Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 22 (7533) 8 - 14 июня 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Секонд-хенд

Арт-процесс сквозь призму ярмарки

Мария ЧЕГОДАЕВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


На выставке "Арт-Москва"

Не скрою: на выставку "Арт-Москва-2006" в залах Дома художника на Крымском Валу я шла с известной долей любопытства. Стояли в глазах прошлые экспозиции "актуального искусства": порубанные топором иконы; фотографии зашитых трупов в морге, бородатый мужик с женским половым органом и прочие "гениталии", вызывающие брезгливое возмущение, но и ожидание: чем новым, небывалым поразит и возмутит меня на сей раз "Арт-Москва"?

Для подобных ожиданий имелись веские основания: 2006-й - юбилейный для ярмарки "Арт-Москва" год. Уже 10 лет единственная узкоспециализированная ярмарка современного (и актуального) искусства в России поддерживает репутацию отечественного арт-рынка как еще молодого, но уже прогрессивного. "2006-й - итоговый и очень ответственный год ярмарки, все время стимулировавшей интенсивность арт-процесса", - анонсировали "Арт-Москву-2006" ее организаторы. В рамках "Арт-Москвы" проходила конференция "Образование и современное искусство". Открывал ее доклад искусствоведа Виктора Мизиано "Навстречу Новому просвещению". В тезисах к докладу говорилось: "В сегодняшнем художественном контексте обращение к образовательным задачам подразумевает не столько передачу профессионального опыта, сколько естественную форму творческой реализации. Сегодня в "художественной академии" не столько профессор учит студента, сколько молодые студенты учат учителя". Выставка в Доме художника подавалась, таким образом, как новый и принципиальный этап российского арт-процесса, как "творческая реализация" молодежи, у которой следует поучиться старикам.

На выставке "Арт-Москва"

Увы! Более стерильной, беззубой, смирной выставки "актуального искусства", чем "Арт-Москва-2006", мне не приходилось видеть за все минувшие десять лет. Невольно возникала тревожная мысль: уж не возвращаются ли времена цензуры? Уж не позаботились ли члены "Почетного оргкомитета Программы "Арт-Москва" гг. Швыдкой М.Е.- председатель оргкомитета и руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Министерства культуры РФ, Швецова Л.И. - первый заместитель премьера Правительства Москвы, Голутва А.А. - заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Министерства культуры РФ и другие высокие чиновники специально убрать из экспозиции все, что могло напугать и возмутить таких реакционеров, как я?

На открывшейся одновременно с "Арт-Москвой" персональной выставке Айдан Салаховой экспонировался внушительный бронзовый фаллос. На Крымском Валу - ее только что не академические штудии, способные удовлетворить самого Илью Глазунова с его пристрастием к рисовальной школе П.Чистякова. Совсем как в доброе старое брежневское время, когда на персональной выставке художник еще мог показать нечто новое и смелое, а на выставку "Страна Советов" в Манеже благонамеренное жюри отбирало у него самое нейтральное, самое "соцреалистическое".

Да нет! Не может того быть! Конечно, представшие в Доме художника наши и зарубежные галереи сами решали, что показывать на "Арт-Москва-2006", сами формировали свои экспозиции. Тогда откуда же такая скука, такое ощущение чего-то виденного-перевиденного, глубоко провинциального? Подобную выставку можно было увидеть и год, и десять, и двадцать лет назад в любом конце света, хоть в Португалии, хоть на Огненной Земле. Разве что натуралистический голый Ленин - явно наше, российское достижение "актуального искусства". Ну и что? Видели Льва Толстого, обгаженного курами, - можно посмотреть и на фаллос Ленина. Столь же неинтересно и неоригинально, как набор кукол-неваляшек (Анна Ермолаева. "Три минуты выживания"); набор флагов разных стран (Дамир Муратов. Из проекта "Мы там были"); набор дохлых мух разных размеров (Ринат Волигамси. "Проверь свое зрение").

Ну сидит симпатичная голая девушка в уборной на унитазе (Арнис Балчус. "Бронвин, Лондон". Фотография). Ну повторил Клаудис Роге полтора десятка раз фотографию одной и той же девочки. ("111005"). Можно повторить и 11005-й раз... Ну смотрит на тебя вполне реально, но плохо нарисованная дама с плоско накрашенным красным ртом (для рекламы губной помады явно недостаточно привлекательная). Плакатное воззвание: "Ты смотришь на искусство - искусство смотрит на тебя". Точно так же могло бы взывать: "Вы еще не пользуетесь "Тайдом"? Тогда мы идем к вам!"

