Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 20 (7530) 25 - 31 мая 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Гламурный герой меняет имидж

Максим Венгеров и Лилия Зильберштейн в КЗЧ

Татьяна ДАВЫДОВА
Фото Эдуарда ЛЕВИНА


М.Венгеров и Л.Зильберштейн

Хотя выступления Венгерова в Москве понемногу становятся привычными и регулярными, еще ни один его концерт не был похож на другой. Дважды скрипач выступил с оркестром, трижды - с камерными программами, очень разными. И хотя обычно симфонические концерты вызывают больший интерес - словно наличие оркестра приподнимает солиста на следующий уровень, а исполняемой музыке присваивает иную категорию сложности, - именно дуэтные вечера с участием Максима Венгерова оказывались на истинной высоте и дарили открытия. Максим постепенно раскрывал и себя самого с разных сторон - постепенно, грань за гранью, и подбирал разнообразный репертуар, и привлекал не схожих между собой пианистов - гостей в России редких (как Лилия Зильберштейн) или вовсе новых (как Фазиль Сай).

С первого сольного концерта в Москве (в январе 2004 года) Венгеров старался представить свои исполнительские возможности как можно полнее. Вместо того чтобы играть одного лишь Брамса (таков был изначальный план дебюта), которого он действительно чувствует великолепно, музыкант взялся и за Баха, не опасаясь ревнивых взглядов признанных аутентистов, и за Бетховена. От Брамса, впрочем, совсем не отказался и не забыл о глянцевых бисах. Это была первая широкая презентация творческих сил плюс мастер-класс по ансамблевому музицированию с больше чем просто аккомпаниатором, а именно с пианистом-композитором Саем. Второй концерт Венгерова - с британцем Иеном Брауном - был демонстрацией сил физических (хит-парадом виртуозных пьес) и немного шоу. Напомню, Максим взял на себя роль ведущего программы и комментировал все, что исполнялось.

Наконец, третий камерный концерт, в середине мая прошедший в КЗЧ, - следующий этап "личного" знакомства. Никаких суперхитов. К тому же Страдивариус Венгерова зазвучал не только в венской классике (первое отделение составили Адажио Моцарта и 7-я соната Бетховена), но и в отечественной музыке ХХ века. Пианистка Лилия Зильберштейн, многократная номинантка "Grammy" и партнерша Марты Аргерих по ансамблю, образовала с Максимом конгениальную пару, счастливое единомыслие которой обеспечило абсолютный успех предприятия. С таким многогранным, чутким и умным компаньоном можно браться за любые проекты (интересно было бы услышать Лилию и в сольной программе). Инструменты звучали в идеальном балансе. Консенсус был достигнут в отношении каждой детали (проработка каковых отличалась редкой тщательностью) и ничего не растерялось по пути. Сколько богатых оттенков было в палитре одного, столько нашел и другой. Когда один начинал имитацию, второй обращался в зеркало.

Моцарт и Бетховен напомнили о характерном позитивизме Венгерова, который всегда оборачивается теплым звуком, эмоциональной приподнятостью, преобладанием светлых тонов, задушевностью кантилены. Возможно, поклонники Анне-Софи Муттер найдут венгеровского Моцарта слишком чувственным, сладким, ярким. Однако наш позитивист так видит этого автора - солнечным гением, всегда счастливым, - и он очень убедителен. "Высветление" образов коснулось и бетховенской сонаты, что пошло ей на пользу. Это масштабное героическое произведение нередко сопоставляют с Пятой симфонией. Но все же в ней нет еще той отчаянной ожесточенности, того упрямого напора, воинственность ее лишь умозрительна, а торжественность не так уж помпезна. Бетховена еще не оставили ни жизненные силы, ни муза, ни Лихновский - есть и вдохновение, и жалованье. Так что и Максим, и мы за ним не верим, что пушки здесь грохочут всерьез, заряженные настоящими ядрами...

Особая образность в сочинениях Прокофьева (1-я соната) и Шостаковича (10 прелюдий плюс одна на бис из 19 переложений Дмитрия Цыганова) открыла нам того Венгерова-интерпретатора, который не выходил на российскую сцену прежде. Его трактовки должны были окончательно разубедить тех, кто склонен видеть в этом музыканте лишь легкомысленного "попсовика", гламурного героя. Он был подобен актеру, представшему в сложнейшей трагедийной роли и заставившему ахнуть недальновидных режиссеров, за миловидность приговоривших его к пожизненному амплуа романтического любовника. Энергетическая мощь и глубина, изысканный юмор и острота переживаний, бесконечное разнообразие тончайших нюансов и мудрая взвешенность - вот то, с чем Венгеров (не без партнерши, конечно) преподнес эту музыку. Такой он, впрочем, запечатлен на дисках. Среди них, в частности, запись скрипичных концертов Шостаковича с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Мстислава Ростроповича. Повторение этой программы в таком составе на российской сцене стало бы лучшим подарком к юбилею композитора. Но, увы, нет причин не считать эту мысль утопией...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;