Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7537) 13 - 19 июля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Стихотворцы, самодержцы и человек за камерой

В Москве показывают фотоискусство прошлого

Елена ТИТАРЕНКО


А.Карелин. "Портрет старика с мальчиком". 1870 - 1875 гг.

Накал фотографических страстей в последнее время заметно поубавился, что вписывается в общую картину межсезонья. Тем не менее фотография не желает расставаться с привычной ролью любимицы публики. И хотя главные игроки на этом поле - Московский дом фотографии и ряд родственных организаций - ни за что не сдадутся без боя, акценты явно сместились. Эстафету приняли столичные музеи совсем иного профиля - Исторический и Литературный: в их коллекциях фотоискусство отнюдь не доминирует, однако им есть чем удивить зрителей. Речь идет о наследии прежних эпох, даже о возвращении к истокам - это время принято называть золотым веком русской фотографии (на излете он плавно переходит в Серебряный век). Впрочем, в нашем сознании оба исторических отрезка часто сливаются в единое целое - этакое "утро туманное, утро седое", даром что никаких модных ныне туманностей и неопределенностей, маскируемых под сугубо художественное высказывание, порой непонятно о чем, в старинных снимках не наблюдается.

Нет сомнений, что нижегородец Андрей Осипович Карелин задумывался о своем месте в истории. Основания на то были - известность не обошла этого выпускника Императорской академии художеств. Однако кисти, палитра и прочие атрибуты ремесла живописца, фигурирующие на его портретах, - далеко не главное в глазах потомков. Исторический музей на законном основании вписал мемориальную выставку "Андрей Карелин. Портрет в интерьере" в ряд проектов о русской фотографии.

А.Карелин. "Портрет Д.И.Менделеева". 1880 г.

С именем А.О.Карелина (1837 - 1906) - крестьянского сына из-под Тамбова, который начинал как ученик иконописца, а к фотографическому делу поначалу приобщился в поисках заработка, получая в петербургских ателье заказы на ретуширование и раскрашивание отпечатков, - связаны хоть и не самые первые, но весьма важные страницы в истории русской светописи XIX века. В ее развитии в 1870 - 80-е годы творчество этого мастера многие считают кульминационной точкой. Хотя сам термин "светопись" придумал его старший коллега С.Левицкий, работы А.Карелина стали зримым эквивалентом этого слова: проникающие из окна в комнату лучи солнца зачастую не просто исполняют в его снимках подсобную роль "осветителей", но превращаются в смысловой центр композиции. При этом открытое окно или распахнутая дверь - еще и связующее звено между миром персонажей на портрете или в "комнатной группе" (кстати, Карелин открыл для России жанр интерьерного портрета) и тем, что за пределами этого замкнутого пространства. Свет словно раздвигает стены, расширяя микрокосм отдельного человека, и воссоздает гармонию персонажа с "большим" миром. Но, похоже, и там нет ни бед, ни страстей: снимки поражают умиротворенностью, равновесие композиций, выстроенных идеально и вполне "картинно", будто проецируется в настроение запечатленных лиц, так что даже в народнических сюжетах вроде "Подаяния" с участием нищего и барыни жизнь предстает спокойной и безмятежной. Несмотря на дружеские связи Карелина с литераторами и художниками демократического направления, не позволявшие игнорировать новые веяния в искусстве, и на присутствие в снимках персонажей "из народа", мастера больше волновали не социальные контрасты, а размеренная жизнь в ладу с собой и окружающей действительностью. Особенно это явно в бесчисленных семейных портретах, зачастую сделанных в собственном доме. Последний играл роль тихой пристани вкупе со съемочной площадкой, где чада и домочадцы - то герои (жена художница в родстве с великим Лермонтовым, одухотворенные дети растут помощниками отца и тоже не чужды изящных искусств), то статисты, а то и модели. На них так удобно примерить модный туалет во французском вкусе, гимназическую форму или русскую вышитую рубашку и венок из свежих цветов... Портретная "живопись" и русская старина - вот две истинные страсти Карелина, прославленного и как собиратель российских древностей. Даже в архитектурных "ведутах" он остается певцом великого и слегка туманного прошлого. Своим высшим достижением он считал композиции в русском стиле, собранные в "Художественный альбом фотографий с натуры". Был еще альбом по Нижнему Новгороду - карелинская хрестоматия, бесценная для специалистов по зодчеству. Сама же выставка стала оммажем волжан выдающемуся земляку: свои экспонаты в столицу прислали нижегородские Художественный музей и Историко-архитектурный музей-заповедник, а также Музей А.М.Горького. Неслучаен и выбор места для выставки к столетию со дня смерти художника (заметьте, не просто фотографа!) - именно в Исторический музей, к Ивану Забелину, обратился в 1887 году Карелин с предложением приобрести предметы русской старины из его собрания. ГИМ с пониманием отнесся к этой идее, хотя и у музейщиков Нижнего полторы тысячи предметов из карелинской коллекции, высоко ценимой при его жизни коллегами-художниками: не раз брали из нее ту или иную вещицу И.Репин, К.Маковский, В.Верещагин и другие живописцы, желавшие насытить свои полотна исторической атрибутикой. Этот факт сообщил выставке дополнительную интригу: любопытно наблюдать, как ларцы, рушники, веретена, предметы мебели кочуют из снимка в снимок, из картины в картину (кураторы не забыли выставить и живописное наследие своего героя).

