Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7533) 8 - 14 июня 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеЖилы с кровьюТеодор Курентзис прошел испытание Моцартом МУЗЫКАДмитрий МОРОЗОВ
Среди всевозможных приношений российской столицы юбилейному Году Моцарта эти два вечера в Камерном зале ММДМ должны занять одно из наиболее заметных мест. По крайней мере, в том, что касается оперы. Ведь практически ни один из предшествовавших оперных проектов нынешнего сезона в Москве, связанных с Моцартом, не стал событием собственно музыкальным, демонстрируя в этом плане лишь, в лучшем случае, более или менее достойное качество. Теперь же нам были явлены уровень и масштаб интерпретации моцартовских опер, каких мы уж и не чаяли встретить на родимых просторах. Для исполнения "Свадьбы Фигаро" и "Cosi fan tutte" Теодор Курентзис привез из Новосибирска свои камерные коллективы - оркестр "Musica Aeterna Ensemble" и хор "New Siberian Singers", а солистов собрал из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, а также из родной Греции. Сказать, что все солисты соответствовали заданному дирижером уровню и что исполнение в целом было абсолютно безупречным, значило бы впасть в определенное преувеличение. Тем не менее ожидания чего-то экстраординарного, порождаемые уже самим именем Курентзиса, в конечном счете вполне оправдались. "Свадьбу Фигаро" сильно задержали: маэстро, как потом выяснилось, застрял в пробке. Может быть, в силу этого начало получилось немного скомканным: взбудораженное состояние дирижера невольно передалось участникам. Так или иначе, но шероховатостей всякого рода в игре оркестра было в первой половине вечера немало. Лишь постепенно все утряслось и пришло к гармонии. Фанатичный аутентист, Курентзис исполнял оперы Моцарта (как, впрочем, и все, в чем участвует "Musica Aeterna Ensemble") с использованием жильных струн и без вибрации. То, что сегодня кажется уже почти единственно возможным вариантом при исполнении барочной музыки, отнюдь не всегда выглядит столь же бесспорным применительно к Моцарту (не говоря уже о куда более поздних композиторах, коих "Musica Aeterna Ensemble" тоже играет). Впрочем, в "Cosi fan tutte", несущей в себе, кстати сказать, немало барочных черт, это оказалось вполне убедительным. В "Свадьбе Фигаро" - несколько менее, приводя подчас к недостатку гибкости, особенно при очень быстрых темпах. В то же время и в этой опере возникал нередко эффект свежести, первозданности звучания. Более спорным представляется добавление Курентзисом в вокальные партии каденций и украшений, отсутствующих в подлиннике. Пусть даже это сделано в соответствии с традицией того времени и, как утверждает в программке маэстро, "только в тех местах, в каких указано Моцартом", все же едва ли сей атавизм имеет смысл возрождать сегодня. К тому же Моцарт-то все же имел в виду не дирижерское соавторство, но импровизацию самих певцов, для большинства из которых вставки эти так и не сделались органичными и воспринимались неким инородным телом. В "Свадьбе Фигаро" мы услышали сразу трех ярких певиц: гречанку Стаматию Кацули (Графиня), москвичек Анну Аглатову (Сюзанна) и Ирину Ромишевскую (Керубино). Неплохое впечатление произвел Эдуард Цанга (Фигаро) из академии Мариинского театра. Чего не скажешь о ветеране той же академии Владимире Тюльпанове (Граф) с его зажатым и скрипучим звуком. Этого последнего мы услышали и на следующий вечер в партии Гульельмо, но если в ансамблях он был вполне приемлем, то чтобы выдержать его сольные номера, требовалось немало терпения. Лучше прочих в "Cosi fan tutte" были Вероника Джиоева - Фьордилиджи и Алексей Кудря - Феррандо, хотя у первой чересчур резкий верхний регистр, а второму, обладающему хорошими данными и музыкальностью, ощутимо недостает настоящей школы, что подчас приводило к срывам. Однако же, если по части певческого состава можно констатировать явное преимущество "Свадьбы Фигаро", то общий ансамбль сложился лучше и гармоничнее в "Cosi fan tutte". Да и в целом музыкальная интерпретация последней оказалась более стройной и совершенной. В итоге Курентзис не просто выдержал испытание Моцартом, но и вышел из него триумфатором. ...В конце июня Теодор Курентзис завершит в Москве трилогию Моцарта - Да Понте, хотя уже и не со своими коллективами. С камерным оркестром "Musica Viva" он исполнит "Дон Жуана" в Концертном зале имени Чайковского. Интересно будет по свежим следам сравнить звучание Моцарта на жильных струнах и на обычных, если только "Musica Viva", поддавшись напору маэстро, также не натянет жилы на свои грифы. Вопрос, так ли уж необходимы они для Моцарта, остается открытым. Главное, чтобы в этих жилах пульсировала кровь, как происходит у Курентзиса. Также в рубрике:
|