Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18-19 (7528) 18 - 24 мая 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраРыцарь "Слова"Юбилейная выставка гравюр Владимира Фаворского Евграф КОНЧИН
В Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике открыта выставка "Рыцарь "Слова", посвященная 120-летию со дня рождения замечательного нашего мастера Владимира Андреевича Фаворского (1886 - 1964), народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Ленинской премии. Его имя стало национальным символом могучего дарования, высокой нравственной, духовной силы и чистоты. Его произведения вошли в классику отечественного искусства. Владимир Фаворский в своей профессии был универсален. Живописец, скульптор, монументалист, театральный художник, станковый и книжный график. Он разработал уникальную систему оформления книги в ее внешнем и внутреннем единстве, теоретически это обосновав. Но любимой его техникой была ксилография, то есть гравюра на дереве. Фаворский иллюстрировал произведения крупнейших классиков отечественной и зарубежной литературы. Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Пришвин, Данте, Шекспир, Мериме. Более пятнадцати лет, с 1937-го по 1954 год, работал над гравюрами к древнерусскому эпосу "Слово о полку Игореве". Именно гравюры к этому величайшему литературному памятнику и представлены на выставке в Ярославском музее. Она состоит из авторских работ, в том числе самых ранних, а также оттисков, отпечатанных с граверных досок Фаворского, исполненных его внуком Иваном Фаворским-Шаховским. В экспозиции - и книги "Слово о полку Игореве" разных лет издания, ставшие ныне библиографической редкостью и полученные на выставку из библиотек Ярославля. Гравюры к этим книгам наглядно показывают, какой кропотливой и трудоемкой была работа художника. Как говорил сам Владимир Андреевич, "каждый раз старался сделать лучше". Но все предыдущие иллюстрации не могли его удовлетворить. Некоторые гравюры так и не попали в книги. Лишь на четвертый раз он понял, что все предыдущие листы были подготовкой к главному решению. "Трудно, по-моему, - говорил художник, - даже в мировой литературе найти эпическое произведение, равное "Слову...". Ему казалось, что его знания истории Древней Руси недостаточны. Художнику нужно было не только осмыслить текст произведения, но почувствовать дух самой эпохи, о которой оно повествует. Фаворский засел в библиотеки, архивы. В Историческом музее скрупулезно изучал одежду, предметы, оружие, бытовые вещи. Поэтому все они, изображенные в его гравюрах, этнографически достоверны и убедительны. Гравюры Владимира Фаворского к "Слову" - не только высокохудожественное произведение, но и результат огромного научно-исследовательского труда. Листы строги, композиционно уравновешены, глубоко исторически осмыслены, неумолимы в своей логической и стилистической ритмике. В то же время они предельно просты, классически лаконичны. Большинство гравюр к "Слову" повествует о батальной истории событий, которые в нем разворачиваются, стихии упорной, жестокой борьбы, противостояния русских воинов и врагов. Но опять-таки в них нет мрака, ужаса. В своем главном смысловом содержании они оптимистичны. А лист "Плач Ярославны" - лиричен, прекрасен своей светлой печалью, своей трепетностью, верой и надеждой на избавление Игоря из иноземного плена. Ярославна в творчестве Владимира Фаворского - хрестоматийный, глубоко русский женский образ. Быть может, поэтому он стал как бы жизнеутверждающим символом выставки. Ярославская выставка произведений Владимира Фаворского стала истинным событием еще и потому, что иных, приуроченных к его 120-летию, я не знаю. Крупнейшие московские музеи, обладающие огромными коллекциями его работ, обошли молчанием эту дату, о чем приходится только сожалеть. Складывается парадоксальная ситуация, когда некоторые современные художники-графики весьма среднего уровня устраивают по десятку выставок ежегодно. А вот Фаворского мы видим раз в десять лет. Невольно задумываешься о "благодарной" памяти нынешних поколений. Хотя в некоторых областных и краевых музеях, где меньше занимаются околохудожественной суетой, с благодарностью вспомнили о великом мастере. Выставка его работ, к примеру, состоялась в Липецке. Не могу не упомянуть недавно вышедшую небольшую, но прекрасно написанную книгу о Владимире Фаворском известного нашего критика Марии Чегодаевой. Также в рубрике:
|