Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7536) 6 - 12 июля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительКонец сезонаНекоторые итоги телевизионного года РЕЙТИНГИИван СВИБЛОВ Чемпионат мира по футболу явился славным аккордом, завершившим телевизионный сезон 2005/06 года. Конечно же, в летнее межсезонье, которое по традиции на большинстве каналов продолжается с первой - второй декады июля по первые сентябрьские деньки, будут обкатываться "пилоты" хитов будущего телевизионного года, но в основном на экранах настала эпоха повторов. И теперь самое время подвести итоги уходящего года. Самым ярким и, как водится, скандальным оказался новый "порядок" на НТВ, руководство которого сделало ставку на формирование определенного типа зрителя - всему предпочитающего трэш, то есть эстетический и нравственный "мусор". В целом аудитория НТВ выросла на 1 процент - а это среди каналов "первой пятерки" весьма заметный результат. Беспредельный психопатологический вал "Чистосердечного признания" (один фильм из этого цикла - "Челюсти" - даже вошел в десятку самых популярных проектов у московской аудитории), сериал "Зона", обзор происшествий за неделю под симптоматичным названием "ЧП" резко изменили аудиторию канала - ушли фрондирующие интеллектуалы, еще год назад рассчитывавшие на что-то наподобие мегапроектов Парфенова, и, конечно же, традиционная для НТВ женская аудитория. Теперь, по данным аналитиков, основной зритель этого канала - это "белые воротнички" - "затурканные" офисом менеджеры невысокого полета, в погоне за "жареным" готовые смотреть дикие истории о каннибалах и прочих садистах. А также молодежь с невысоким уровнем образования и периодически возникающими проблемами с законом. Неудивительно, что у подобной публики не пошли ни "Казус Кукоцкого", ни "Доктор Живаго" - неоднозначные, но яркие и высокобюджетные многосерийные работы Юрия Грымова и Александра Прошкина. Думается, что при сохранении того же курса на трэш подобные "литературные" проекты в будущем даже не будут рассматриваться топ-менеджментом НТВ. Естественно, что уход целого метрового канала в трэш не мог не вызвать эффект маятника, противоположной точкой амплитуды которого стали лицензионные сериальные форматы, выполненные в жанрах ситком и драмеди. Точнее, два проекта канала СТС - "Моя прекрасная няня" и "Не родись красивой". Притом "нянька", как этот ситком ласково именуют в телевизионном народе, ушла в тень, а под свет юпитеров и гром аплодисментов на экран вышла вечная история Золушки в современной офисной интерпретации. Подобного успеха ни один из сетевых каналов еще не видел - в течение прошлого телевизионного сезона этот сериал не раз возглавлял список самых популярных проектов и собирал у экрана более трети зрителей, тем самым увеличив долю СТС на целых 2 процента. А лидеры эфира - "Первый канал" и "Россия" - напротив, потеряли по 2 - 3 процента своей аудитории, и это несмотря на технологический и содержательный прорыв в сфере экранизаций классики XX века. Это касается прежде всего "России" - "Мастер и Маргарита" по итогам года занял второе место и по России, и по Москве, а фильм Глеба Панфилова "В круге первом" оказался в середине рейтинга, на пятой позиции. Подобный прорыв можно объяснить несколькими факторами - подспудной тягой бывшей самой читающей страны к лучшим литературным образцам, приглашением на телевизионный ринг кинорежиссеров-"тяжеловесов" и, конечно же, грамотной рекламной и пиар-поддержкой. На "России" и в особенности на "Первом" внимательнейшим образом следят за изменением настроений потенциальной своей аудитории, пытаясь то угадать ее пристрастия, а то и взрастить их. Так, на "Первом" на верхнюю строчку рейтингов вырвалась так называемая "желтая" документалистика - фильмы, препарирующие личную жизнь известных людей. Особенно вниманием пользуются персоны, уже ушедшие от нас, что вполне понятно - от живых можно и иск схлопотать. Подобный интерес у зрителей "Первого канала" вполне объясним - телевизионный лидер страны собирает на своем эфире столь разнообразную публику, среди которой, конечно же, находятся и любители подглядывания в замочную скважину. Притом зачастую не в спальню, а на смертный одр - по-другому кадры из палаты, где умирала Наталья Гундарева (документальный фильм "Личная жизнь королевы"), и не назовешь. Другим документальным коньком "Первого" стали различные сенсационные расследования - от вполне профессиональных и высокорейтинговых, как, например, "Битва за космос" или "Братство бомбы", до проходных, которыми нередко грешат циклы "Тайны века" и "Искатели". В отличие от "России", где властвует более сдержанный подход как к темам и материалу, так и к стилистике его подачи, непременным условием документального кино на "Первом" становилась его сенсационность, что нередко приводило к ошибкам и неточностям, а иногда даже к прямой фальсификации "былого". Весьма характерным явлением стала усиливавшаяся специализация каналов: "Россия" - высокобюджетные многосерийные фильмы, документалистика и, увы, низкопробный юмор "Кривого зеркала", СТС - ситкомы, драмеди и "Комеди клаб" с "Хорошими шутками". А еще пару лет назад сверхпопулярные реалити-шоу "ушли" в основном на ТНТ. Самым смотрибельным по-прежнему остается пресловутый "Дом-2", но канал не боится экспериментировать и с более экзотическими жанрами реалити - как, например, с таким проектами, как "Капитал" или "Кандидат". А ток-шоу, похоже, вымирает как класс, особенно социально-политическое, ведь экзерсисы Андрея Малахова на "Первом" классическим ток-шоу никак не назовешь. Видимо, это связано как с усилившимся государственным и корпоративным управлением, так и с общей политической апатией зрителя. Впрочем, в середине августа откроет свой сезон кардинально обновленный ТВЦ, от которого и аналитики, и зрители уже давно ждут прорыва. И, судя по совместному проекту канала и АТВ "Сто вопросов взрослому", этот прорыв вполне возможен. Также в рубрике:
|