженный деятель искусств РФ Лидия ИОВЛЕВА.

В залах Инженерного корпуса всегда многолюдно

    

- Лидия Ивановна, в чем секрет всеобщей любви к Третьяковской галерее?

- Это безусловно национальный музей. И очень давно он - один из самых любимых в России. Если встанет вопрос, как одним словом назвать Третьяковку, смело могу сказать: это самый народный музей... По сути, нам ни прежде, ни сейчас не нужна была реклама. Приезжая в Москву из провинции или из-за границы, люди в первую очередь идут в Кремль и Третьяковку. И не случайно в 1970-е годы, до закрытия на реконструкцию, мы побили рекорд посещаемости: около 2 миллионов человек в год. Сейчас мы еще не достигли такой цифры, но приближаемся к полутора миллионам посетителей в год.

    

- Вряд ли это вина галереи - скорее следствие обилия выставок, а также того факта, что в стране заглох внутренний туризм...

- Это ничья не вина, таковы обстоятельства жизни в России. Но в последние 10 лет в музеи приходит гораздо больше людей. И это - косвенное подтверждение, что жизнь все-таки стабилизируется... Теперь трудно поверить, что после войны собрание ГТГ собирались передать Картинной галерее СССР, убрав из названия музея само имя Третьякова. Слава богу, этого не произошло! Я хорошо помню свои первые впечатления от коллекции, которая волновала чрезвычайно: и сейчас, и тогда это была концентрация российского национального духа, выраженного в изобразительном искусстве.

Проверка на дорогах: "Передвижную выставку" по городам Золотого кольца в честь своего 150-летия Третьяковка устроила вместе с "Совтрансавто" еще в 2002 году

    

- По сути, редкий случай, когда можно без всякой иронии говорить о русской духовности.

- Да, и это не может не трогать, как бы мы ни относились к художественному языку прошлых веков. Можно любить новое искусство, язык ХХ и даже ХХI века, но нельзя не отдавать себе отчет, что художники-реалисты в России ХIХ века, особенно передвижники, были необычайно тесно связаны с жизнью народной, и не чувствовать этого нельзя. Так же как нельзя не ощущать особую национальную глубину в творчестве Толстого, Достоевского, Тургенева. Пусть эти писатели - вершины мирового гения, а достижения русской живописи поскромнее, но их родство безусловно. Признаюсь, мы все время сталкиваемся с таким феноменом: когда формируем выставку из разных городов, музеев, почти всегда оказывается, что лучшее из творчества того или иного художника - в Третьяковской галерее. Конечно, нельзя сказать, что Русский музей беднее - недаром сейчас, к юбилею, на два месяца мы вводим в свою экспозицию пять шедевров из его коллекции. У нас есть аналоги, но хотелось показать что-то свежее: это одна из "смольнянок" Левицкого - Нелидова, "Корабельная роща" - программная работа Шишкина, репинские "Запорожцы". У нас состоится первая презентация в Москве серовского портрета княгини Орловой (он никогда не покидал Русского музея), будет показан один из парадных портретов Брюллова, которых у нас мало в отличие от ГРМ, куда в основном попадали вещи из императорских и великокняжеских коллекций.

    

- Лидия Ивановна, у вас тоже скоро юбилей - в Третьяковке вы работаете полвека. Хотелось бы услышать, как менялась на вашей памяти галерея, превращаясь в музейный комплекс мирового уровня, иного масштаба. Правда ли, что некогда это был тихий музей с почти домашней атмосферой?

- Конечно, за 50 лет многое изменилось. Недавно в статье "Третьяковская галерея без Третьякова" я провела подсчет: без Павла Михайловича ГТГ существует без малого 108 лет, из них минимум 50 я была очевидцем. Мне немного странно осознавать себя в этом качестве - не ощущаю себя этаким Мафусаилом... Но если говорить о той галерее, в которой я начинала экскурсоводом, конечно, в ту пору была особая атмосфера.

Это никогда не был маленький музей, он всегда был один из главных в стране, если не центральный, и чрезвычайно любим народом. Не хочу сказать - самый большой: и Эрмитаж, и Русский музей по количеству экспонатов больше. Но как картинная галерея, как музей, сосредоточенный именно на изобразительном искусстве - не на народном творчестве или археологии, дающей всегда огромное количество экспонатов, а на живописи, графике и скульптуре, - Третьяковка и сейчас - один из крупнейших музеев.

