Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7530) 25 - 31 мая 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияО пользе культурных инициативNOTA BENEЕлена ГАРЕВСКАЯ О возможности культуры быть ресурсом развития территорий у нас в стране заговорили лет двадцать назад. Эта тема обсуждалась и отрабатывалась узким кругом интеллектуалов, входивших в Московский методологический кружок (ММК), возглавляемый Г.П.Щедровицким. Тогда и вошло в оборот понятие "культурный проект" как антипод рутинной деятельности учреждений культуры, которая состоит из заранее известных процедур администрирования. Проект есть реакция культуры на изменения внешней среды, жизнь культурных проектов коротка, но именно они отвечают за модернизацию и развитие. "Проекты принадлежат культуре производящей, а не культуре воспроизводящей образцы, нормы, ценности, а следовательно, стереотипы и стандарты. Проекты - это растущий слой клеток культуры" - таков был посыл методологов. Именно превращение культурных инициатив в проекты и грамотная реализация последних может сделать культуру ресурсом. Проблема ресурсоемкости культуры была признана чрезвычайно важной во многих странах мира. И немало осуществленных программ по возрождению городов и территорий средствами культуры оказались вполне успешными. В Амстердаме, например, начиная с 70-х годов была реализована идея "открытого города культуры" - создана инфраструктура активного культурного действия, куда были вовлечены культурные ресурсы Северной и Центральной Европы. А город Лилль, используя информационные технологии, фактически стал столицей информационных баз по гуманитарным европейским практикам. Примеров таких много. Началом полноценной проектной деятельности в сфере культуры в России можно считать 1988 год - Джордж Сорос открывает в перестроечной Москве Фонд "Культурные инициативы". Благодаря материальной и методической помощи этого фонда было реализовано немало масштабных культурных инициатив. Достаточно упомянуть создание первого независимого информационного агентства. Сегодня разговор о культуре как отрасли, которая может помочь созданию дополнительных рабочих мест, обустроить городскую среду, инициировать социальные программы, ведется на самых разных уровнях власти и общества. А словом "проект" называют и новый эстрадный номер, и инсталляцию актуального художника, и видеоклип - любой творческий продукт. Но настоящие проекты решают проблемы организации и ее взаимодействия с окружающим социумом. Если разумный проект грамотно реализован, то одним из его результатов будет создание новых ресурсов. Что же нужно сделать для того, чтобы идея превратилась в какое-то практическое дело, а не осталась стопкой бумаг? Во-первых, даже некоммерческий проект должен создаваться как бы на продажу. Во-вторых, авторам культурной инициативы необходимо стать управленцами и четко представлять себе, зачем проект нужен другим, и чем шире круг этих других, тем больше шансов у этой инициативы осуществиться. Так, музейный проект может воплощаться не только как собственно музейный, а как социальный. Например, в нижегородском Литературно-мемориальном музее Н.А.Добролюбова летом стартует проект "Анфилада семейного счастья", который стал победителем V Конкурса грантов Фонда "Партнерский совет" в номинации "Социальная защита и социальная поддержка населения". Он направлен на возрождение традиций домашнего чтения, музицирования, театра и предназначен для детей, а также их родителей из семей социально незащищенных или с психологическими проблемами. Сверхзадача проекта, говорит его автор, заместитель директора Музея Добролюбова Галина Дмитриевская, - предложить альтернативу и телеэкрану, и неблагоприятной атмосфере, которая есть в некоторых семьях: "У нас будут работать опытные психологи, педагоги, специалисты в так называемой "сказкотерапии". К тому же музей располагает совершенно особым ресурсом, которого нет у других организаций. Он потаенный, и его никак реально не измерить. Сама магия и очарование музейного предмета, сама неспешность поведения здесь дают очень многое - это переключение в другой регистр". В-третьих, необходимо найти финансовые средства на осуществление проекта. Спонсорство и внебюджетные источники финансирования в российском культурном секторе до сих пор играют весьма маргинальную роль. Иначе складывается практика поддержки культуры в европейских странах. Например, в Австрии, для которой характерна мощная государственная поддержка культуры, в 1987 году был принят закон о спонсорстве, и уже можно говорить о тенденции увеличения частного финансирования культурных проектов компаниями. Результаты опроса 500 крупнейших австрийских компаний свидетельствуют о перспективности развития спонсорства. На вопрос: "Зачем поддерживать культуру?" - 55 процентов компаний заявили, что занимаются спонсорством с целью улучшения имиджа компании; 53 процента сказали, что спонсорство - неотъемлемая часть корпоративной философии; 45 процентов охарактеризовали культурное спонсорство как инструмент PR; 22 процента поддерживают культуру для увеличения публикаций в СМИ. Крупные компании России имиджем озабочены не очень, да и закон о спонсорстве у нас пока не принят, но культурное проектирование все же ширится, и за ним определенно просматривается перспектива. Также в рубрике:
|