Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7530) 25 - 31 мая 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраНедоступные двери запасниковТретьяковская галерея открыла их для Нового Манежа Евграф КОНЧИН
Название выставки, открытой в Новом Манеже, весьма интригующее - "Третьяковская галерея открывает свои запасники". Она приурочена к юбилейным торжествам по случаю 150-летия знаменитой сокровищницы отечественного изобразительного искусства. 120 произведений живописи и скульптуры русских мастеров XVIII - XX веков как бы в мини-варианте повторяют постоянную экспозицию Третьяковки. Прежде всего ее старой части, размещенной в Лаврушинском переулке. И главное, что утверждается экспозицией уже в самом ее начале, - в запасниках нет ничего второстепенного, здесь хранятся произведения такого же высокого художественного достоинства, такого же профессионального мастерства, что и те, которые мы видим в постоянной экспозиции. И деление картин на основные и запасные происходит по сложным экспозиционным законам, выработанным веками во всех крупнейших музеях мира. Обычно в залах размещается пять - семь процентов от общего количества экспонатов музея. Остальное находится в запасниках. Нынешняя выставка открывается произведениями русских мастеров XVIII - XIX столетий Д.Левицкого, В.Боровиковского, Ф.Рокотова, С.Щедрина, О.Кипренского, В.Тропинина, К.Брюллова, картинами, по большей части хорошо знакомыми. Они включались в постоянную экспозицию, часто показывались на выставках, репродуцировались в каталогах, монографиях, альбомах, популярных книгах. Поэтому громких открытий здесь нет. Но ожидания посетителей и в этом разделе будут вполне вознаграждены, ибо наряду с признанными шедеврами великих живописцев показаны произведения, действительно мало знакомые большинству посетителей, надолго спрятанные в запасниках, но принадлежавшие кисти талантливых, самобытных художников. Таких, как П.Барбье, М.Мохов, А.Златов, Н.Чернецов. Для них эта выставка является премьерой, для нас - настоящим откровением. Большой интерес представят картины известных, замечательных художников, которые по тем или иным причинам крайне редко показывались на выставках. Это "Портрет Александра II" К.Маковского, "Пенсионерки" М.Петрова, "Смотрины" Н.Неврева, "Дети за пианино" Н.Богданова-Бельского, "Дама с собакой" И.Грабаря, "Поздравление" Л.Пастернака, "Портрет О.Д.Талалаевой" И.Бродского, "Пасхальный натюрморт" С.Жуковского, "Балетная уборная" З.Серебряковой. Необычно и свежо представлена живопись первой половины XX века, в том числе советского периода: "Яванская танцовщица" П.Кузнецова, "Свеча и графин" К.Петрова-Водкина, "Осень в провинции" Б.Кустодиева, "Итальянка, несущая камни" Ф.Богородского; картины Ю.Пименова, А.Шевченко, П.Вильямса, А.Осмеркина. Они настолько качественны и оригинальны, что возникает желание видеть их в постоянной экспозиции галереи. Это в полной мере относится и к прекрасной картине Л.Пастернака "Поздравление" - произведению, превосходному по мастерству исполнения и весьма характерному для творчества художника. На холсте изображен среди поздравляющих Борис Пастернак, читающий свои стихи. И совершенно справедливо, что "Поздравлением" открывается вторая часть экспозиции, посвященная художникам XX века. Интересен скульптурный раздел выставки. Среди двадцати показанных здесь работ - великолепные и редко экспонируемые скульптуры М.Чижова "Резвушка" и "Мать, обучающая дитя грамоте". А знаменитый мастер Н.Андреев, известный памятником Гоголю и другими монументальными произведениями, показан прекрасным, очаровательным керамистом. А вот коллекция В.Немухина пока что не имеет никакого отношения к запасникам Третьяковской галереи. Она состоит из 15 работ нонконформистов - художественного направления, возникшего в отечественном искусстве в 1950 - 1960 годах прошлого столетия. Это картины самого В.Немухина, О.Рабина, Л.Кропивницкого, О.Целкова, Л.Мастерковой, Ю.Соостера и других. Хотя этот раздел как бы выпадает из тематического принципа выставки, заявленного ее названием, он сам по себе интересен и, по существу, является отдельной, вполне самостоятельной выставкой. Может быть, эту коллекцию стоило показать в другое время и в отдельном помещении. А ее нынешнее место предоставить лучшим произведениям русских художников второй половины прошедшего века, прежде всего шестидесятникам, которые, как мне кажется, сыграли более значительную роль в развитии нашего искусства, чем нонконформисты, и которые, к сожалению, показаны весьма скромно в постоянной экспозиции "Искусство XX века". Коллекцию В.Немухина Правительство Москвы передало в дар Третьяковской галерее к ее 150-летию. Московские власти стали инициаторами устройства в Новом Манеже и всей выставки "Третьяковская галерея открывает свои запасники", одной из главных в широкой юбилейной программе. Вернисажи из запасников редки, и они привлекают обостренное внимание. Любознательный посетитель всегда находит на таких выставках что-то ранее ему неизвестное, а уж знаменитые художники предстают совершенно неожиданной стороной своего творчества. Поэтому правомерным является стремление музейных сотрудников как можно шире показать свои фонды. Пробуются разные формы открытого доступа к ним. Но это бывает сложной проблемой, особенно для таких крупнейших музеев, как Третьяковская галерея или Государственный Эрмитаж. Прежде всего в изыскании свободных помещений. В планах Третьяковской галереи - возведение новых зданий и расширение выставочной площади. Нельзя ли несколько новых залов приспособить под постоянный раздел "Из запасников" с меняющимися экспозициями? В них в той или иной форме воссоздавался бы вариант постоянной экспозиции. Таким образом, расширялись бы представления посетителей о художественных возможностях галереи, более полном показе ее временных и тематических разделов и творчества отдельных художников. Тогда бы наши национальные сокровища не дожидались десятилетиями своего "выхода" к народу. Выставка в Новом Манеже не только интересна сама по себе, но она дает многозначный повод поразмышлять об экспозиционной практике в целом. Также в рубрике:
|