Однако прежде вся эта концентрация духовности существовала в такой тесноте, темноте, в условиях, не отвечавших уровню мирового музейного дела. Ни о направленном освещении картин, ни о музейном климате не приходилось говорить. Не стоит забывать: электричество в ГТГ появилось в 1920-х годах, а при Павле Третьякове галерея работала только в светлое время суток... Поэтому никак не скажешь, что было все прекрасно. Были крайне неудобные условия для публики - все два миллиона посетителей теснились в маленьком гардеробе, старых уборных и т.д., что не способствовало прелести галереи, как бы мы ни старались этого не замечать. А многие искренне не замечали - всех пленяла все та же концентрация духовности, которая обрушивалась на вас в залах, и вела, и захватывала. Помню свое первое посещение Третьяковки в студенческие годы: я пережила очень сильные эмоции, хотя училась в Ленинграде, бывала в Эрмитаже... Правда, нельзя забывать, что в ту пору и он испытывал влияние железного занавеса - например, нас, студентов, по величайшему секрету пускали в фонды посмотреть полотна импрессионистов, ведь они не висели в залах Эрмитажа. Да и в Русском музее до 1953 года и Серов был полузапретным, и Врубель. Мы забыли это - кажется, что всегда было так, как сегодня. Надо сказать, что в Третьяковке в ту пору висели и Врубель, и Серов, хотя далеко не все и не столько, как сейчас... Теперь мы вольны показывать все, что считаем нужным, и главный критерий - качество: мы выставляем не все подряд, а только самое лучшее. Нельзя было даже вообразить в залах полотна художников авангарда, символистов, тогда как ныне свое место по праву заняли Борисов-Мусатов и "Голубая роза", Малевич, Шагал, Древин и Кандинский... При этом мы не отказываемся от соцреализма и советского искусства, в последнее время вызывающего большой интерес в мире.

    

- Интересно, как росло собрание ГТГ, в частности, как расширилась коллекция с момента предыдущего юбилея - столетия галереи?

- Цифры красноречивы. Скажем, в 1892 году, когда Третьяков передавал свое собрание городу Москве, в нем значилось около 2 тысяч экспонатов. Точнее, количество номеров хранения было 1902, но тогда под одним номером часто шло несколько работ - к примеру, Туркестанская серия Верещагина, где на деле много рисунков. Сейчас, когда каждый листок имеет отдельный инвентарный номер, цифры расходятся с прежними описями - реально у Третьякова было более 2 тысяч работ. А уже в 1898 году его коллекция возросла более чем на 300 работ. Крупным поступлением тех лет были графические эскизы Виктора Васнецова к росписи Владимирского собора в Киеве (они тоже шли одним номером). В 1917 году, при И.Э.Грабаре, стало уже 4 060 номеров, но там еще соблюдался старый принцип нумерации Третьякова. Через 10 лет, к 1928 году, коллекция, главным образом живописная, увеличилась почти втрое. Национализация, разорение дворянских гнезд плюс музейные реформы, передача фондов из Ленинграда и так далее. К 1938 году все по тем же причинам, а к ним добавьте советские выставки (теперь уже не только отбирают, но и покупают), собрание увеличилось еще втрое. То есть по сравнению с временами Третьякова оно выросло уже в 15 раз - почти до 33 тысяч единиц хранения. Через 10 лет, несмотря на войну, еще на 10 тысяч - но это уже за счет советского искусства. Ведь в эти же годы, 20 - 30-е, много произведений еще и выдавалось из фондов Третьяковки в региональные и республиканские музеи - украинские, среднеазиатские, закавказские, да так они там и остались. А теперь, конечно, ни о какой внутренней реституции говорить невозможно. Что было, то было: если мы всколыхнем этот вал, то, боюсь, задохнемся, будем все время судиться между собой, музей с музеем... Так сложилась история, но хотелось бы, чтоб она больше не повторялась. История должна быть эволюционной, а не революционной. Большевики ломали историю любую - даже музейную. Все 20 - 30-е годы - сплошной музейный передел. Что-то продавали за границу, что-то передавали из Петербурга-Ленинграда в Москву, из Москвы в Ленинград, из обеих столиц в другие города, в республики СССР и российские музеи. Сейчас многие гордятся (как Ивановский музей, и не только он) тем, что поступило к ним из Третьяковки и Русского музея. Все это мы показываем теперь в проекте "Золотая карта России", но я настаиваю - никакого нового передела и дележа быть не должно. Пусть каждый музей развивается с тем, что имеет. Пусть в основе всей нашей дальнейшей истории лежит закон РФ 1996 года о музеях, где провозглашено, что все собрания музеев неделимы и неликвидируемы. Они должны быть такими, как сложились, и могут расти, конечно... Этот закон нас защищает и от волюнтаризма властей, и от любых других посягательств.