Портрет декабриста С.П.Трубецкого

Художественное образование и круг увлечений мастера сказались в мизансценах и сюжетах: в то время фотоискусство, для многих "чудо техники", еще шло позади живописи (это теперь живопись едва поспевает за фотографией, заимствуя у нее приемы). Кропотливая и вдохновенная работа Карелина принесла плоды: авторитет - безоговорочный, признание - международное, а успех порой приводил к анекдотическим ситуациям. В анналы вошел случай в Эдинбурге, когда на Всемирной фотовыставке 1876 года жюри тайным голосованием выбрало среди шести тысяч экспонатов две работы, в равной мере достойные золотой медали Королевской академии. При вскрытии конвертов обнаружилось, что обе работы принадлежат одному автору - россиянину Карелину!

* * *

Выставку Карелина, обширную и самодостаточную, можно считать органичным дополнением к другой, более широкой ретроспекции, которую неожиданно (вроде бы на горизонте никаких фотоюбилеев) устроил Литературный музей. "Золотой век русской фотографии" - лишь первая часть большого проекта, где планируется показать весьма богатую фотоколлекцию ГЛМ. Иных собраний привлекать не потребовалось (исключение - частная коллекция старинной фототехники, разглядывание которой превращается в изысканное удовольствие, даже когда не очень понимаешь функцию тяжелых, но изящных предметов из хорошего дерева). Так ведь в фондах Литмузея легко разыскать не только писательские "имиджи" (английское словцо из компьютерного сленга здесь очень к месту!), но и еще массу прелюбопытного, необязательно из мира литературы. К примеру, самый ранний экспонат - дагеротип 1845 года, где запечатлена колония русских художников в Риме. На прочих дагеротипах (каждый из этих прародителей нынешнего тиражного фотоискусства выполнялся в единственном экземпляре, как миниатюра) - вид кабинета Жуковского, портреты Полины Виардо и Сухово-Кобылина. В музее вам охотно расскажут, как фотограф-любитель Иван Ностиц, имевший чин генерал-лейтенанта, делал портреты государя и... мятежного имама Шамиля, им же, Ностицем, плененного. И о том, как сам Шамиль признался в мемуарах: в момент установки аппарата с треногой, усаженный неподвижно, он схватился за кинжал, ожидая вовсе не снимок для истории, а час расстрела!