Бродя по полупустым залам (необычно полупустым: как правило, в залах на Крымском Валу бывает полным-полно народа!), я пыталась представить себе: что покажут мне на "Арт-Москве" 2007-го, 2008 годов? Освежеванного Ленина? Набор этикеток от пива? Никакие восторженно-рекламные аннотации организаторов, никакие "философские" изыскания искусствоведов не убедят в том, что подобная "творческая реализация" молодых художников действительно и нова, и молода. С тем же успехом можно пытаться убедить, что обтянутые драными джинсами увесистые попки и голые пупы многотысячной армии московских девушек - последнее достижение мировой моды.

Казалось бы, самое время позлорадствовать... Но нет, не это чувство вызвала у меня "Арт-Москва-2006", а настоятельную потребность понять: что же все-таки происходит с нашим "актуальным искусством"?

В упомянутых выше тезисах конференции "Образование и современное искусство" провозглашалось, что "в настоящее время в России существует ограниченное число специалистов", способных говорить и писать об искусстве ХХ века; что объясняется это "слабостью искусствоведческого образования, касающегося второй половины ХХ века", а посему нам следует обратиться к переводной литературе, к трудам зарубежных теоретиков искусства ХХ века.

Допуская, что зарубежные теоретики знают о путях развития русского искусства второй половины ХХ века, глядя на них "из прекрасного далёка", лучше меня, знающей эти процессы "изнутри", я все же дерзну, несмотря на "слабость моего искусствоведческого образования", высказать свое некомпетентное суждение.

В 1960 - 1980-е годы советский "авангард" воспринимался в первую очередь - и у нас, и за рубежом - как художественное диссидентство. Политика превалировала над искусством. А.Брусиловский: "И тут подоспели иностранцы, которые в одной английской газете начали печатать постоянную рубрику "Подпольное искусство в СССР". Художественные достоинства попадавших на Запад картин оценивались невысоко. Работы воспринимались как подражательные и вторичные, что обозначилось вполне открыто после крушения социализма и распада СССР, в 1990-е годы. О.Рабин: "Когда музей Нортона Джорджа открылся, то в "Нью-Йорк таймс" появилась статья, а это как приговор: смерть или помилование. Там было написано: "Вот мы наконец дождались, слава богу, хотя чисто внешне все это - подражание нам, это у нас уже было. Мы-то это знали. Но нам всегда говорили: это еще не все, у них еще что-то есть! Вот сейчас показали - ну и что? И даже мистер Кабаков... Когда он был там, то был такой же провинциальный и вторичный - у нас все это сделали на год вперед..."

Такое высокомерное суждение о русском авангарде второй половины ХХ века было неверным и несправедливым. При всей своей часто "вторичности" советское "подпольное искусство" обладало качествами, какими западное искусство обладать не могло. В нем звучало гражданское мужество, оно рвалось к художественной свободе, к творческому обновлению - это не могло не сказываться на художественной стороне искусства, во всяком случае, у наиболее талантливых и искренних мастеров, таких, как В.Вейсберг, Д.Краснопевцев, Л.Берлин, Н.Жилинская и многие другие, к "подполью" не причислявшиеся. Подлинное искусство - не за рубежом из "прекрасного далёка", а на нашей черной, грешной земле боролось с "режимом", страдало, подвергалось гонениям, одерживало блестящие, но очень нелегкие победы.

По-своему новым был и "соц-арт" - пародия на "социалистический реализм", его карикатурная "тень", но тень талантливая и смелая.

С крушением социализма "актуальное искусство" не только потеряло всякое политическое значение (опять-таки и у нас, и за рубежом), вышло из "подполья", но получило статус официально признанного (см. состав оргкомитета "Арт-Москва"!).

В 1990 - 2000-е годы "актуальное искусство" обрело иное звучание, иной смысл. Своей дерзостью, сокрушением всех и всяческих авторитетов оно способствовало очищению нашего сознания от "совкового" ханжества, "совковой" трусости, "совковой" провинциальной отсталости; в нем слышались отголоски 1910-х годов, когда молодые футуристы "эпатировали буржуа", возвещая действительно "новую эру" в искусстве. Старики негодовали сейчас - как негодовали тогда, 90 лет назад, отвергая "Контррельефы" В.Татлина, "Черный квадрат" К.Малевича...

