Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18-19 (7528) 18 - 24 мая 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияПлохи шутки с огнемПетербургская консерватория закрыта Роспожнадзором КОНФЛИКТАнна МАРТОВИЦКАЯ
Уже три недели знаменитая Санкт-Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова закрыта. Учебный процесс приостановлен, равно как и подготовка к летней сессии, все концерты отменены. Преподаватели и студенты могут попасть в здание альма-матер, но только по заранее согласованным спискам: посторонним в консерваторию вход запрещен. Формально введение "чрезвычайного положения" является результатом комплексной проверки Госпожнадзора, который выявил многочисленные нарушения противопожарной безопасности. Однако на самом деле причиной приостановления деятельности консерватории стал имущественный конфликт: учебное заведение и театр, расположенные в одном здании, никак не могут поделить принадлежащие им площади. По адресу: Театральная площадь, дом 3 действительно "прописаны" два учреждения культуры - Санкт-Петербургская консерватория и Государственный театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. Несмотря на присутствие слова "консерватория" в обоих названиях, сегодня это юридически самостоятельные учреждения. Однако их отношения, очень тесные из-за совместного проживания, не регламентируются никакими документами. Договор о безвозмездном пользовании имуществом между двумя структурами только разрабатывается, и пока суд да дело, нашелся очень горячий повод для конфликта. Как рассказала журналистам директор театра Наталья Орлова, Большой зал консерватории в этом году был сдан дирекцией последней коммерческому агентству, вследствие чего театр лишился площадки для своей труппы в разгар балетного сезона. Отчаявшись мирно решить эту проблему, Наталья Орлова привлекла тяжелую артиллерию в лице Госпожнадзора, благо что ответственность за пожарную систему в здании несет консерватория, получающая на это бюджетные средства. Конечно, всем понятно, что на противопожарные нужды у нас выделяются не миллионы и при желании обнаружить недостатки в системе обеспечения противопожарной безопасности можно в любом учреждении культуры. Но в Петербургской консерватории их даже не пришлось особо искать: в здании, которому в 2012 году исполнится 150 лет, с системой ликвидации возможных пожаров дело обстояло катастрофически плохо. Судите сами: электросети изношены, розетки и изоляция на проводах во многих местах повреждены, пути эвакуации и аварийные выходы закрыты, сценическая коробка театра, декорации и драпировка не обработаны огнезащитным составом, под сценой хранятся горючие материалы. Но переполнила чашу терпения пожарных информация о том, что здание в целом не оборудовано автоматическими системами пожаротушения и оповещения, а также сигнализацией. 2 мая Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга вынес решение о приостановлении деятельности консерватории сроком минимум на тридцать суток. За пожарным конфликтом последовал едва ли не рейдерский захват: в праздничные дни в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории были вскрыты кабинеты его руководителей, описано и вынесено имущество. Как выяснилось позже, это руководство консерватории пошло в контрнаступление: уже больше года вуз пытается получить в свое распоряжение несколько комнат, формально принадлежащих театру. Все это время между учреждениями культуры велись довольно вялые переговоры: консерватория настаивала на том, что комнаты не задействованы в процессе создания спектаклей, зато ей необходимы, поскольку вуз собирается вводить два новых факультета (русского языка для иностранных студентов и повышения квалификации), а после того, как разгорелись пожарные страсти, ректор Александр Чайковский, видимо, решил, что хватит соблюдать политес. Впрочем, захват помещений проходил более чем цивилизованно: имущество было тщательно описано, а весь процесс заснят на видеопленку. По крайней мере, у вызванных театром на место происшествия милиционеров претензий к действию вуза не возникло. По счастливому стечению обстоятельств сразу по окончании майских праздников Федеральное агентство по культуре и кинематографии провело в Петербурге выездное заседание коллегии, посвященное проблемам развития Консерватории им. Римского-Корсакова. Говорить на нем чиновники собирались лишь о подготовке к юбилею музыкального вуза (коллегия вообще была задумана "юбилейной" - вторым вопросом в повестке дня значилось приближающееся 250-летие Александринского театра), однако дискуссия неизбежно коснулась и проблем с Госпожнадзором, и взаимных имущественных претензий. В результате налицо редчайший случай в отечественной культурной практике: федеральные чиновники оперативно вмешались в конфликт и не менее оперативно нашли пути его разрешения. Что касается обеспечения противопожарной безопасности здания на Театральной площади, то, конечно, решить все его проблемы не удастся. Но руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой уже встречался с главным пожарным Санкт-Петербурга Леонидом Лебедевым и договорился о том, что после устранения наиболее вопиющих недостатков деятельность консерватории будет восстановлена в прежнем объеме. Как нам сообщили в пресс-службе вуза, скорее всего, консерватория будет вновь открыта для посетителей 27 мая. Имущественный конфликт Роскультура погасила не менее решительно. "Мы встречались с руководством Санкт-Петербургской консерватории и оперного театра при консерватории и пришли, как мне представляется, к некоему консенсусу, - сообщил журналистам Михаил Швыдкой. - Уже на следующей неделе должен быть подготовлен договор, который будет определять условия их работы. Но этот конфликт в принципе исчерпан еще и потому, что по проекту, подготовленному и уже получившему одобрение в Министерстве экономического развития РФ и в Министерстве финансов РФ, Санкт-Петербургская консерватория должна быть реорганизована. В нее войдут в качестве самостоятельных, но одновременно не юридически существующих подразделений средняя специальная музыкальная школа-лицей, центр фольклора и этнографии и оперный театр". Руководитель федерального агентства особо подчеркнул, что все площади театра будут возвращены консерватории, в противном же случае вместо планомерного развития и расширения знаменитый вуз был бы вынужден сократить количество факультетов и число принимаемых на дневное отделение студентов. Коллегия Роскультуры утвердила программу комплексного развития Петербургской консерватории до 2012 года. Этот документ, как водится, состоит из множества пунктов, самые важные из которых - строительство нового здания, ремонт общежития, реставрация принадлежащей консерватории англиканской церкви и расположенного в ней органа и долгожданное расселение квартир, расположенных на верхних этажах здания вуза. Кому-то, конечно, покажется очень странным, что в Петербургской консерватории им.Римского-Корсакова проживают несколько десятков семей, однако городу на Неве с его вековыми традициями коммунального жилья к таким казусам не привыкать. И все-таки подобное соседство причиняет учреждению культуры существенные неудобства, а главное, лишает дополнительных площадей (подсчитано, что консерватории с ее нынешним числом студентов и аспирантов нужно в три раза больше площадей, чем имеется сейчас). Федеральное агентство по культуре и кинематографии само расселением квартир заниматься не может, но Михаил Швыдкой пообещал обратиться за помощью во все необходимые инстанции, как федеральные, так и городские. Проект расширения жилплощади консерватории поддержала и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Как нам стало известно, проект нового здания Петербургской консерватории уже разработан силами самого вуза. Он должен быть окончательно согласован к 2007 году, а в 2009-м чиновники предполагают начать само строительство, - если, конечно, финансовоемкие реставрации Мариинского и Большого театров к тому времени завершатся. Реализация проекта оценивается примерно в 5 миллиардов рублей, из которых около трети придется найти у инвесторов самой консерватории. Неизвестно пока и то, где именно разместится новое здание. В этом смысле петербургскому музыкальному вузу повезло меньше, чем Московской консерватории, чьи новые корпуса намечено построить прямо за старыми, вписать новое здание в бесценный исторический ландшафт Театральной площади, конечно, не удастся. Также в рубрике:
|