Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18-19 (7528) 18 - 24 мая 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеЛучший из пяти...В ММДМ завершился Пятый Пасхальный фестиваль МУЗЫКАЕвгения КРИВИЦКАЯ
Заключительный блок концертов Пасхального фестиваля оставил столь же сильное впечатление, что и начало. Оркестр Мариинского театра, продемонстрировавший великолепную форму, смог достойно выдержать до конца марафонскую концертную дистанцию и триумфатором завершить эту грандиозную эпопею. Последние четыре концерта получили определенную драматургию, где кульминационным пунктом стал третий вечер. Прозвучала Десятая симфония Шостаковича, ставшая в интерпретации Валерия Гергиева и оркестра абсолютной художественной вершиной фестиваля. Эта симфония относится к числу сложных, "трудных" произведений композитора. Она требует предельного погружения в себя, в ней непросто найти верный пульс, позволяющий музыкальным событиям естественно развертываться во времени. Эта органичность "дыхания" симфонии соединилась в этот вечер с исключительным звучанием оркестра. Ни одного кикса, все многочисленные соло были сыграны с невероятной одухотворенностью. В.Гергиеву удалось раскрыть в партитуре Десятой самые потаенные смыслы, "вытянуть" из оркестра самые разнообразные краски, так что прочтение этой партитуры Гергиевым можно поставить вровень с самыми великими исполнениями XX века. Хотя фестиваль в целом посвящен 100-летию со дня рождения Д.Шостаковича, но два концерта были отданы сочинениям эпохи романтизма. В первом - прозвучал Третий акт из оперы Вагнера "Валькирия", вызвав ностальгические воспоминания о прошлогодних московских гастролях Мариинки с полным циклом тетралогии "Кольцо нибелунга". Впрочем, нынешнее, хоть и концертное исполнение, было ничуть не хуже, по некоторым параметрам даже поинтереснее. Например, несомненной удачей стало выступление Валерии Стенькиной. В прошлом году ее Зиглинда была явно не "в голосе", зато теперь все вокальные барьеры были взяты, и она легко перекрывала бушующий на сцене оркестр. Великолепную Ольгу Сергееву мы слышали в партии Брунгильды в "Гибели богов". Теперь она столь же ярко показалась в "Валькирии". Так что остается еще раз выразить восхищение многофункциональностью певцов Мариинского театра. Главным "блюдом" этого вечера тем не менее мыслился зарубежный гость - британский бас-баритон Брин Терфель, исполнивший партию Вотана. Брин Терфель занимает одно из первых мест в мировой певческой табели о рангах и особенно прославился своими партиями Фальстафа и Фигаро. Однако как раз последние годы он активно осваивает вагнеровский репертуар. Артист замечательно представил образ разгневанного, а затем страдающего верховного бога. Яркой краской его пения стало внимание к просодии немецкого текста (к шипящим и "лающим" звукам), то, что почти отсутствует у русских певцов, больше уделяющих внимание тембру голоса как такового. Как всегда, у Гергиева оркестр - не второстепенное действующее лицо, тем более в Вагнере, который сознательно выдвигал инструментальную часть на передний план. Интерпретации В.Гергиева по-прежнему производят сильнейшее впечатление своей мощью, умением создать и выдержать до конца длительное напряжение. На Пятый Пасхальный была приглашена целая обойма первоклассных солистов. Уже вышла рецензия на выступление Александра Торадзе. И еще два пианиста были представлены московской публике. Рафал Блехач - победитель последнего Международного конкурса имени Шопена в Варшаве - в качестве спецприза получил право приехать в Москву и выступить с оркестром. Естественно, что от победителя Шопеновского конкурса все ждали особых откровений. В целом исполнение Первого концерта Шопена произвело весьма благоприятное впечатление, но незаурядным здесь оказался оркестровый аккомпанемент. Наконец-то во вступлении не было бетховенской героики: пусть мужественная, эта музыка очень личная, негромогласная, что ощутил и тонко передал Гергиев. Когда солировал рояль, то инструменты создавали поэтичную атмосферу, тактично подавая реплики. Дирижер феноменально "ловил" пианиста, и Концерт предстал в гармоничном единении оркестра и солиста. Что касается