Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7536) 6 - 12 июля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрХолодное гнездо кукушки"Пеликан" Августа Стриндберга. Театр У Никитских ворот Наталия КАМИНСКАЯ
Пьеса Августа Стриндберга из позднего цикла "камерных" - цикла, исполненного отчаяния и мрачных символистских образов, легкомысленно забыта современным театром. А зря. Вот где о распаде семейных связей, об эдиповых комплексах, о детях, с рождения усталых и потерявших себя в мире, мощно сказано! Вот где собраны, кажется, все материи, так занимающие наших "новодрамовцев", то, о чем они по-детски нам неустанно лепечут. Но мрачный гений Августа Стриндберга - другое дело. У него дисгармония мира оборачивается захватывающей дух стройностью драматургического мира, а роли выписаны - прямо для великих актеров. Роль матери и вдовы Элисы в "Пеликане" из их числа. Тут надобна трагическая актриса, умеющая к тому же сыграть и сильное плотское начало. "Пеликаном, кормящим птенцов своей кровью", называют героиню в услужливых стишках, написанных по случаю торжества. На самом же деле этот "пеликан" сам всю жизнь сосет кровь из ближних. Она - вместилище всех смертных грехов: ворует тепло и еду у мужа и детей, совращает будущего зятя своей дочери, постоянно лжет и заедает чужие жизни. Мы застаем ее в момент краха и возмездия: муж умер от издевательств, душевно изуродованные дети берут над мамашей реванш за все былые унижения. В финале они поджигают ненавистное родовое гнездо, и это мощное символистское пламя пожрет весь их никудышный род. Историю легко представить сыгранной в духе великого шведского "отпрыска" Стриндберга, ныне здравствующего Ингмара Бергмана. Здесь были бы и ясные психологические причинно-следственные связи, и мрачные лагуны подсознания, и экзистенциальное удушье современного мира. Прав Марк Розовский, утверждая, что у Стриндберга "...человек воплощался... сначала как загадочное, полное глубинно спрятанных патологий существо, затем происходило весьма прозрачное преображение, и мистическое, фантасмагорическое получало вполне логичные обоснования". И это справедливое режиссерское убеждение воплощается в довольно подробной партитуре актерского существования. Порой настолько подробной и по-человечески внятной, что символистский пласт пьесы, материи предчувствий, фобий и атмосферных сдвигов исчезает со сцены. Не хватает некоей особой образности, не ощущается густого воздуха трагедии. Хотя в сценографии шведа Серна Брюнеса, сотрудничающего с Розовским не в первый раз, есть образ холодного, безжизненного дома. Он - в безликих белых полках стеллажей, стерильных люминесцентных лампах. Угол с креслом покойного мужа заключен в прозрачную пластиковую кабину. Кресло порой мистически покачивается, пугая героиню незримым присутствием супруга. Да и сам его портрет, огромное, во всю сцену фотографическое лицо мужчины с печальными глазами, будто навязывает персонажам неизбывное чувство вины. Но сами они живут в логике вполне бытового поведения. Делают это, надо сказать, безупречно правдиво. В особенности сын Элисы, ерничающий, спивающийся Фредерик - Александр Чернявский и дочь, бледный, надломленный стебель Герда - Вера Десницкая. Убедителен и зять Аксель, крепкий мужчина бюргеровского вида - Владимир Давиденко. Да и сама героиня - Галина Борисова ведет свою партию тонко. Кажется, чересчур тонко. Актрисе, органично чувствующей себя чеховскими героинями в спектаклях Марка Розовского, здесь ощутимо не хватает звериной живучести, земного, плотского начала. При всей очевидности внутренних связей Чехова с его великими скандинавскими драматургическими современниками (в их ряду и Ибсен, и Гауптман) его мир и его герои гораздо более акварельны. В них менее подземных жизненных токов, да и сами символистские мотивы у Чехова не столь сгущены, не оборачиваются, в отличие от Стриндберга, мрачными стихиями. Жизнь в среднерусском флигеле и жизнь под боком у холодного фьорда - почувствуйте разницу. В "Пеликане" Театра у Никитских ворот этой разницы не чувствуется. Впрочем, спектакль играется двумя составами, и второй, возможно, чуть иначе подает эту историю. Впрочем, опять же, и так, по-бытовому усердно сыгранная, пьеса Стриндберга смотрится с живым интересом и привлекает серьезными актерскими работами. Остается добавить, что спектакль создан при финансовой поддержке посольства Швеции и Шведского института в рамках программы "Новшество". Также в рубрике:
|