Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7536) 6 - 12 июля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Код Рембрандта

Москва по-своему отмечает 400-летие со дня рождения великого голландца

Елена ТИТАРЕНКО


"Жертвоприношение Авраама"

Незаметно для россиян подкатил главный (для искусства изобразительного) юбилей нынешнего года - 400-летие со дня рождения Рембрандта Харменса ван Рейна. Выставок великого голландца по всему свету не счесть: Музей Поля Гетти (Лос-Анджелес) показывает его поздние религиозные полотна, в немецком замке Мойланд титан живописи, он же гравер, подан сквозь призму английской гравюры XIX века, в швейцарском Санкт-Галлене - "Рембрандт. Его эпоха, его темы, его мир" из частной коллекции сталелитейного короля Альфреда Блума. Национальная галерея Ирландии осенью покажет всевозможные nightscapes - "ночные картины" эпохи Рембрандта. Что уж говорить о голландских городах: Амстердам, родной художнику Лейден, Гаага, Роттердам... Гвоздем сезона в Королевском Рийксмузеуме стала выставка "Рембрандт - Караваджо", собравшая 50 работ одной эпохи, но разных школ и даже культур. Ведь оба колосса были выдающимися мастерами света и тени, оба имели коммерческий успех и признание при жизни, при этом и тот и другой опередили свое время! Активен Дом-музей Рембрандта, где дотошно изучают составленную нотариусами в 1656 году опись имущества художника (тогда его объявили неплатежеспособным, а все нажитое конфисковали за долги) и по каплям восстанавливают благополучную жизнь своего героя в ипостаси удачливого галериста и окруженного учениками мэтра. Здесь будто призывают забыть, что последнее десятилетие жизни обитатель этого дома провел в страшной нужде: благополучие разрушилось, слава ушла, вернулась лишь после смерти, и то нескоро. Разумеется, у каждого свой Рембрандт...

"Жертвоприношение Авраама"

Внушительный список экспозиций юбилейного года музейщики пополнили проектами "Really Rembrandt?" в том же Рийксмузеуме ("Рембрандт ли?" призвал сравнить картины, у которых специалисты недавно отняли почетную атрибуцию); "Рембрандт в поисках гения" - о самых трудных и плодотворных годах жизни художника, когда слава его закатилась, но без заказов он обрел наконец свободу творчества; "Рембрандт и Эйленбург - торговля шедеврами" (великий живописец был и маршаном, отчего его работы любопытно сопоставить с картинами итальянцев, фламандцев и голландцев, имевшими популярность у богатых патрициев XVII века).

Еще зимой по Голландии проехал своего рода передвижной театр скульптуры, созданный российскими авторами: М.Дронов и А.Таратынов пересоздали в бронзе картину "Ночной дозор", старательно вылепив всех персонажей. И очень своевременно: Нидерланды-2006 ждут полмиллиона туристов только потому, что это Год Рембрандта. Выставки устраивают все музеи страны: "Мать Рембрандта. Мифы и реальность", "Пейзажи Рембрандта", "Рембрандт-рассказчик" в Лейденском филиале музея Стейделик, "Лето с Рембрандтом" в Гааге и "Рембрандт в Роттердаме", а также "Рембрандт и евреи", "Рембрандт и Библия" и еще с десяток экспозиций сменяют одна другую. Множатся издания и переиздания: книга голландского дуэта под псевдонимом Ян Тоттероо "No Flash" ("Фотографировать со вспышкой запрещается", действие разворачивается в зале Рийксмузеума перед полотном "Ночной дозор"); "Мой отец Рембрандт" Берта Наттера - история глазами сына художника Титуса; "Тайна "Ночного дозора" Дика Вальды - детская книжка о подмастерье Рембрандта; поклонникам стиля Дэна Брауна адресован "Код Рембрандта" - триллер с секретными кодами, почерпнутыми Диком ван ден Хеувелом из холстов. На родине национального героя - в Лейдене, где он провел первые 25 лет жизни и где похоронена его первая жена, Саския, - аккурат в день рождения художника, 15 июля, стартует трехдневный фестиваль. По версии мировых СМИ, никто из живописцев Европы до сих пор не удостаивался столь масштабных юбилейных торжеств.