Блехача, то его главным недостатком является обыденный звук. Все-таки для шопениста необходимо выработать особое туше, которое так завораживает у корифеев прошлого - Софроницкого, Оборина, а в наши дни - у Плетнева. В то же время чувствуется, что у Блехача есть внутренний потенциал: он естественен, ощущает ценность пауз, умеет "остановить мгновение", наконец, он обладает отличной техникой. Думается, что 21 год - а именно столько сейчас новому лауреату - это лишь начало его творческого пути. Ефим Бронфман сразил своим исполнением Второго фортепианного концерта Бартока. Труднейшее в техническом плане сочинение он исполнил с невероятной виртуозностью. Другая пара - скрипачи Николай Цнайдер и Вадим Репин - постоянные и любимые солисты Валерия Гергиева. Например, Скрипичный концерт № 1 Шостаковича, прозвучавший в исполнении Репина на закрытии в Доме музыки, они исполняли в этом сезоне и в Вене, и в Киеве. Цнайдер представил новинку - Скрипичный концерт Эриха Корнгольда, автора, почти неизвестного в России. Австриец по национальности, он большую часть жизни провел в США, активно сотрудничая с Голливудом. Влияния эстетики "фабрики звезд" достаточно сильно отразились на стилистике Концерта. Впрочем, мелодичность, пусть и однообразная, давала возможность Цнайдеру продемонстрировать очень красивый звук. А сыгранная "на бис" Сарабанда из ре-минорной Партиты Баха, показала, что перед нами глубокий и интересный музыкант. Вообще "бисы" принесли множество приятных сюрпризов. Например, в этот же вечер после Симфонии № 2 Шумана оркестр Мариинки под управлением Гергиева изумительно сыграл "Вступление" к "Лоэнгрину" Вагнера. Это была действительно "неземная" музыка, где трепещущие струнные вели бесконечную мелодию о божественном царстве Грааля. Вообще Гергиев на этом фестивале продемонстрировал удивительный универсализм. Пожалуй, чуть менее интересным стал заключительный вечер, где, кроме упомянутого Скрипичного концерта, исполнялись Девятая симфония и сюита из оперетты "Москва - Черемушки" Шостаковича. Хотя качество игры по-прежнему оставалось высоким, но ее тонус был несколько снижен. Вероятно, все же сказалась усталость и от дневного концерта на Поклонной горе, и от напряжения, связанного с прозвучавшей накануне Десятой симфонией. Кроме того, переход из БЗК в Светлановский зал ММДМ наглядно продемонстрировал все недостатки акустики последнего. И все же ощущение музыкального праздника, который состоялся благодаря В.Гергиеву, никуда не исчезло. Калейдоскоп ярких впечатлений, встреча с лучшими солистами мира, общение с замечательной музыкой в прекрасном исполнении - все это принес Пятый Пасхальный фестиваль, который по праву можно считать самым удачным, самым стабильным за все годы существования. Региональная экспансияРегиональная программа V Московского Пасхального фестиваля с участием Мариинского театра охватила города Сибири и российского Юга. Валерия Гергиева часто награждают эпитетом "завоеватель". В самом деле: из года в год повторять одни и те же симфонические программы в одних и тех же залах - не для него. Этому колоссу современной классической музыки необходимы новые свершения, и чем рискованнее и невыполнимее на первый взгляд - тем заманчивее и желаннее. Очередным ярким примером тому стала региональная программа V Московского Пасхального фестиваля, состоявшая из двух основных частей. В первой солисты, оркестр и хор Мариинского театра отправились за Урал - в Сибири были показаны две последние постановки: оперы Верди "Набукко" (Красноярск и Ханты-Мансийск) и "Фальстаф" (Новосибирск). Завоевав Восток, глава фестиваля устремился на Юг - в Краснодар и Ростов-на-Дону, уже с симфоническими программами при участии Анны Нетребко. Перерыв между двумя тяжелыми во всех отношениях поездками (каждодневные перелеты, резкая смена климата - от +16 в Красноярске до - 9 градусов в Ханты-Мансийске) дирижер заполнил вполне традиционной для своего концертного графика "передышкой": четыре дня труппа провела в Киеве, где в рамках другого фестиваля - "Киевская Русь" - ежедневно давала спектакли и концерты. Расписание, в котором на каждый день запланированы переезды и выступления на разных