Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7536) 6 - 12 июля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

АРНОЛЬД КАЦ: "Умейте слушать..."

Беседу вела Евгения КРИВИЦКАЯ


А.Кац

Говорят, что дирижирование - это профессия долгожителей. Конечно, как во всяком правиле, здесь бывают и исключения, но в случае с художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Новосибирской филармонии Арнольдом КАЦЕМ цифры говорят сами за себя. В этом году оркестр отмечает свое 50-летие, и ровно столько же бессменно руководит им А.Кац - отец-основатель коллектива. За эти годы известность Новосибирского оркестра шагнула далеко за пределы Сибири, а его главный дирижер с почетом встречаем в лучших оркестрах мира. На недавнем выступлении в Москве в Колонном зале Дома союзов в рамках Международного фестиваля симфонических оркестров мира музыканты вновь подтвердили свое реноме.

    

- Вы окончили Ленинградскую консерваторию как скрипач. Что заставило вас сменить смычок на дирижерскую палочку?

- Первый такой "опыт" произошел еще в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории на репетиции школьного оркестра, который вел прекрасный педагог профессор Тэриан. Он предложил нам, ученикам, кто захочет, продирижировать первую часть "Маленькой ночной серенады" Моцарта, что я и сделал, и ощутил нечто такое... Тэриан вдруг сказал: "Послушай, мальчик, а у тебя кое-что получается". После этого урока я периодически вспоминал тот первый опыт. Вероятно, подспудно у меня, наконец, возникла твердая мысль стать дирижером. В какой-то степени в этом "виновата" моя мама, скрипачка Госоркестра, которая говорила мне: "Я бы хотела, чтобы ты стал дирижером, а не терпел всю жизнь палочку "наездника".

    

- А как начиналась ваша дирижерская карьера?

- После года преподавания в Ленинградской консерватории я уехал в Северную Осетию, в оперный ансамбль. Потом был Томск, где я в какой-то мере попробовал себя в качестве основателя оркестра. Там существовал некий коллектив, но был совершенно профессионально непригодный. Я набрал новых музыкантов, начал репетировать, и через полгода мы дали первый концерт. Решив показать, на что способен оркестр, я задумал такой номер: оркестр в начале программы без дирижера начинает играть увертюру к "Руслану и Людмиле" Глинки, а я появляюсь на сцене только в конце сочинения. На следующий день после громкого успеха меня вызвали в обком партии и сказали: "Что же вы, Арнольд Михайлович, так плохо себя ведете? Вчера напились и опоздали на концерт?" Я в гневе воскликнул: "Это я напился?!" И стукнул кулаком по столу. А тогда писали чернилами, и чернильница, вздрогнув, облила костюм секретаря по идеологии, устроившего мне разнос. Спустя годы, когда я уже давно работал в Новосибирске, приехал этот чиновник и, увидев меня, спросил: "Вы помните чернильницу?" - "Конечно". - "И я навсегда запомнил!"

    

- Вы 50 лет руководите Новосибирским симфоническим оркестром. Как проходило становление этого коллектива?

- Когда я приехал в Новосибирск, то там ничего не было. Филармония ютилась на первом этаже двухэтажного деревянного дома, не существовало никаких коллективов, кроме лектория, и концертная жизнь осуществлялась за счет гастролеров. С первых шагов я обнаружил, что ничего не понимаю в административном руководстве, так что пришлось учиться бухгалтерскому учету, узнавать, что такое средний фонд заработной платы, что такое дотация, как она распределяется и многое другое.

Директору филармонии я поставил жесткие условия: полная самостоятельность оркестра, никакого вмешательства в мою художественную политику. Кроме того, оркестр получает отдельную дотацию, размеры которой строго соблюдаются. Благодаря этому, оркестр совершенно независим и процветает.

    

- То есть вы придерживаетесь принципа неограниченной диктатуры главного дирижера?

- Да, это так. Правильность такого подхода подтвердило время.

    

- Известно, что ваш оркестр обеспечен в материальном плане так, как не всякий столичный коллектив. Наверное, добиться этого было нелегко?

- Теперешний губернатор Виктор Толоконский - чрезвычайно интеллигентный человек, понимающий значение культуры. Я сумел убедить его, что наш оркестр - единственный в своем роде в Новосибирске и заслуживает особого отношения.

    

- Выступления оркестра пользуются огромной популярностью в Новосибирске. Вы что-то предпринимали, чтобы привлечь интерес слушателей к классике?

- Конечно. Вначале никто к нам не ходил, были пустые залы. Я ездил по институтам, держал речи, нашел поддержку в Академгородке. Помню, был такой случай: мы приехали туда на концерт, а зал - полупустой. Я обратился к людям и стал стыдить их: "Как же так, я ожидал встретить здесь интеллигентных людей, у которых существует духовная жизнь, а не только цифры. У вас есть дети, а вы не приобщаете их к прекрасному искусству! Хочу предупредить: если в следующий раз зал опять будет пустым, то играть мы не станем". Был дикий скандал, но ходить стали.

Кроме того, я разработал особую систему, когда в абонементе - сразу 18 концертов. Так намного легче продавать и выгодно в финансовом плане. Недавно мы ввели специальный абонемент для педагогов и учащихся музыкальных школ и лицеев, где играем репертуар, приближенный к учебной программе, а также некоторые сочинения "на вырост". Эти концерты частично субсидирует мэрия. В общем, сейчас на концертах аншлаги, "яблоку негде упасть". Но успокоенности у меня нет. Я был в нашем Департаменте культуры и выразил свою озабоченность тем фактом, что не вижу новых лиц в зале: аудиторию надо постоянно расширять, иначе вскоре последует спад.