России, у которой, как давно известно, особый путь, юбилей лейденского гения трудно было бы не заметить, но ажиотажа не наблюдается. Правда, выставку-ярмарку "Интермузей" не забыли посвятить Рембрандту, а питерские художники еще прошлой осенью по-своему отметили 400-летие со дня рождения мэтра, подражая ему в писании обнаженной натуры. Не ударил в грязь лицом и Урал: десять живописцев обязались каждый написать свою версию полотна "Даная", чтобы осенью выставить в Челябинске "Десять "Данай" разных художников". Есть инициативы куда более академические - так, в Эрмитаже впервые показали целиком замечательную коллекцию офортов Рембрандта, самую большую в России и одну из самых полных в мире (задолго до всех русских революций ее собрал юрист и автодидакт в исследовании наследия Рембрандта Дмитрий Ровинский). Выставкой "Офорты Рембранда" в Николаевском зале Зимнего дворца начался цикл эрмитажных мероприятий Года Рембранда. В программе - нидерландская живопись из коллекции П.П.Семенова-Тян-Шанского, американский художник Виллем де Кунинг (голландского происхождения), Рембрандтовские научные чтения, наконец, цикл концертов от Эрмитажной академии музыки - каждый поименован в честь какого-либо из шедевров Рембрандта: "Флора", "Портрет старика в красном"... А осенью полсотни работ великого голландца из собраний ГМИИ имени А.С.Пушкина, Эрмитажа и Метрополитен-музея предстанут на Волхонке в экспозиции "Рембрандт, его предшественники и последователи".

В общем, нельзя сказать, что великий маэстро забыт, но некий "датский" дух официоза витает, прорываясь даже в названиях юбилейных проектов. Хотя и нам Рембрандт вроде бы не чужой: собрание его картин в Эрмитаже ценится и по мировым стандартам, теперь выяснилось, что с прославившими его офортами дело у нас тоже обстоит превосходно. Но твердо ли мы помним хотя бы главные шедевры художника, который до сих пор поражает искренностью, простотой и ясностью мысли? Порой кажется, что суетимся на отрезке между названиями "Ночной дозор", раскрученным на новом витке отечественной истории промоутерами фильма в жанре фэнтези, и "Даная", где услужливая память неизменно подкидывает варварское нападение на знаменитое полотно. А может, до сих пор дают о себе знать иезуитские наклонности эпохи соцреализма: от нее осталась доктрина "три Р - Рембрандт, Рубенс, Репин", в соответствии с которой модернизм с его деформациями запрещался, а художникам предписывалось писать "как великие" - изображать жизнь "в формах самой жизни"...

Всегда живой?