площадках, безусловно, нельзя назвать щадящим для музыкантов. Случались в нем и вполне предсказуемые накладки, и ситуации, близкие к критическим. Так, за 40 минут до начала "Набукко" в Красноярске бродившие по служебным помещениям театра участники хора задавали всем вполне логичный вопрос: "А вы не знаете, у нас спектакль или концертное исполнение? Какие костюмы надевать?" В обоих показах "Набукко" артисты совершали подвиг, за считаные минуты репетиции примериваясь к новым условиям. В красноярском театре декорации с трудом разместили в пространстве вдвое меньшем, чем нужно, поэтому певцам приходилось внимательно смотреть под ноги и импровизировать в мизансценах. В Ханты-Мансийске оркестр расположился непосредственно на сцене (оркестровой ямы в концертно-театральном зале "Югра-Классик" не предусмотрено), а одетые в сценические костюмы солисты и хор в экстренном порядке вместе с постановщиком спектакля Дмитрием Бертманом буквально за час пересмотрели сценический облик спектакля. К чести маэстро Гергиева и его подопечных, ни одна из внутренних сложностей не стала очевидной для зрителей. Обе версии "Набукко" выглядели убедительно, поражая спокойным профессионализмом певцов и внутренним огнем звучащей музыки и самим характером драмы. Триумфальным стал и дебют Мариинки в Новосибирске. Отреставрированный театр оперы и балета с вместительной сценой и напоминающим стадион зрительным залом на 1700 мест оказался идеальной площадкой для решенного в современном ключе "Фальстафа" Кирилла Серебренникова. А великолепная актерская работа Виктора Черноморцева и легкий, ироничный тон спектакля с первых же сцен переломили скептический настрой местных меломанов, с некоторой тревогой ожидавших, что им привезут нечто совсем уж авангардное. Для российского Юга Валерий Гергиев припас иные силы своей "тяжелой артиллерии". Центральным событием было заявлено первое сольное выступление в родном городе, в Краснодаре, сопрано Анны Нетребко. Единственным обстоятельством, несколько омрачившим праздничность статусного светского мероприятия (билеты стоили от одной до 3,5 тысячи рублей, тогда как на спектакли сибирского тура можно было попасть за 200 - 300 руб.), стала сочинская трагедия. Присутствовавшие почтили память погибших в авиакатастрофе минутой молчания, а затем начался концерт. Анна Нетребко явилась перед залом в легкомысленно-пестром декольтированном платье и исполнила свой коронный репертуар из популярных арий. За что была одарена не только цветами и овациями, но и официальной наградой - медалью "Герой труда Кубани". В тот же вечер прозвучали "Картинки с выставки" Мусоргского, получившиеся сколь бравурными и оглушающими, столь и однообразными. Подобного исполнения от Мариинского оркестра, неоднократно блиставшего именно с этим сочинением в столице, можно было ожидать меньше всего. И только сохраняемая маэстро Гергиевым и оркестрантами невозмутимость рождала крамольную мысль о том, что происходящее на сцене - всего лишь реакция на помпезную обстановку и доведенную до экстаза "нашей землячкой Аннушкой" (как любовно называл ее местный губернатор) публику, настроенную аплодировать тем активнее, чем громче и прямолинейнее играет оркестр. Впрочем, уже на следующий день в оперном театре Ростова-на-Дону Мариинский оркестр обрел свой привычный облик. Скрипичный концерт Брамса (солировал Николай Цнайдер) и Вторая симфония Шумана звучали эмоционально живо, с тонкой градацией настроений (от беззаботной игривости до по-бетховеновски величественной героики) и впечатляли великолепной сыгранностью. Исполнив очередную культурную миссию и охватив обширную географию, Валерий Гергиев, закрывая Пасхальный фестиваль в Москве, заметил, что доволен тем, как прошла его региональная программа. "Правда, очень утомляют ежедневные перелеты и концерты. Я склоняюсь к тому, чтобы сократить количество выступлений и больше отдыхать", - сообщил маэстро. Каким бы усталым ни выглядел дирижер, в искренность его намерений, прослеживая планомерно проводимую "экспансию" Мариинки в регионы, поверить трудно. Завоеватели на достигнутом не останавливаются. Но их - если победа одержана - судить не принято. Также в рубрике:
|