Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7536) 6 - 12 июля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Холодное гнездо кукушки

"Пеликан" Августа Стриндберга. Театр У Никитских ворот

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля

Пьеса Августа Стриндберга из позднего цикла "камерных" - цикла, исполненного отчаяния и мрачных символистских образов, легкомысленно забыта современным театром. А зря. Вот где о распаде семейных связей, об эдиповых комплексах, о детях, с рождения усталых и потерявших себя в мире, мощно сказано! Вот где собраны, кажется, все материи, так занимающие наших "новодрамовцев", то, о чем они по-детски нам неустанно лепечут. Но мрачный гений Августа Стриндберга - другое дело. У него дисгармония мира оборачивается захватывающей дух стройностью драматургического мира, а роли выписаны - прямо для великих актеров. Роль матери и вдовы Элисы в "Пеликане" из их числа. Тут надобна трагическая актриса, умеющая к тому же сыграть и сильное плотское начало. "Пеликаном, кормящим птенцов своей кровью", называют героиню в услужливых стишках, написанных по случаю торжества.

На самом же деле этот "пеликан" сам всю жизнь сосет кровь из ближних. Она - вместилище всех смертных грехов: ворует тепло и еду у мужа и детей, совращает будущего зятя своей дочери, постоянно лжет и заедает чужие жизни. Мы застаем ее в момент краха и возмездия: муж умер от издевательств, душевно изуродованные дети берут над мамашей реванш за все былые унижения. В финале они поджигают ненавистное родовое гнездо, и это мощное символистское пламя пожрет весь их никудышный род.

Историю легко представить сыгранной в духе великого шведского "отпрыска" Стриндберга, ныне здравствующего Ингмара Бергмана. Здесь были бы и ясные психологические причинно-следственные связи, и мрачные лагуны подсознания, и экзистенциальное удушье современного мира.

Прав Марк Розовский, утверждая, что у Стриндберга "...человек воплощался... сначала как загадочное, полное глубинно спрятанных патологий существо, затем происходило весьма прозрачное преображение, и мистическое, фантасмагорическое получало вполне логичные обоснования". И это справедливое режиссерское убеждение воплощается в довольно подробной партитуре актерского существования. Порой настолько подробной и по-человечески внятной, что символистский пласт пьесы, материи предчувствий, фобий и атмосферных сдвигов исчезает со сцены. Не хватает некоей особой образности, не ощущается густого воздуха трагедии. Хотя в сценографии шведа Серна Брюнеса, сотрудничающего с Розовским не в первый раз, есть образ холодного, безжизненного дома. Он - в безликих белых полках стеллажей, стерильных люминесцентных лампах. Угол с креслом покойного мужа заключен в прозрачную пластиковую кабину. Кресло порой мистически покачивается, пугая героиню незримым присутствием супруга. Да и сам его портрет, огромное, во всю сцену фотографическое лицо мужчины с печальными глазами, будто навязывает персонажам неизбывное чувство вины. Но сами они живут в логике вполне бытового поведения. Делают это, надо сказать, безупречно правдиво. В особенности сын Элисы, ерничающий, спивающийся Фредерик - Александр Чернявский и дочь, бледный, надломленный стебель Герда - Вера Десницкая. Убедителен и зять Аксель, крепкий мужчина бюргеровского вида - Владимир Давиденко. Да и сама героиня - Галина Борисова ведет свою партию тонко. Кажется, чересчур тонко. Актрисе, органично чувствующей себя чеховскими героинями в спектаклях Марка Розовского, здесь ощутимо не хватает звериной живучести, земного, плотского начала.

При всей очевидности внутренних связей Чехова с его великими скандинавскими драматургическими современниками (в их ряду и Ибсен, и Гауптман) его мир и его герои гораздо более акварельны. В них менее подземных жизненных токов, да и сами символистские мотивы у Чехова не столь сгущены, не оборачиваются, в отличие от Стриндберга, мрачными стихиями. Жизнь в среднерусском флигеле и жизнь под боком у холодного фьорда - почувствуйте разницу. В "Пеликане" Театра у Никитских ворот этой разницы не чувствуется. Впрочем, спектакль играется двумя составами, и второй, возможно, чуть иначе подает эту историю.

Впрочем, опять же, и так, по-бытовому усердно сыгранная, пьеса Стриндберга смотрится с живым интересом и привлекает серьезными актерскими работами.

Остается добавить, что спектакль создан при финансовой поддержке посольства Швеции и Шведского института в рамках программы "Новшество".

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;