Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7533) 8 - 14 июня 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияКрушение иллюзионовРеорганизация московских кинотеатров провоцирует конфликты КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКАЮлия АНТОНОВА Так уж повелось, что слово "реорганизация" у нас всегда становится синонимом понятий "конфликт", "борьба", "захват". Сегодня все эти слова особенно актуальны в сфере столичного кинопроката: уже несколько месяцев Правительство Москвы проводит реорганизацию сети кинотеатров. Согласно специально принятому постановлению практически все столичные кинотеатры должны быть переданы в оперативное управление ГУП "Объединенная дирекция по управлению имущественным комплексом киносетей". Таким образом, город намерен взять под свой контроль подавляющее большинство кинотеатров. Но для того ли, чтобы обеспечить москвичей качественным кинопоказом? Для начала немного истории. До 1991 года все кинотеатры Москвы существовали в качестве единой сети под эгидой Мосгорвидеопроката, то есть они одновременно занимались и закупкой фильмов, и их прокатом. После перестройки, как и следовало ожидать, кинотеатры стали развиваться в качестве самостоятельных муниципальных предприятий со своими уставами, управлением, репертуарной и иной досуговой политикой. Мосгорвидеопрокат сохранился лишь в виде музейно-архивного учреждения. За последние 15 лет в жизни столичных иллюзионов произошли значительные перемены, причем далеко не всегда в лучшую сторону. Их новым директорам, фактически превратившимся в единоличных распорядителей государственным имуществом, не потребовалось много времени, чтобы понять, что сдача огромных киноплощадей в аренду станет самой прибыльной формой их существования. Тем более что рухнула не только система кинопроката, но кинопроизводство в целом. Директора пошли самым простым путем, и большинство кинотеатров почло за благо сдать площади в аренду под сауны, меховые ярмарки, автосалоны и парикмахерские. Верность кинопоказу сохранили единицы. Взять хотя бы кинотеатр "Марс", который в данный момент можно назвать и кафе, и клубом, и бильярдной, и площадкой для встречи членов религиозных организаций, но только не местом, где демонстрируются фильмы. О них здесь не вспоминают вот уже три года. Аналогичная ситуация сложилась в кинотеатрах "Волгоград" и "Одесса", где работают сауны с комнатами отдыха, или во "Владивостоке", чьи помещения вообще сданы в аренду коммерческой структуре на 30 лет. По мнению руководителя ГУП "Московское кино" Анны Пендраковской, директора "совершенно забыли, что являются государственными служащими, а не частными предпринимателями". Но далеко не все столичные кинотеатры превратились в казино и кабаки. Ряд учреждений "подобрали" крупные сетевики и арендаторы, такие, как компании "Каро-фильм", "Формула кино", "Люксор". Впрочем, люди, имеющие в нашей стране непосредственное отношение к кинопроизводству, убеждены в том, что этот альянс нельзя назвать везением: мол, компании эти навязывают голливудский ширпотреб, тем самым выражая неуважение к российскому зрителю. Так-то оно так, но кинотеатры, находящиеся под руководством вышеперечисленных сетей, по крайней мере, показывают кино. В общем, не прошло и пятнадцати лет, как московские власти наконец обратили внимание на "цыганскую пестроту", царящую в столичных кинотеатрах, и решили принять меры по регулированию данной отрасли. Сценарий реорганизации был намечен такой: крупных сетевиков и арендаторов будет курировать, не вмешиваясь в репертуар, ГУП "Объединенная дирекция по управлению имущественным комплексом киносетей" (причем арендная ставка этих операторов отечественного синемарынка, раньше бывшая смехотворной, должна существенно возрасти, чтобы город получал свою законную прибыль), часть кинотеатров передадут префектурам округов, которые просто "задыхаются" от недостатка культурных площадей, еще часть - ГУП "Московское кино", занимающемуся прокатом некоммерческих фильмов. Но наибольший интерес представляют объекты четвертого звена, в которое включены кинотеатры, находящиеся в отдельно стоящих зданиях (в том числе и некоторые из тех, на которые изначально претендовало "Московское кино"), - их собирались выставить на инвестиционный конкурс, чьи победители должны были построить на их месте мультиплексы и торговые комплексы (полное перепрофилирование кинотеатров запрещено). Войти в эту четвертую группу иллюзионов должны были полностью заброшенные заведения (всего их насчитывается в Москве 13). Но Москва начала реорганизацию не с богом забытых кинотеатров в отдаленных спальных районах, а с развитых, благоустроенных киноцентров. Ими оказались, в частности, кинотеатры "Слава", "Ленинград", которые вообще-то нельзя обвинить в профессиональной несостоятельности: они, конечно, сдавали часть помещений в аренду, но и кино не забывали. В такой ситуации сложно не согласиться с директором "Славы" Сергеем Лоскутовым, что власти "подбирают сладкие объекты", которые не требуют крупных вливаний и уже сейчас способны приносить доход. Похожей точки зрения придерживается и депутат Государственной думы Алексей Митрофанов, месяц назад направивший теперь уже бывшему генеральному прокурору Владимиру Устинову запрос, в котором, в частности, утверждается, что "под прикрытием лозунга о воссоздании отечественного кинематографа издаются локальные приказы и распоряжения, которые сводятся к переделу собственности и переходу имущественных прав на кинотеатры в частный сектор экономики". Как видим, налицо две стороны конфликта, каждая из которых считает себя правой. Город намерен насытить свои районы учреждениями культуры и досуга и считает, что для этого все средства хороши, а директора попавших под нож кинотеатров говорят о том, что вложили в благоустройство слишком много денег, в том числе якобы и личных. Конечно, последних очень легко заподозрить в банальном нежелании покидать удобную "кормушку". Парадокс же заключается в том, что и действия города - излишне поспешные и резкие - выдают наличие не только благих намерений. О том, как проходила реорганизация кинотеатра "Ленинград", его директор Ирина Левченко на прошлой неделе рассказала журналистам на специальной пресс-конференции. По ее словам, 21 апреля в кинотеатр ворвались около 20 человек, опечатали все помещения, поменяли замки в бухгалтерии, отобрали печати у бухгалтера. На следующий день произошел захват кинотеатра людьми в камуфляже. "Без предъявления документов или каких-либо договоров люди врываются в помещение, останавливают сеанс, - возмущается Левченко. - Зрителям, которые заранее покупали билеты, даже не были возвращены деньги. А администратору порвали рубашку". В конце концов, кинотеатр закрылся, новый фильм, который был привезен для демонстрации, не приняли... А у экспертов и всех заинтересованных сторон появились подозрения, что в действительности происходит стремительный передел собственности, не более того. Вполне возможно, что "захваченные" кинотеатры скоро снова будут сданы в аренду теперь уже городом, вероятно, без какого-либо конкурса (слишком много на него уходит времени и средств). По предположению Вячеслава Шмырова, главного редактора журнала "Кинопроцесс", скорее всего, новыми арендаторами окажутся все те же "Каро" или "Империя кино", и "тогда московскому зрителю точно не стоит надеяться на репертуарное разнообразие, а мечты о фестивальном кино можно будет оставить навсегда". Также в рубрике:
|