Заставить вновь ожить намоленную, но чересчур примелькавшуюся "икону" в Москве рискнуло творческое трио, которое принял под свое крыло Мультимедийный комплекс актуальных искусств, или Московский дом фотографии. Под водительством арт-критика и историка искусств Сергея Хачатурова, успешно пробующего себя в роли куратора, художники Марина Белова и Алексей Политов создали весьма нетрадиционную экспозицию в неожиданном месте. Даже не выставку, а скорее модель храма, где близ алтаря - не привычный иконостас и даже не статуя Афины Паллады, как в Древней Греции, а образы Рембрандта, записанные "на цифру". Обычный, казалось бы, видеоряд - наподобие того, что показывают на лекциях, - напоминает о главном в творчестве мастера, к тому же содержит превосходную подборку автопортретов. Но по мере движения к аутентичным "картинкам", сияющим в алтарной зоне, словно попадаешь в сакральное пространство, наблюдая боковым зрением, как по сторонам, слева и справа, трепещет свет в "витражах" - рукотворных проекциях рембрандтовских полотен. Ничуть не стремясь копировать оные, Белова и Политов нарисовали, а потом вырезали из гофрокартона (чтобы впустить в них свет и тени, реально воплощенные) серию собственных "полотен": легко угадать композицию и персонажи семи известнейших картин Рембрандта (та же Даная, тот же "Дозор", все те же обращенные к зрителю, истоптанные ступни Блудного сына). Перед "Автопортретом", разъятым и вновь созданным в манере Уорхола, стоит букетик цветов... Но эти заново рожденные образы еще надо разгадать, ведь они оторвались от золотистого мерцания прототипов, будто погасли, а затем появились на свет в черно-белой гамме. За стеной припрятан технический трюк: движущиеся люминесцентные лампы заставляют свет вибрировать, отчего "картины" (или скорее "гравюры") пробуждаются. Возникший театр теней есть, по замыслу куратора, наиболее адекватный оммаж "радикальному гению, презревшему роль прилежного копииста Натуры", но зато в каждом полотне "инсценирующему акт творения планетарной геологии, и всегда с самого начала - с отделения света от тьмы". И возникает широкий спектр аллюзий: во-первых, ненавязчивый намек на то, что вплоть до XIX века Рембрандта гораздо больше ценили как графика, нежели как живописца. Во-вторых, акцент на будоражащие воображение многих поколений трепетные взаимоотношения Рембрандта со светом - кстати, благодаря этому свойству его живопись совершенно адекватно воссоздала и донесла до нас атмосферу того времени. Процитирую искусствоведа старой школы Алексея Сидорова, убежденного, что наш юбиляр, "разрабатывая проблемы света... протягивает руку своему великому современнику, физику Гюйгенсу; его творчество как бы параллельно творчеству его младшего современника, великого философа и отщепенца Спинозы". В-третьих, Рембрандт позиционирован как актуальный художник своей эпохи, "авангарднее всех авангардистов будущего" (о чем не следует забывать строгим приверженцам классики!). Вместе с тем он был и остается гедонистом, сохраняющим радость жизни даже в самых философски нагруженных картинах. Сквозь намеренно взятые за основу инсталляции "ПРО ЯВЛЕНИЕ" (амбивалентное название содержит шифр к проекту) хрестоматийные, они же "вечные", сюжеты упрямо пробивается жизнелюбие персонажей художника, и он от нас не отдаляется, а вопреки временной дистанции становится ближе. Вдобавок в композициях московского проекта сквозит такая воспетая другими "великими" черта Рембрандта, как отсутствие красивости. "Делает ли он портрет, жанровые сцены или картины на библейские темы, он в них не дает внешней, наружной красоты, как итальянцы, но зато все его персонажи удивительно жизненны", - писала А.Остроумова-Лебедева. Так и для нас, входящих в здание с полисемантическим наименованием "ПRОЕКТ FАБRИКА", важны пульсации "живого" и несущественны формальные нюансы, поскольку мы здесь не затем, чтобы любоваться тщательно выписанной фактурой до боли знакомых полотен, а чтобы совершить акт поклонения божеству, пусть и немного языческому. Предстояние перед его картинами - символ веры в рамках того культа, согласно которому нет бога, кроме Рембрандта, а он объемлет полмира... Куратор дерзнул объединить старое и новое, традиционное и разрушающее каноны, как делал и сам герой проекта, конечно же, не знавший ни футуризма, ни поп-арта (но кто посмеет сказать, что не принял бы новаций нашего века, окажись он среди нас?); нарушив привычные "правила поведения" в общении с классиком, смыть с него хрестоматийный глянец. Самое забавное (и вместе с тем символическое), что, как уверяет куратор, "про явить" (sic!) Рембрандта "сквозь визуальные помехи нашего времени" помогла навязчивая реклама кинематографических опусов, где тоже обнаружилась борьба света и теней. В итоге - замысел решить юбилейное "приношение Мастеру" как перформанс вполне в духе актуального дискурса. Выстроив черный бокс посреди выставочного зала, в который превращен отслуживший свое промышленный объект, зрителя поместили... в ларец, будто в русской сказке, находящийся внутри еще нескольких ларцов. Глубина трактовки, как и следует ожидать, зависит от бэкграунда каждого ступающего в это "храмовое пространство". Общим остается удивление и готовность верить: если бы не было юбилея, его надо было бы выдумать, дабы вернуть Рембрандту - рембрандтово.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

ЧЕМ МЫ ГОРДИМСЯ

КНИГИ

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;