Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 33 (7543) 24 - 30 августа 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Обреченный принц

"Ходжа Насреддин. Возмутитель спокойствия" на "России"

ПРЕМЬЕРА

Анастасия МАШКОВА


Кадр из фильма "Насреддин в Бухаре"

Зрители, привыкшие ориентироваться в программах об истории, культуре, об истории российской культуры, эту программу наверняка вычислили и посмотрели. Говорить о ней в жанре пересказа практически невозможно. Достаточно сказать, что автором документального фильма "Ходжа Насреддин. Возмутитель спокойствия" стал Борис Добродеев. Да, тот самый классик отечественной документалистики и журналистики.

На "Россию" он принес особый проект. Дело в том, что в его личной судьбе автор книг о фольклорном герое Востока Леонид Васильевич Соловьев, к чьему столетию со дня рождения приурочена программа, стал тем, кого принято называть "профессиональный крестный". Одобрение стороннего человека, что и думать забыл о юноше, некогда испросившем у него совета "идти или не идти в кино", оказалось профессиональным благословением, подарило уверенность в себе... И в итоге помнится как начало взрослой жизни.

И тут автор сознательно идет на "обнажение приема". В финале "Возмутителя спокойствия..." мы узнаем, как в 1960 году Соловьев не узнал того давнего мальчика в повзрослевшем Добродееве. Встретились они как бы и случайно, но тот случай тоже может считаться "подсказкой судьбы": в ленинградском Доме кино, на премьере фильма Алексея Баталова "Шинель", который пытался поспособствовать возвращению реабилитированного и всеми забытого писателя Соловьева на "широкий экран" в качестве сценариста. А не узнал своего "крестника" Соловьев потому, что жизнь его, переломленная Дубровлагом, была поделена на две неравные части. В одной он был блестящим, ярким, исполненным надежд. Журналист, успешный литератор, даже десантник (в годы Великой Отечественной в буквальном смысле сменил перо на автомат - в дни обороны Севастополя). Эдакий принц - впоследствии этот мотив получит горькое, ироническое продолжение уже в его творчестве. В другой жизни он был усталым, странным, одиноким. Свой среди чужих в писательской среде. И как будто бы не помнящий себя прежнего.

Общеизвестно, что Леонид Соловьев (1906 - 1962) написал две книги на основе среднеазиатского фольклора, ныне ставшие единой "Повестью о Ходже Насреддине". Книги эти называются "Возмутитель спокойствия" (опубликована в 1940 году) и "Очарованный принц", последняя писалась в заключении и вышла в свет спустя пятнадцать лет после первой. Гораздо менее знаменита его деятельность в качестве кинодраматурга: он окончил ГИК (ныне ВГИК), дебютировал в кино в 1934 году, этот дебют практически остался незамеченным, а Соловьев переключился на писательскую деятельность. Был соавтором сценария по собственной книге "Насреддин в Бухаре" (1943), поставленного классиком Яковом Протазановым, написал сценарий весьма спорного, но многим памятного фильма "Иван Никулин - русский матрос" (1944), основанного на фронтовых впечатлениях... Много позже была "Шинель", да еще несколько названий, канувших в Лету. Столь же странная судьба и у его прозаических произведений: все они остались как бы примечаниями к биографии автора "Повести о Ходже Насреддине". Вряд ли стоит ждать их нового открытия. Уже на исходе жизни (до преклонных лет, да даже до старости дожить ему не было суждено) Соловьев написал книгу о детстве и юности, о своем Востоке, куда он так и не вернулся зрелым человеком. Там нет почти ничего "фактического", так его сестра, в частности, утверждала, вернее, есть не внешняя, но внутренняя биография: в ней он еще был тем юным самым "очарованным принцем". Видимо, в годы отсидки Соловьеву так часто напоминали факт рождения в Триполи (родители были православными миссионерами, учительствовали в Сирии), так превратно истолковали факт бегства семьи в Коканд в Гражданскую (отец и там преподавал), что ни переписывать биографию, ни даже вспоминать ее желания не было... Равно как, вероятно, не было у Соловьева желания полемизировать с ранними своими вещами, одна из которых, привлекшая внимание к молодому литератору, называлась так - "Последняя паранджа". Как и его герой, Соловьев предпочел уйти в притчу, в "фантастический реализм", в мифологическое время, где вечные сюжеты проживаются поколение за поколением. В общем, стал легендой.

Но жизнь и биография - были. Борис Добродеев решил сложить все известное нам о его герое и сделал это в классическом стиле телевизионной биографии: с полной объективностью, с четким пониманием, что документировано, то есть отражено в свидетельствах очевидцев и разнообразных исторических хрониках (в первую очередь - в кинохронике), что исключительно в семейных фотоальбомах и письмах, а иные кадры - "из эпохи Соловьева", но "на этом снимке его нет". Сейчас редко кто так четко проводит разграничения между кинематографическим и реальным, не теряя ни грана внятности. И зрительского интереса не роняя ни на минуту, что тоже немаловажно. Режиссером фильма стал совсем еще молодой, особенно в сравнении с именитым сценаристом, Иван Твердовский - прекрасный телевизионный документалист, много и успешно работавший в рамках проекта телеканала "Культура" "Острова". У него хватило профессиональной чуткости, чтобы последовать за текстом и концепцией, найти опору в соавторе.

Честно говоря, хотелось бы, чтобы в очень эфемерном качестве "имиджевого продукта" все наши каналы, не только "Россия", предъявляли подобные культурные проекты. В рамках этой рецензии просто неэтично противопоставлять классическое авторское документальное кино подобного уровня стандартной продукции, сходящей с телевизионного конвейера. Важно, что такое кино на телевидении есть. За историей писателя, подарившего новую жизнь архетипическому герою-правдолюбцу, брезжит не менее укорененный в кодах отечественной культуры сюжет: судьба русского интеллигента, обреченного "жить не по лжи".

Также в рубрике:

ПРЕМЬЕРА

ПРОЕКТ

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;