Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7530) 25 - 31 мая 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираМозг, стоящий на коленяхЧастный музей Франсуа Пино Светлана СЕМЕНОВА
Французский миллиардер Франсуа Пино выставил часть своей огромной коллекции современного искусства в недавно реконструированном Палаццо Грасси в центре Венеции. 69-летний Пино, чье состояние оценивается примерно в шесть миллиардов евро, владелец компаний "Гуччи", "Ив Сен Лоран", аукционного дома "Кристи", французской ювелирной компании "Бушерон", сети магазинов "Фнак", парижского театра "Мариньи" и футбольного клуба "Ренна", считается одним из самых богатых мужчин во Франции и одним из самых крупных частных коллекционеров в мире. Первоначально он собирался выставить свою коллекцию во Франции, открыв для этого музей, который должен был стать первым в стране частным музеем современного искусства. Пино планировал вложить в строительство 191 миллион долларов и пригласить японского архитектора-минималиста Тадао Андо. Проект выглядел на редкость масштабно. Миллиардер собирался создать музей, способный соперничать по площади и составу коллекции с Музеем Гуггенхайма. Полезная площадь здания должна была составить 32 тысячи квадратных метров, что значительно превышало выставочные площади Центра Помпиду. Для музея выбрали место на острове Иль-Сегин, на излучине Сены на юго-западе от Парижа. До 1992 года там располагались цеха завода "Рено". Пино ждал больше пяти лет. Однако на его пути все время возникали препятствия. Он выслушивал претензии защитников окружающей среды, историков, которые считали корпуса завода памятником французскому профсоюзному движению, и левых радикалов. И вел переговоры с местным муниципалитетом. После долгих и безуспешных попыток (не помогла даже дружба с президентом Франции Жаком Шираком) Пино потерял терпение. Он заморозил проект, хотя расходы на архитектурные и конструкторские работы составили около 20 миллионов евро, и сформулировал в одном из интервью свою позицию: "Предприниматель больше всего на свете ценит время, с возрастом его нетерпение только усиливается. В отличие от него органы власти заинтересованы в том, как бы потратить побольше времени на бесполезные бюрократические процедуры". После этого миллиардер перевез свою коллекцию в Венецию.
Ему в очередной раз повезло. Как раз в это время члены семьи Аньелли, владеющие концерном "Фиат", решили расстаться со зданием Палаццо Грасси, где с 1986 года не раз проходили масштабные и дорогостоящие культурно-исторические выставки (среди них были выставки, посвященные кельтам и этрускам), поддерживающие престиж фирмы. Однако после смерти главы семьи Джанни Аньелли его дети хотели как можно скорее продать палаццо, и Пино приобрел его в прошлом году за 29 миллионов евро (20 процентов здания принадлежит государству). Тадао Андо за пять месяцев перестроил его интерьеры. И мечта о собственном музее наконец воплотилась в жизнь. Пино в очередной раз выиграл. Во-первых, музей в Италии оказался значительно дешевле музея в родной стране. Кроме того, произведения из коллекции демонстрируются на правах временной выставки, что уменьшает налоги. Войдя в палаццо и поднявшись по массивной лестнице, посетители видят нового хозяина галереи: там висит большая фотография Пино, выполненная представителем направления неопоп-культуры, поляком Петром Укланским. Миллиардер изображен в костюме одного из персонажей венецианского карнавала. Карнавальные ассоциации возникли не случайно. Пино тщательно скрывает от посторонних свою частную жизнь. Редко дает интервью, а его личная жизнь - две женитьбы и четверо детей - запретная тема. Миллиардер родился в Бретани в семье торговца лесом, так и не сдал экзамен на аттестат зрелости, начал заниматься бизнесом в 60-е годы, скупая старые лесопильные заводы и превращая их в современные предприятия. Постепенно стал владельцем заводов и магазинов, а теперь сможет посвящать больше времени своему хобби. Миллиардер очень долго скрывал свою любовь к искусству, хотя сейчас сравнивает ее с пристрастием к наркотику. Оказалось, что Пино собирает произведения искусства почти сорок лет. Только пять лет назад стало ясно, чем было вызвано приобретение аукционного дома "Кристи". Увлечение началось с удачной покупки картины одного из постимпрессионистов. Эксперты предполагают, что сейчас в коллекции Пино больше двух тысяч произведений искусства. Среди них - полотна Амедео Модильяни, Хуана Миро, Джексона Поллока, Виллема де Кунинга, работы Энди Уорхола, Марка Ротко, Роберта Раушенберга, скульптуры Константина Бранкузи и Джеффа Куна. Многие из них миллиардер еще не успел подробно рассмотреть. Некоторые произведения искусства до сих пор хранятся на складах или у галеристов.