Продолжая разговор о росте коллекции, отмечу, что с 1947-го по 1969 год ее рост был меньше - видимо, снова шли выдачи экспонатов. Потом каждый год приращение: в 1970 году стало почти 46 тысяч, а сейчас почти 140 тысяч экспонатов, считая все новые поступления: многое пришло к нам от Костаки, от Томилиной-Ларионовой - очень большой и серьезный пласт. Это и поступления из Картинной галереи СССР, и коллекция новейшего искусства, переданная из Царицына. Активизировались и художники, и коллекционеры - хотя галерея закрывалась почти на 10 лет, но работа шла, бывали дары.

    

- Всем музейщикам знакомы проблемы с финансированием из госбюджета. Проявляют ли заботу о галерее частные лица? Ведь это важно и для них - имидж... Понимают ли, что связать свое имя с Третьяковкой - это почетно?

- Наш музей в прежние годы обходился бюджетными средствами, даже на закупки их хватало. Сейчас ситуация в корне изменить, за антикварным рынком с аукционами нам не угнаться. Честно говоря, не всегда и нужно: в мире мало произведений русского искусства, способных принципиально дополнить нашу и без того богатую коллекцию. Все, что хотели бы приобрести, мы отслеживаем, порой нам делают щедрые дары. Скажем, на последней ярмарке в Манеже с помощью спонсоров купили рельеф М.Козловского - скульптора XVIII века, недавно нашли последнее из больших полотен Врубеля и надеемся, что оно окажется у нас. Вспомним также: мы купили пейзаж Карла Брюллова в Португалии, отстояли свое право на завещанный нам зарубежным коллекционером "Сенокос" Венецианова. Сейчас решается вопрос о покупке архива младшей дочери Третьякова, находящегося в Италии. Так что работа идет, но не с тем размахом, какого бы хотелось... Нередко дорогу нам переходят частные коллекционеры, как случилось с "Похищением Европы" Серова: мы очень хотели приобрести эту знаковую картину (она долго висела в экспозиции), хотя в Третьяковке есть превосходная темперная композиция на ту же тему. Но капитал нас переиграл - с ним мы конкурировать не можем. Особенно при нынешнем всплеске моды на русскую старину...

    

- Вероятно, вы и сами диктуете моду, вводя в культурный оборот ранее мало известные Западу пласты русского искусства, как тот же XIX век. Остается удивляться, что собрание Третьяковки не так сильно пострадало от сталинских распродаж...

- Мы не гонимся за модой и не стремимся быть в ней законодателями, хотя порой получается: возьмите хотя бы успех выставки Репина, собравшей в маленьком городке Голландии около 300 тысяч посетителей! А собрание в 1930-е годы сохранилось - к счастью для нас, тогда цены на русское искусство были чрезвычайно низкими. Словом, рост коллекции огромен: если сравнить с эпохой Третьякова, почти в 60 раз. Возник громадный музей, чье собрание требует новых подходов - и в его эволюции, и в показе, и в хранении. Оно у нас сейчас одно из лучших в мире, особенно наш депозитарий, но и на Крымском Валу, когда были введены в строй почти все помещения и оборудовано надлежащим образом хранилище, оно оказалось огромным. Но и там оно уже заполнено до отказа - новые поступления опять негде хранить, и там тоже необходим свой депозитарий. Нужно говорить и об улучшении помещения, о его адаптации к сегодняшним нуждам. Когда возводили здание, предназначенное для задуманной тогда Картинной галереи СССР (а проектировали его еще в 1950-е годы), не было опыта строительства музеев.

    

- И все же Третьяковка вместе со зданием на Крымском - единственный в Москве современный комплекс!