Но что же произошло дальше, сейчас? А произошло то, что эпатаж в считаные годы стал нормой, общим местом, опустился до уровня "массовой культуры", а точнее, расхожего массового бескультурья. Все то, что представляют нам как "высокое" искусство, оказывается разменянным, растасканным по казино и стрип-барам, порножурналам и желтым газетенкам, продающимся за десять рублей в каждом киоске у метро.

Чуть ли не гвоздем экспозиции "Арт-Москва-2006" были сидящие в витрине живые голые тетки. Господи, да кого может задеть, удивить, возмутить этот "детский сад" в свете того, что демонстрирует по всем телеканалам после трех часов ночи "взрослое кино".

Фотографии в порножурналах - шикарные, эффектные, более чем натуральные - утрут нос всем фотоколлажам на Крымском Валу. "Мультимедиа" с фотографиями женских гениталий в виде фруктов и овощей ныне уместны разве что в секс-шопах да на страницах какой-нибудь желтой газеты в рубрике "Секс в большом городе"...

Тогда что же нового и прогрессивного являет нам "Арт-Москва-2006"?

Все последние годы нам внушали, что современное искусство идет рука об руку с развитием новых технологий; что видео, фото, компьютерные возможности радикально обновили изобразительное искусство, перекрыли и отменили традиционные формы живописи, графики, скульптуры, подобно тому, как мотор отменил конную тягу. На "Арт-Москве", как и на других экспозициях "актуального искусства", немалое место занимали разного рода видеоинсталляции; в специально затемненных залах бежали по стенам разнообразные движущиеся, трансформирующиеся, мелькающие и рябящие в глазах "проекты".

Но и здесь случилось то же, что и в "традиционных" формах. Новые технологии работали как новые, пока и впрямь были для нас, "совков", чем-то неслыханным, недоступным, запретным. Еще в 80-е годы компьютер, ксерокс, сканер и т.п. казались нам каким-то прорывом в современный свободный мир ХХI века. Сейчас, когда компьютер имеется почти в каждой мало-мальски обеспеченной семье и каждый мальчишка умеет с ним управляться, кого могут поразить бегающие по стене ряды цифр, пестрые фонтаны цветомузыки и т. п.? Да я дома, на своем мониторе заложу любую программу, сотворю любое угодное мне цветовое и звуковое зрелище...

Техника в искусстве - не более чем материал. Сколько раз с возникновением новых технологий фанаты-ниспровергатели кричали о конце старого искусства: "Фотография отменила живопись!", "Кино отменило театр!", "Телевидение отменяет кино!" Ничто ничего не отменило; технические новшества очень быстро стали такой же привычной нормой, как холст и сцена - перед фотографией, кинофильмом, телепрограммой встал единственно имеющий в искусстве значение вопрос: каков художественный результат содеянного?

Тот же вопрос встает перед всеми компьютерными, видео и прочими новейшими техническими обретениями современного искусства. Переходя от экспозиции одной галереи к другой, я всматривалась в работы, стараясь обнаружить - неважно, как исполненное: в фототехнике, в форме видеоклипа или маслом на холсте, - но нечто такое, что невозможно тиражировать и девальвировать, разнести по страницам глянцевых журналов, повторить бессчетное число раз во всех концах света. Не может же быть, чтобы молодого художника наших дней не волновали происходящие в мире поистине апокалиптические катастрофы, не стучали в висок напряженные ритмы ХХI века, не отзывались болью в сердце человеческие драмы, страдания, надежды?

Конечно, это только мои личные впечатления, но мне почувствовался нерв нашего времени в работах Михаила Рогинского - в его "Французском метро" 1994 года (галерея Каренина "Вена - Москва") и "Дереве" 2001-го (галерея "Вместе"); в "Запечатленном времени" Игоря Олейникова (2006, Art galerie); в холстах Демьяна Кулешова (2005 - 2006, проект "Нефть-Аrt-терия". Восточная галерея).

У Кулешова - "просто" живопись, но гигантский буро-ржавый бесформенный "Резервуар 1", высящийся над пространством, заполоняющий его как некий зловещий "нефтяной идол" - и устрашает, и задевает. А "ассоциативная" композиция Олейникова, низвергающая в мировой океан потоки багровой лавы и клубы черного дыма (так мне прочитался этот холст), действует напряжением цвета, бьющей в глаза контрастностью света и тьмы...

Но как же мало было таких "проблесков" - не новизны, конечно, но все-таки чего-то живого на фоне того, что организаторы "Арт-Москвы" подают как "молодой и прогрессивный арт-рынок России", а ассоциируется разве что с магазином подержанных товаров, именуемым по-заграничному "секонд-хенд" ("из вторых рук"), по-русски - барахолка...

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;