Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7533) 8 - 14 июня 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
АрхитектураЗвезды в лесах и за заборомВ столице прошла выставка "Арх-Москва"-2006 СМОТРАнна МАРТОВИЦКАЯ
Это самая архитектурная выставка из всех, что показывают современное зодчество, и одновременно самая веселая из всех архитектурных. Проектирование - вообще-то процесс кропотливый, трудный и лишенный какой-либо внешней привлекательности, но на "Арх-Москве" оно предстает более чем увлекательным занятием. Stars onlyВсе начиналось на подходах к Центральному дому художника - традиционному месту проведения Международной выставки архитектуры и дизайна (в этом году уже одиннадцатой по счету). "Портик" ЦДХ архитектор Михаил Белов оплел затейливыми металлическими конструкциями, сверху усеянными звездами. Смысл этой метафоры, думаю, всем понятен без слов: Москва сегодня - это одна большая строительная площадка, на которой то тут, то там зажигаются звезды архитектуры.
Звездность и стала главной темой "Арх-Москвы"-2006. Кураторы Влад Савинкин и Владимир Кузьмин придумали хлесткое словечко "Стархитектура", в котором встретились английское "star" ("звезда") и "архитектура". Нужно сказать, неологизмы - вообще сильная сторона организаторов "Арх-Москвы": три года назад выставка щеголяла довольно загадочной лексической конструкцией "настоящее настоящее" ("present perfect"), в прошлом году была посвящена "X-files" российской архитектуры. Теперь же кураторы настолько преуспели в исследовании слова "архитектура", что сумели увидеть в нем "корень" звездности, пусть даже в ее латинском именовании. "Архитектура и космос - вещи на самом деле очень похожие, - вдохновенно делился с журналистами Владимир Кузьмин. - Одинаково огромные непостижимые пространства, которые постоянно хочется покорять". В кураторском же манифесте можно было прочитать, что "звездная архитектура" - это термин, принятый для обозначения деятельности знаменитостей мирового архитектурного небосклона, так называемой "кочующей двадцатки", строящей по всему миру, побеждающей в конкурсах, питающей новостями профессиональную прессу, определяющей моду, стандарты и ориентиры. Кто такие звезды? И есть ли они на нашем архитектурном небосклоне? Чем питается их свет? На эти вопросы и должны были ответить экспозиции "Арх-Москвы"-2006. На деле же загадочная "Стархитектура" обернулась тем, что выставка стала действительно международной.
Для России с любовьюПо числу приглашенных звезд нынешняя "Арх-Москва", бесспорно, переплюнула всех своих предшественниц. В качестве guest stars на выставке были замечены уже давно знакомые России Эрик ван Эгераат и Доминик Перро, знаменитый француз Поль Андре и новоиспеченный лауреат Притцкеровской премии Том Мейн. Каждый из них прочел открытую лекцию (таких аншлагов ЦДХ, пожалуй, еще не знал) и представил свое творчество либо отдельным стендом, либо целой экспозицией. Кроме того, работы иностранцев впервые вошли в "Архкаталог", в котором кураторы показывают наиболее репрезентативную, на их взгляд, выборку современной архитектуры. Раньше в этом разделе присутствовали исключительно россияне - с проектами разной стоимости и достоинства, - и всем было понятно, что дело не в том, что они способны конкурировать с Западом, а исключительно в местечковом страхе пустить чужаков на свою территорию. Но время лечит даже архитекторов: постоянные сравнения с "их" зодчеством, первые успешные попытки сотрудничества, публикации в европейской прессе, и вот уже сами проектировщики кайфуют от мысли про совместные выставки, а бюрократические препоны, столько лет сдерживавшие западную волну, наконец-то слабеют. История западных проектов для России переписывалась не раз. В ней полно черновиков и вырванных страниц, объективных трудностей и личных обид. Ушел ни с чем Марио Ботта, так и не реализовал свои проекты Рэм Коолхаас... Нынешние претенденты на застройку Москвы и Петербурга предпочитают не вспоминать неудачливых предшественников - иностранный раздел получил нежное и всепрощающее название "Для России с любовью". Ведь пять феерических башен "Русского авангарда" Эрика ван Эгераата все-таки утверждены Московским правительством и будут построены на Крымской набережной, Заха Хадид собирается поставить чешуйчатый небоскреб на улице Живописная (в наличии и фирменные "тянучие" формы, и страстные изгибы хай-тековских лестниц), а американское бюро NBBJ реализует "Город двух столиц" в "Москва-Сити". Все эти проекты были, конечно, представлены на "Арх-Москве" и собрали множество любопытствующих граждан, пытавшихся "примерить" на Москву экстравагантные постройки. Вдоволь насладился ролью ньюсмейкера и Петербург - отдельные залы были посвящены Норману Фостеру с его "Новой Голландией" и Доминику Перро с его "Мариинским-II". Правда, выставки эти не делались специально для Москвы: француз привез одну из своих последних ретроспектив, недавно собравшую восторженные отзывы во Франции, а экспозиция Фостера и вовсе казалась слепком с "Пространства и времени", триумфально проходящих в ГМИИ им.А.С.