Выставка, открывшая палаццо, называется "Куда мы идем?". Ее название связано с одноименной работой британского авангардиста Дэмиана Херста, которая представляет собой контейнер из стали и стекла, где находятся скелеты животных и птиц. Пино экспонирует ключевые для современного искусства произведения: работы Герхарда Рихтера, Марка Ротко, Энди Уорхола (среди них - знаменитый портрет Mao) и черно-белые рисунки тушью Раймонда Петибона, выполненные в стиле комиксов. Беспощадная работа Маурицио Каттелана. О жестокости и юморе итальянца мир узнал в 1999 году, когда он изобразил папу Иоанна Павла II в виде жертвы, пострадавшей от падения метеорита. (Портрет на редкость похож на оригинал.) И работа "Мозг" (2001) - восковая фигура Гитлера, который молится, стоя на коленях. Больше всего посетителей веселит работа Маккарти "Заводная свинья": лежащая на боку розовая свинка с забавной мордочкой и тугими сосками периодически шевелится. Вместо вывески перед музеем висит в воздухе скульптура Джеффа Кунса "Собака - воздушный шар" - огромная, разноцветная собака из скрепленных друг с другом воздушных шаров, которая видна с разных точек Гранд-канала. "Собака" служит туристам вместо указателя. Чтобы публика увидела все сокровища, экспозицию собираются часто менять. Об этом будет заботиться специальная комиссия. Ее возглавляет бывший французский министр культуры Жан-Жак Эйягон. Произведения искусства только выиграли от того, что представлены не в бывшем индустриальном районе Парижа, а в палаццо XVIII века. В Венеции им обеспечен интерес туристов: не часто увидишь сочетание старинной архитектуры и современного искусства. "В искусстве, как и в бизнесе, надо уметь рассчитывать все дела на несколько ходов вперед", - говорит Пино. В практичности ему не откажешь. Предполагается, что часть его коллекции отправится путешествовать по музеям мира. Это сэкономит страховые взносы, оплату хранения и еще больше повысит престиж Пино. Наверняка ее с удовольствием посмотрели бы в Берлине. О ней рассказывают средства массовой информации разных стран. Спокойнее всего отозвались о ней в родной стране миллиардера. Хотя французы, уже давно следящие за экономической дуэлью двух миллиардеров-соперников Пино и Бернарда Арно - главы концерна "LVMH" и таких марок, как "Хеннеси", "Диор", "Луи Виттон" и "Живанши", который пока не создал собственного музея, отдают предпочтение Пино; в памяти еще свеж прошлогодний скандал с незаконной покупкой калифорнийского страхового общества "Executive Life". Французский банк "Credit Lyonnais" приобрел его в 1991-м через подставное лицо. Впоследствии банк продал активы и облигации Пино, заработавшему благодаря этому несколько миллиардов. Но сделка была признана незаконной, а ответчиком в судебном процессе стали банк, Пино и французское правительство. Процесс обошелся миллиардеру в 189 миллионов долларов. И для покрытия расходов ему пришлось продать несколько произведений искусств стоимостью более 40 миллионов евро. "Ничего не поделаешь, - комментирует Пино. - В бизнесе, как в коллекционировании, человек должен ясно отдавать себе отчет, что продают и что нельзя ни в коем случае покупать. И не расслабляться ни на минуту". Также в рубрике:
|