Далее сколько угодно примеров развития фотоискусства в России: пейзажи Царского Села, Москвы и Петербурга, интерьеры дворцов в пригородах Северной столицы, снимки семьи Александра II... Все этапы становления фотографии, ее жанры: пейзаж (городской и природные ландшафты), интерьер, хроника, архитектурная и бытовая зарисовка. Первые литографированные портреты с фотографий - "галерея Мюнстера" (Аксаков, Грановский и их окружение), семейные альбомы Тютчевых и Самариных. Почти невероятные страсти связаны с альбомом, где изображены декабристы - успевшие состариться Трубецкой, Волконский, Пущин: за дерзость снимать бывших каторжников шведа Карла-Петера Мазера выдворили из Сибири, несмотря на всю конспирацию.

Стереоскопические фотографии Парижской промышленной выставки 1867 года соседствуют с видами Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года в Москве, а следом - фотохроника, сделанная А.М.Иваницким на месте крушения царского поезда в Борках (1888). Техника шла вперед, фототипии позволили тиражировать изображения, и снимки начали путешествовать на бланках "открытых писем"... В этих же залах без труда отыскиваются лица государственных мужей, писательских друзей и близких, артистов и художников, музыкантов и общественных деятелей: на фото Гончаров, Фет и Гаршин, Чайковский и Чехов, Репин и Крамской, прочие художники-передвижники.

Разумеется, больше всего в коллекции портретов "по теме": обширна иконография литераторов и их родных. От спокойных, но для светописи чрезвычайно бурных 1850 - 1860-х годов в бездонных архивах Литмузея остались портреты Натали Пушкиной-Ланской, детей и внуков поэта, а также прочих "родственников" - матери Гоголя, дочери Белинского. Мелькают визитки, крупноформатные и кабинетного размера портреты Одоевского и Островского, Некрасова и Тургенева. Рядом с групповым фото Телешовского кружка - точно такая же постановка в ателье, где снялись жены сочинителей; в придачу к облику Достоевского - снимки Аполлинарии Сусловой и Анны Сниткиной (Достоевской). Мгновения жизни своих семей, а равно пейзажи, на фоне которых эта жизнь протекала, с одинаковым интересом фиксировали Софья Толстая и Леонид Андреев, пополнившие армию фотолюбителей, когда упрощение процесса съемки породило жанр "домашних портретов". Слава богу, музейные коллекции существуют отдельно от арт-рынка, а не то в пересчете на конвертируемые "ценности" почти невесомые снимки окажутся уж и не золотыми, а брильянтовыми!

Не будем спорить, какой именно отрезок из тех примерно 70 лет (с 1840-х годов и до 1914-го), что фотоискусство в России прожило до "мирового пожара", следует считать расцветом (или, если прибегнуть к академическим канонам композиции, где завязка, где кульминация процесса, а что следует считать финалом). Внимательному зрителю равно интересны все этапы: и младенческий возраст фотографии, и когда она встала на ноги и осознала себя искусством, и когда были созданы хрестоматийные портреты, знакомые нам по книгам и документальному кино. Увы, мы не всегда связываем лицо классика литературы с именем другого классика, оставившего его изображение на фото. И в этом ракурсе обе выставки показательны: их кураторы стремятся напомнить не о фотографии вообще, пусть и в знаковых ее проявлениях, а о конкретных людях, стоявших по ту сторону камеры. В Литмузее хотели и смогли сделать приношение этим мастерам, ввести их в единый контекст культуры, несмотря на разницу между волжанином Дмитриевым (учеником все того же Карелина) и фотохудожниками двух столиц. Возможно, теперь мы более эмоционально и осознанно будем реагировать на имена Буллы, Фишера или Здобнова, ассоциируя их с портретами Куприна, Тэффи, Блока и Андрея Белого, Гумилева и Ахматовой. К "мастерам словесности" в качестве моделей "мастеров объектива" в нашей памяти присоединятся Комиссаржевская и Врубель, Серов и Нестеров, Шаляпин, Мейерхольд и Мариус Петипа, собравшиеся под крышей скромного, но свято хранящего историю дома в Трубниковском переулке.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;