Пушкина. Отдельный зал был отведен и Эрику ван Эгераату, прибывшему в Москву с очаровательной спутницей под руку и странным словом "Сюргют" на устах. Оказалось, нефтяной город Сургут на лету подметки рвет, стремясь позаимствовать толику славы архитектурной столицы России. Эрик ван Эгераат строит там развлекательный комплекс "Вершина". Трудно назвать этот проект вершиной творчества голландца, но ярким примером деконструктивизма он, несомненно, является. И вечной мерзлоте, нужно отметить, очень к лицу. А вот сказать то же самое о "Русском авангарде" вряд ли можно: пять разноцветных покореженных башен на фоне Кремля смотрятся более чем вызывающе... Впрочем, сам Эгераат искренне убежден в том, что с исторической тканью города обошелся тактично, и вообще свою миссию он видит в том, чтобы помочь создать "новый русский стиль". На пресс-конференции, предварявшей открытие "Арх-Москвы", голландец признался, что предпочитает работать в России, а не в азиатских странах, так как очень высоко оценивает потенциал местной архитектуры. В свою очередь французский архитектор Поль Андре, много и успешно работающий в Китае (он - автор грандиозного проекта Пекинской Оперы), порекомендовал своему коллеге из Нидерландов все-таки почаще бывать в Поднебесной: мол, там тоже поле непаханое. Что это - дружеский совет или желание спровадить соперника подальше от российской земли? Мысль, наверное, излишне самонадеянная, но зато какая приятная! Слоеный городВообще-то в "Архкаталоге" необязательно выставлять конкретные проекты, ведь, скорее, этот раздел - собрание визитных карточек наиболее заметных архитекторов современной России. И некоторые бюро действительно отделались изящными виньетками, например, "Остоженка" представила почти супрематический коллаж из фотографий, чертежей и разноцветных открыток. Но большинство все же представили текущие работы, буквально сейчас внедряющиеся в тело города. "АБД" - оранжевый кокон "Европарка" на Рублевском шоссе, ТПО "Резерв" - лихо скрученную по оси высотку (кстати, неуловимо напоминающую "Город столиц" и тем самым проводящую еще один лестный знак равенства между "ними" и "нами"), Николай Лызлов - офисный центр на Страстном, а "Моспроект-4" - проект застройки Ходынского поля с уже нагремевшими "домом-стеной", музеем космонавтики в виде крыла самолета и ракеты и выставочным центром "Авиапарк". Но, пожалуй, самый удивительный проект принадлежит мастерской Александра Асадова, придумавшей, как использовать пространства железных дорог. Вообще-то эта тема волнует архитекторов уже очень давно - рельсы разрезают город на порой несоединимые куски, и огромные территории пропадают впустую. Первое, что приходит в голову, - это, конечно, банально накрыть железнодорожные пути какой-нибудь платформой и обустроить на ней пешеходно-торговую зону. Но Асадову с его страстью к футуристической архитектуре этого оказалось смехотворно мало: пространство между Белорусским и Савеловским вокзалами он предлагает объединить... целым городом в городе, который проектировщик остроумно назвал "слоеным". Эта гигантская конструкция действительно будто бы испечена слоями: сначала парковки, потом "воздушная прослойка" крытого озелененного бульвара с торговой и развлекательной зонами, потом офисы, плавно поднимающиеся и тем самым формирующие уклон для горнолыжной трассы, венчающей этот "пирог". Самая высокая отметка комплекса - 180 метров (со стороны Савеловского вокзала), причем с ветерком съехав на горных лыжах к Белорусскому, можно будет тут же спуститься на лифте на средний уровень и отправиться в аквапарк. Если звезды гасят, значит, это кому-нибудь нужно?Еще одно нововведение нынешней "Арх-Москвы" - раздел "Выбор кураторов. Дизайн-каталог", собравший два десятка предметов мебели, изделий промышленного дизайна и проектного искусства, по мнению Савинкина и Кузьмина, объединенных наиболее "ясными идеями, проявленной тактильностью и незабываемыми именами классиков современной проектной культуры". Притом что сами Влад и Владимир очень много времени посвящают дизайну, даже странно, что подобный раздел появился на "Арх-Москве" лишь на второй год их кураторства. Появился - и доказал, что настоящий архитектор не тот, кто может "навернуть" жилой квартал, но тот, кто одинаково креативно подходит и к фасадам, и к интерьерам, и к мельчайшим деталям. Лучшим воплощением этой сентенции, пожалуй, стала дверная ручка, спроектированная Никитой Токаревым, - изящный латунный предмет, помещенный под стеклянную крышку, какими обычно накрывают кулинарные шедевры. Среди других специальных экспозиций "Арх-Москвы"-2006 стоит отметить "Архстояние" - остроумные проекты участников фестиваля в деревне Никола-Ленивец, выставку очень смелых и неожиданных проектов участников смотра - конкурса молодых архитекторов Москвы "Перспектива" и "Гаснущие звезды" - фотографии сносимой "России" и саморазрушающихся конструктивистских построек. Но самый неожиданный фокус публике преподнес Евгений Асс, не скрывающий, что просто архитектуру ему показывать давно уже надоело. В отдельном больнично-белоснежном зале Асс крутил кино под названием "Забор". Сто фотографий заборов разной степени изношенности или, наоборот, навороченности наглядно демонстрируют эволюцию истинно народной формы, с которой начинается вся отечественная архитектура и которой она заканчивается. Также в рубрике:
|