    

- Новосибирский оркестр под вашим руководством дал жизнь многим современным произведениям российских композиторов.

- Концепция абонементов с самого начала базировалась на следующем принципе: осторожное вливание современных опусов и лучшего из классики. Кроме того, не забывайте, что при советской власти существовала официальная директива - 50 процентов репертуара должна была занимать русская и советская музыка. Это жестко контролировалось. Приходилось, конечно, выкручиваться, чтобы не играть заведомо плохих сочинений. Мы исполняли сочинения представителей новосибирской композиторской школы, очень сильной и интересной, также - Альфреда Шнитке, Софию Губайдулину, Бориса Тищенко, Андрея Петрова и других. Продолжаем пропагандировать музыку наших дней и сейчас.

    

- В 2006 году весь мир празднует 100-летие со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Ваш оркестр и вы особенно часто играете его произведения.

- Действительно, Шостакович в моей творческой жизни занял важное место. Свою дирижерскую карьеру я начал именно с его произведений: первая симфония, которую я продирижировал, - Десятая симфония Шостаковича. Я был вторым, после Кондрашина, кто сыграл в СССР Тринадцатую. В то время на ее исполнение существовал негласный запрет. Я рискнул это сделать: тогда в Новосибирск приезжал хор Александра Юрлова, был на концерте и Дмитрий Дмитриевич. После исполнения, прошедшего с огромным успехом в зале оперного театра, кто-то из девятого ряда партера крикнул: "Спасибо Кацу и Юрлову за смелость". Все партийное руководство, сидевшее в правительственной ложе, встало и покинуло зал. На следующее утро я пришел в филармонию, а там - заседание партбюро, как оказалось, по Тринадцатой симфонии. Секретарша меня пыталась не пропустить, но я, не обращая внимания, зашел в кабинет и сказал: "Думаете, я пришел писать заявление об уходе? Нет". И послал их... Была немая сцена, и несколько дней я ходил героем. Потом меня вызвали в обком партии: разговор внешне был доброжелательный, но документы на почетное звание они тогда отозвали. А Новосибирск после концерта бурлил, университетская молодежь разделилась на два лагеря, доходило дело до драк и исключений. Вот такое было время.

    

- Вы много лет отдали педагогике, возглавляя дирижерский класс в Новосибирской консерватории.

- В моих мечтах симфонический оркестр и консерватория должны были представлять единый организм. Так и было на протяжении почти 40 лет. Консерватория начала формироваться в 1957 году, спустя год после создания оркестра. Я сразу пришел к тогдашнему ректору и предложил приглашать в Новосибирск играющих педагогов, которые смогли бы параллельно работать в оркестре. Это выгодно и с материальной, и с художественной точек зрения. Сам я также начал преподавать, активно взявшись за студенческий оркестр, так как свою главную задачу видел в том, чтобы основу симфонического оркестра составляли местные кадры, выпускники консерватории. Сегодня эта задача выполнена, и подавляющее число оркестрантов - представители новосибирской школы. Например, скрипачи - все ученики блестящего педагога Матвея Либермана, ныне живущего в Израиле.

    

- Кроме студенческого оркестра, вы вырастили плеяду дирижеров, которые с успехом работают как в России, так и за рубежом.

- Да, у меня много учеников - Василий Синайский, Марк Горенштейн, Дмитрий Орлов. Вольдемар Нельсон, ныне живущий в Германии и дирижирующий по всему миру. В регионах возглавляют оркестры мои ученики: Артем Маркин (Владимир), Павел Герштейн (Кострома), Александр Юдасин (Красноярск), Евгений Волынский (Иркутск), много лет проработал в Омске Евгений Шестаков... Так что мне есть кем гордиться.

    

- Что бы вы посоветовали молодым дирижерам?

- Илья Мусин, у которого я учился, говорил нам: умейте слушать. Я, благодаря Богу, различаю тембры практически всех инструментов, даже в самом громком тутти. Если я говорю себе: надо обратить внимание на гобоистов, я их немедленно слышу. Кроме того, я твердо уверен, что репетиционный процесс - это чистой воды педагогика. Я все разъясняю оркестрантам, приучаю их слушать друг друга, знать партии других групп. Мы также много работаем над интонацией, звукоизвлечением. Всем этим я занимаюсь ежедневно на протяжении десятилетий.

    

- Оркестр постоянно гастролирует за границей, получая блестящие отзывы. У вас есть постоянные менеджеры на Западе?

- Конечно. Но сейчас ситуация с зарубежными гастролями не простая. Дело в том, что раньше государство, регулируя зарубежные выезды, следило за уровнем музыкантов, которые представляли Россию на Западе. Теперь практически любой оркестр, имея деньги, может выехать за границу, поскольку импресарио, в конечном счете, мало интересует, насколько оркестр хорош или плох. Платят они мало: ведь теперь столько коллективов, что если один откажется, то всегда поедет какой-нибудь другой. Так что выбор гастролей сегодня связан с компромиссом. Но я сознательно на это иду, понимая, что это необходимо для творческого роста оркестра, для его репутации.

    

- Где вас ждут в будущих сезонах?

- В планах - выступления во Франции в 2007 году. А в 2008 году, кроме запланированного тура в Германию, мы ведем переговоры о гастролях в США. Что касается России, сегодня, кроме Москвы и Петербурга, мы нигде не выступаем. Почему? Причины все те же - отсутствие государственной системы финансирования. Вот организаторы Фестиваля симфонических оркестров мира, в котором мы недавно приняли участие, сделали нам официальное предложение приехать в Москву в следующем году. Это очень приятно, и надеюсь, что эти планы осуществятся.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ЮБИЛЕЙ

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;