- Безусловно. Галерея нынешняя имеет статус всероссийского музейного объединения, где на полторы тысячи сотрудников, пожалуй, треть приходится на инженерные и эксплуатационные службы, заботящиеся о сложнейших технических вопросах. Заметьте, мы - единственный музей, который показывает практически все историческое время в России вплоть до начала ХХI века. Судите сами: Музеи Кремля теснятся на исторически замкнутом пространстве Боровицкого холма, Исторический музей расширился за счет бывшего Музея Ленина и наконец, после 20 лет реконструкции, открыл постоянную экспозицию, но лишь до начала ХХ века, Пушкинский музей задыхается в тесноте... Мы же частично решили вопрос расширения помещений для фондов и экспозиции, и теперь на очереди следующий этап реконструкции галереи. В недалеком будущем в Лаврушинском переулке мы планируем возвести новое здание площадью более 35 тысяч квадратных метров, где разместятся постоянная экспозиция скульптуры, коллекция древнерусского искусства, а также центр эстетического воспитания.

    

- С 90-х годов в Москве не спадает настоящий бум выставок. И здесь ГТГ - на передовых рубежах...

- Такой выставочной деятельности, как сейчас, в галерее никогда не было. Раньше бывало по две выставки в год, ныне - до 30, а то и 40. Но ведь прежде не было и выставочного зала, какой имеется ныне в Инженерном корпусе и в здании на Крымском Валу, - приходилось снимать картины из основной экспозиции, а потом вешать обратно. И это тоже то новое, что возникло на моей памяти, превратив ГТГ в иной музей: в этих выставках так или иначе задействованы все научные отделы. Очень выросло количество выставок за рубежом - прежде они были редкими и скорее случайными, по три, максимум четыре в год. Сейчас их тоже десятки, если считать и большие, где мы участвуем в разработке концепции, а не только в отборе экспонатов, и сборные, куда мы даем отдельные произведения. Ведь это еще и возможность заработка - мы можем эти деньги пустить на развитие музея и немного прибавить сотрудникам зарплату, что тоже важно.

    

- Вы стали своими в мировом "музейном клубе"?

- У нас установились хорошие деловые контакты со многими музеями, прежде всего с теми, что близки нам по времени, отраженному в коллекциях. В этом смысле нам ближе всего лондонская галерея "Тейт", мы активно устраиваем выставки в Королевской академии Великобритании и даже Национальной галерее Лондона, где недавно показали русский пейзаж, сотрудничаем с парижским Музеем Орсе. Ощущаем к себе интерес даже со стороны Лувра, где хотят организовать выставку древнерусского искусства. О проектах "Россия - Италия" и "Россия!" у Гуггенхайма все хорошо знают, но и там экспонаты Третьяковки были центральными, знаковыми. Но лучше всего у нас отношения складываются с коллегами в Италии и Германии, где постоянно проходят выставки русского искусства. И наиболее перспективными мне кажутся такие, которые позволяют вести диалог между нашим и западным искусством.

    

- Но ведь музейная работа - это не только показ, но и всестороннее изучение того, чем обладаете...

- Еще к вопросу о том, что на моих глазах изменилось в галерее. Одна из важнейших форм деятельности любого музея - изучение и систематизация собрания. Каталогизация - не просто учет, но составление научного каталога, что подразумевает и атрибуцию произведений, и комментарий. Это главное в научно-исследовательской деятельности музея. Нужно сказать, заложено это еще Третьяковым - он первым начал делать описи и каталоги. Правда, они носили характер путеводителя по залам. Первый научный каталог в 1917 году выпустил Грабарь, который переделал экспозицию, осмыслил заново коллекцию, внес изменения в датировки. Все понимали, что каталог Грабаря - это первый этап научной систематизации всего собрания. И в 20-е, и в 30-е, и все последующие годы в галерее работали над сводным научным каталогом - "академическим". Принимали разные решения о том, как его публиковать, вплоть до правительственных постановлений в 80-е годы, обязавших Госкомпечать издавать такой каталог. Но денег на это не хватало всегда. Странным образом именно в 90-е годы мы начали публиковать этот каталог: в 1995 году вышел 1-й том, а сейчас за 10 лет издано 10 увесистых томов по разным сериям - наша гордость. Закончен каталог скульптуры, начаты тома по коллекции рисунка и древнерусского искусства, завершается публикация собрания живописи XVIII и XIX веков. Это большая заслуга нынешней галереи, и я горжусь, что принимаю непосредственное участие в организации и самом процессе этой работы - и как хранитель, и как автор статей, научный редактор, ответственный редактор всех томов. Мы предполагаем издать не менее 25 томов, где в основном будет графика. Напомню, каталог особенно важен, потому что дает возможность виртуально расширить нашу экспозицию, показав то, что почти всегда находится в запасниках, и позволить всем оценить полноту коллекции Третьяковки.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

КЛАСС "А"

АНОНС

НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;