Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 27 (7537) 13 - 19 июля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияНепопулярная профессияВ 2006 году в Суриковском институте соискателей на специальность "реставрация" нет АБИТУРИЕНТЮлия АНТОНОВА С 7 июля в Суриковском институте началась очередная пора вступительных экзаменов. Опытные профессора и доценты в который раз испытывают неизменные восторг или разочарование, отбирая юных репиных и левитанов, достойных учиться в прославленных стенах. Вообще-то официальной датой основания этого учебного заведения считается год 1934-й, когда на основе графического факультета Вхутеина по инициативе Игоря Грабаря был создан Московский институт изобразительных искусств. Однако, как и другие московские художественные вузы, суриковцы отстаивают свое духовное родство с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества, основанным в 1843 году. Так что художественные традиции XIX века пронизывают даже просторное здание, расположенное в уютном Товарищеском переулке: широкие светлые коридоры и институтские лестничные пролеты пестрят живописными полотнами, красочной мозаикой и воздушными витражами, выполненными в стиле академического реализма. Кстати, именно он является тем основным творческим критерием, на основании которого человек в принципе имеет возможность стать студентом Суриковки. Впрочем, все по порядку. Прием документов и работ на дневное отделение института начинается, как правило, 17 июня и длится до первых дней июля. Местом, выбранным для хранения многочисленных работ, присланных на творческий конкурс, на сей раз стал местный спортзал. А что - прохладно, просторно... Больше самоотверженным членам комиссии по допуску к экзаменам ничего и не надо. Лишь бы не мешали, времени и так в обрез. Ведь свои "нетленки" ежегодно присылают около 1000 соискателей, а счастливчиков окажется всего 85 - 86... Конечно, не считая тех, кто предпочтет обучение на контрактной основе - для их профессионального образования потребуется от 53 до 102 тысяч рублей за каждые два семестра (в зависимости от факультета). Нормативы, составляющие содержание творческого конкурса, не меняются годами. Как всегда, от абитуриента требуется три работы - рисунок, живопись, композиция (то бишь самостоятельное творение на свободную тему). Каких-то однозначных выводов из уже прошедшего творческого конкурса 2006 года сотрудники приемной комиссии сделать не в состоянии. "Ведь мы же не можем сравнить прошлогодние и сегодняшние работы, - резонно замечает декан факультета живописи Виктор Николаевич Латинский, - мы твердо придерживаемся той истины, что в искусстве нет места категории сравнения. Могу лишь назвать те требования, которые предъявляем к произведениям соискателей. Во-первых, работа должна удовлетворять условиям академического реализма. А во-вторых, предпочтительно, чтобы сюжет картины относился к сегодняшнему дню, нежели к вековой давности". С этими задачами ребята в основном справляются успешно: как-никак, большинство из них прошли обучение в стандартных государственных художественных школах. Сложнее с композицией. "Немногие понимают, что композиция - это фундаментальное начало в живописной или иной работе, - добавляет Латинский, - она зависит от образного мышления художника. Как и в литературе, у нас есть свои эпитеты, метафоры, которые позволяют выстроить картину вокруг одной идеи. Пластика здесь должна быть в гармонии с психологизмом. Как в полотне Веласкеса "Сдача Бреды" - идея победы и поражения гениально выражена в противостоянии двух армий". Конечно, в Суриковке не ждут от абитуриентов мастерства испанского живописца, но тем не менее единство формы и содержания - в почете. В дни, посвященные отбору работ, в стенах института бушуют самые пламенные страсти: здесь и споры, часто отсутствие единства мнений и предпочтений, хвалебные и мрачные отзывы и т.д. Потом абитуриенты погружаются в экзаменационную тишину. Молчание поистине становится золотом: поступающие разбредаются по мастерским, и начинается самое главное... Программа вступительных экзаменов, как и программа творческого конкурса, не меняется уже долгое время. Как и много лет назад, 18 часов отведено живописи, 15 - рисунку, 9 - еще одному рисунку и 6 - композиции. При этом в зависимости от факультета возможны варианты: например, живопись на факультете графики предполагает портрет с руками, написанный маслом, а архитекторы должны предоставить комиссии небольшой натюрморт, исполненный в технике акварели. Для скульпторов же живопись вообще заменяется лепкой головы натурщика в натуральную величину. Все таланты, получившие положительные оценки на основных экзаменах, пишут сочинение по русскому языку и литературе. Архитекторам ко всему прочему добавили математику. Кстати, пока в Суриковке не собираются вводить ЕГЭ, что очень радует преподавателей. Зато новшества, которые обошли стороной экзаменационную программу, живо коснулись в этом году технологии работы приемной комиссии. Начиная с сессии-2006 каждый профессор ставит свою индивидуальную оценку после просмотра работ, тогда как раньше была коллективная. Латинский считает, что это приведет к большей объективности комиссии. Предполагаемый конкурс пока колеблется от 1,5 до 3,5 человека на место: разные специальности пользуются неравным спросом. Наибольшее количество заявок поступило на факультеты живописи и графики, чуть меньше - историки искусств и скульпторы. А вот реставраторы в этом году вообще не удостоились внимания соискателей. На вопрос, почему ребят так привлекает станковая, монументальная и театрально-декорационная живопись, а к восстановлению старинных икон интерес отсутствует напрочь, никто из преподавателей ответить не смог. Но печальные выводы напрашиваются сами собой: престижность профессии реставратора снижается с катастрофической скоростью. Однако это тема для отдельного разговора. А пока... Экзамены еще идут: будущие студенты корпят у мольбертов, надеются и ждут своего звездного часа. Также в рубрике:
|