Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7537) 13 - 19 июля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Бенефис перед разлукой

В Петербурге догорают "Звезды белых ночей"

Дмитрий МОРОЗОВ
Санкт-Петербург - Москва
Фото Натальи РАЗИНОЙ


М.Гулегина - Абигайль в сцене из спектакля "Набукко"

Программу нынешнего фестиваля "Звезды белых ночей", четырнадцатого по счету, во многом определили два обстоятельства. С одной стороны - юбилей Дмитрия Шостаковича, и сквозной линией фестивальной афиши стали циклы "Все симфонии Шостаковича" и "Шостакович на сцене". С другой - предстоящее закрытие Мариинской сцены на реконструкцию, в связи с чем оперная часть программы приобрела характер некоего творческого отчета едва ли не за весь гергиевский период, а балетная, учитывая еще и отмечаемое в нынешнем году 120-летие труппы, - сразу за всю ее историю. Было еще и третье обстоятельство, никем заранее не планировавшееся и давшее о себе знать незадолго до открытия. В рамках фестиваля должна была пройти презентация нового концертного зала Мариинского театра, в котором и предполагалось проведение значительной части концертов, однако здание оказалось еще не готовым к эксплуатации. Между тем договариваться об аренде залов с филармонией или консерваторией было уже поздно и в результате все концерты пришлось перенести на сцену театра, создав тем экстремальные условия для постановочной части, имевшей нередко лишь около часа на монтировку декораций очередного спектакля. Впрочем, к экстриму в Мариинке не привыкать никому...

Даже беглого взгляда на фестивальную афишу довольно, чтобы оценить поистине беспрецедентный масштаб этого семидесятидневного марафона, включившего в себя около ста спектаклей и концертов. Взять хотя бы циклы "Шедевры русской оперы" и "Чайковский. Избранное", представившие в совокупности одиннадцать опер русских композиторов и все балеты Чайковского. А еще был цикл "Шедевры итальянской оперы" с шестью названиями и повторение полного "Кольца нибелунга" Вагнера...

Гала Р.Флеминг

Разумеется, полностью объять необъятное не под силу даже и самому Гергиеву. Поэтому, в частности, в афише отсутствовали оперы Прокофьева, демонстрировавшиеся едва ли не на всех предыдущих фестивалях. Очевидно, Гергиев решил не сталкивать Прокофьева с Шостаковичем - бенефициантом нынешних "Белых ночей".

За исключением балетов "Болт" и "Светлый ручей" да камерных сочинений, Шостакович был представлен практически в полном объеме. Все его симфонии звучали под управлением не только самого Валерия Гергиева, но также Максима Шостаковича, Кристофа Эшенбаха, Эсы-Пекки Салонена, Пааво Ярви и Мариса Янсонса. Оперная афиша включала в себя "Нос" и "Катерину Измайлову" (на сей раз Гергиев не стал повторять сомнительный эксперимент параллельного экспонирования обеих редакций оперы в рамках одной постановки). Балетная - "Барышню и хулигана", "Ленинградскую симфонию", "Шинель" по Гоголю", "Клопа" и специально приуроченную к фестивалю премьеру "Золотого века". Еще одной фестивальной премьерой стала оперетта "Москва - Черемушки", анонсированная первоначально как концертное исполнение.

Право, лучше бы уж оно и осталось концертным. Но внезапно как чертик из табакерки возник начинающий режиссер Василий Бархатов и соорудил такую крутую смесь амбициозности и халтуры, профессиональной беспомощности и откровенной пошлости, что в сравнении с этим недавняя постановка Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко ретроспективно показалась уже едва ли не шедевром. Работу Бархатова даже и критиковать-то всерьез не хочется, тем более что горе-режиссер сам себя высек, продемонстрировав на большом телевизионном экране кадры из знаменитого фильма "Черемушки" с его блестящими актерскими работами и неповторимым ароматом эпохи, чем только подчеркнул отсутствие всего этого (и еще многого другого) в спектакле.

Не порадовал на сей раз и сам Валерий Гергиев. Закрадывалось даже подозрение, что маэстро впервые увидел партитуру едва ли не в тот момент, когда вышел дирижировать, не успев толком вникнуть, что к чему. Остается надеяться, что англичанам с этим повезет больше (с 20 по 29 июля на сцене лондонского Колизеума будет проходить гергиевский фестиваль "Шостакович на сцене", включающий в себя почти все, что было показано в Петербурге, в том числе и "Черемушки")...

