Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 18-19 (7528) 18 - 24 мая 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Крокодиловы недра

"Происшествия невероятные". Новый драматический театр

Ирина АЛПАТОВА
Фото Дмитрия МЕРНОВА


Д.Якушев - Творогов, О.Бурыгин - Шабрин, В.Приезжев - Иван Иваныч в сцене из спектакля

Почему в этом сезоне столичные театры массово потянулись к Достоевскому, еще стоит выяснить на досуге. Финал сезона минувшего, например, был отмечен культом Сухово-Кобылина, годом раньше уверенно лидировал Островский. Причем ни в какую общую картину приметы этого лидерства не складываются, просто появляются то тут, то там в очень разных вариантах. Инсценируются как отдельные фрагменты больших романов ("Бесы", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы"), так и "малые формы". Да и жанровая амплитуда получившихся спектаклей колеблется от неких мистерий до почти цирковых комических представлений.

К последнему близка и нынешняя премьера - спектакль "Происшествия невероятные", поставленный в Новом драматическом театре его художественным руководителем Вячеславом Долгачевым. Он же сконструировал и пьесу, объединив в ней известные рассказы Достоевского "Бобок", "Чужая жена и муж под кроватью" и "Крокодил, необычайное событие, или Пассаж в Пассаже". Кстати, сама пьеса получилась весьма изобретательной и своеобразной, поскольку здесь нет банальной очередности рассказов, но коллизии и действующие лица каждого из них проникают друг в друга, перемешиваются и составляют в конце концов единое анекдотическое действо. К тому же объединенное общим персонажем - неким литератором Иваном Иванычем (Владимир Приезжев), из-под пера которого, кажется, и вышли все эти истории. Он же - и своеобразный "режиссер" действия: все время на сцене, сталкивает персонажей лбами, подсказывает реплики, маячит третьим в какой-нибудь любовной истории. А порой и сам удивляется тому, как все происходящее решительно выходит из-под авторского контроля, выпивает с горя рюмку-другую, маясь "муками творчества". Прием не нов - ходили по московским сценам и Пушкин, и Чехов. Но безотказен в смысле связующего звена.

И вот ведь парадокс. При имеющейся массовости постановок по Достоевскому так называемая широкая публика все равно от него отвыкла. Да что там говорить, сами театры и отучили - преобладанием иных ритмов, текстов и ситуаций. А ведь у "окраинного" Нового драматического и публика немного иная, может быть, в массе своей не столь театрально продвинутая. В общем, самая обычная публика, которой трудно воспринимать даже такого, отчасти облегченного Достоевского. Ведь что ни говори, и анекдотические ситуации описаны весьма умно и порой заковыристо, да и вообще серьезный наш писатель-мыслитель в означенные жанровые рамки укладывается с трудом. Да и Вячеславу Долгачеву, вероятно, было мучительно жалко каждого авторского слова, так что пьеса в конкретной сценической ситуации все же грешит многословием и явно жаждет сокращений, ведь визуальный ряд спектакля сам по себе весьма красноречив.

Вообще "Происшествия невероятные" кажутся самой спорной постановкой Вячеслава Долгачева за несколько последних сезонов. С одной стороны, этот спектакль явно вписывается в тот гармоничный стиль - легкий, зрелищный, слегка карнавальный, которым отличается Новый драматический нынешнего дня. И является своеобразным продолжением той линии, что наметилась в таких спектаклях Долгачева, как "Один из последних вечеров карнавала", "Шутники". Подобная цельность, между прочим, вправе называться "лицом театра", а его сегодня днем с огнем не отыщешь у столичных коллективов. С другой же, эта вписанность в стиль здесь явно форсируется, действие, парадоксально смешное само по себе, перегружается комическими трюками, порой явно излишними. Актеры начинают форсировать интонации, утрировать жесты, падать и прыгать, всячески доказывая, что Достоевский не только серьезен и трагичен, но и забавен.

Впрочем, что касается актеров, то труппа Нового драматического безусловно достойна уважения, поскольку практически каждый актер способен выполнить любое режиссерское задание и при этом продемонстрировать явный потенциал, этим заданием не предусмотренный. К тому же едва ли не в каждом спектакле, неважно, поставленном ли худруком или другим постановщиком, какому-либо актеру дается возможность просолировать, явив публике видимые приметы мастерства. На сей раз подобная участь выпала на долю Олега Бурыгина (Шабрин), сыгравшего того самого "мужа под кроватью". В этом спектакле ему, пожалуй, точнее других удалось попасть в стиль, атмосферу и настроение постановки. Но важнее даже другое - Бурыгин привнес в эту анекдотично-карнавальную стихию живую жизнь, ниточка которой протянута от самого оригинала, то есть от Достоевского. Актер искренен, виртуозен и очень неоднозначен в проявлении эмоций своего персонажа, причем этих переживаний у него - целая палитра. В общем, стал камертоном этого действа, к которому не мешало бы чуть-чуть подстроиться и остальным.

В целом же завершающийся юбилейный сезон Нового драматического театра был достаточно любопытным. Он не поражал обилием премьер (их вышло всего три) и ровным течением сценической жизни. За явной удачей - спектаклем "Настоящий Запад" Наркас Искандаровой последовало событие весьма скромное - "Старый дом" Евгения Ланцова. Финиширует же сезон нынешним спектаклем, остающимся в "своем амплуа" Нового драматического. Но зато здесь публика не встретила ни драматургических поделок, ни явного актерско-режиссерского непрофессионализма. И уже вошло в привычку с интересом ожидать, а что же будет дальше.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;