Из концертов цикла "Все симфонии Шостаковича" мне довелось услышать лишь один, и вряд ли он был самым интересным. Под управлением Пааво Ярви прозвучала Десятая симфония вкупе со Вторым фортепианным концертом (солистка - Аника Вавич) да в придачу еще Первая симфония Шумана. В отличие от своего прославленного отца Неэме Ярви Пааво отнюдь не принадлежит к числу выдающихся дирижеров. Бесспорно, он - талантливый музыкант, обладающий и темпераментом, и определенной тонкостью, да и с техникой у него все в порядке. Однако дирижерским трактовкам Ярви-сына недостает масштабности и, как показалось по данному концерту, ему не всегда удается выстроить целостное здание симфонии, а не просто более или менее ярко подать отдельные фрагменты.

Одним из главных фестивальных событий мыслился концерт Рене Флеминг с Валерием Гергиевым. Наверное, проходи он в новом концертном зале, как предполагалось поначалу, так бы оно и было. Но в коварной акустике Мариинского театра отнюдь не крупный голос Флеминг подчас несколько терялся. Музыкальной выразительностью и стилистической точностью, с какими она пела арии из малоизвестных опер Корнгольда ("Чудо Элианы" и "Катрин") и своего фирменного Рихарда Штрауса ("Любовь Данаи"), можно было только восхищаться, но этих бесценных качеств все же недостаточно, чтобы "пробить" гергиевский оркестр, в музыке такого рода особенно тяготеющий к доминированию надо всем и вся. Не в пример лучше с балансом между ее голосом и оркестром обстояло дело в итальянском репертуаре, где по-настоящему сильное впечатление произвела ария Адриенны Лекуврер из последнего действия оперы Чилеа. Еще одной большой удачей стала исполненная на бис ария Наташи из "Опричника" Чайковского, отразившая давнее пристрастие певицы к русской музыке.

И все же главным событием фестиваля стал вердиевский "Набукко" с участием Марии Гулегиной. В последние годы Гулегина не раз выступала в Москве, но исключительно в концертном формате. В том ли причина, что феноменальный талант этой певицы в полной мере проявляется именно в спектакле, в том ли, что партия Абигайль принадлежит к самым ее коронным, или, может, в ауре места, во флюидах, что шли от маэстро Гергиева, но факт есть факт: такой Гулегиной в России еще не слышали. Тень Каллас незримо витала в этот вечер над Мариинской сценой. Гулегина покоряла зал не только виртуозным вокалом высочайшей пробы, с необычайной легкостью совершая скачки в две октавы от сопрановых верхов к почти альтовым низам, и наоборот, но и своим редким актерским даром, сумев передать такие оттенки эмоций и состояний Абигайль, о каких многие прежде и не догадывались, и заставляя публику сопереживать своей уж, казалось бы, совсем не положительной героине. Между прочим, недавно выпущенная на DVD запись спектакля Венской Оперы с ее участием не вызывает и десятой доли тех эмоций, какие вызвал этот вечер в Мариинском театре. И дело, думается, не только в разнице между спектаклем живым и записанным, и даже не только в том, что уникальный голос Гулегиной вообще не слишком ложится на запись, но, вероятно, еще и в том, что схематично-умозрительная постановка Гюнтера Крэмера давала ей меньше актерских возможностей, чем режиссура Дмитрия Бертмана, а дирижер Фабио Луизи не был способен воодушевить ее в той степени, как это сделал Гергиев.

В отличие от Марии Гулегиной, выступавшей в этой постановке во Франции и хорошо ее знающей, исполнявшему заглавную партию Николаю Путилину (вместе с которым, кстати, Гулегина пела в "Набукко" в прошлом сезоне в Метрополитен) пришлось входить в спектакль в авральном режиме, и он чувствовал себя на сцене не вполне уверенно. Видимо, из-за волнения или нездоровья его действительно царский баритон поначалу звучал несколько жестковато, лишь постепенно обретая привычную мощь в сочетании с благородной бархатистостью и кантиленой. Когда в одном спектакле встречаются сразу два обладателя вердиевских голосов такого калибра, каких сегодня в мире почти что и не осталось, то уже это одно делает его событием экстраординарным.

Валерий Гергиев демонстрировал свою фирменную энергетику даже, пожалуй, с некоторым переизбытком. Но за то поле высокого напряжения, что создавалось в спектакле во многом благодаря ему, можно было простить отдельные шероховатости. Потому что в этот вечер Мариинский театр явил в исполнении итальянской оперы ту высоту, что доступна, пожалуй, лишь Ла Скала или Мет в лучшие их моменты.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;