Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7543) 24 - 30 августа 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительОбреченный принц"Ходжа Насреддин. Возмутитель спокойствия" на "России" ПРЕМЬЕРААнастасия МАШКОВА
Зрители, привыкшие ориентироваться в программах об истории, культуре, об истории российской культуры, эту программу наверняка вычислили и посмотрели. Говорить о ней в жанре пересказа практически невозможно. Достаточно сказать, что автором документального фильма "Ходжа Насреддин. Возмутитель спокойствия" стал Борис Добродеев. Да, тот самый классик отечественной документалистики и журналистики. На "Россию" он принес особый проект. Дело в том, что в его личной судьбе автор книг о фольклорном герое Востока Леонид Васильевич Соловьев, к чьему столетию со дня рождения приурочена программа, стал тем, кого принято называть "профессиональный крестный". Одобрение стороннего человека, что и думать забыл о юноше, некогда испросившем у него совета "идти или не идти в кино", оказалось профессиональным благословением, подарило уверенность в себе... И в итоге помнится как начало взрослой жизни. И тут автор сознательно идет на "обнажение приема". В финале "Возмутителя спокойствия..." мы узнаем, как в 1960 году Соловьев не узнал того давнего мальчика в повзрослевшем Добродееве. Встретились они как бы и случайно, но тот случай тоже может считаться "подсказкой судьбы": в ленинградском Доме кино, на премьере фильма Алексея Баталова "Шинель", который пытался поспособствовать возвращению реабилитированного и всеми забытого писателя Соловьева на "широкий экран" в качестве сценариста. А не узнал своего "крестника" Соловьев потому, что жизнь его, переломленная Дубровлагом, была поделена на две неравные части. В одной он был блестящим, ярким, исполненным надежд. Журналист, успешный литератор, даже десантник (в годы Великой Отечественной в буквальном смысле сменил перо на автомат - в дни обороны Севастополя). Эдакий принц - впоследствии этот мотив получит горькое, ироническое продолжение уже в его творчестве. В другой жизни он был усталым, странным, одиноким. Свой среди чужих в писательской среде. И как будто бы не помнящий себя прежнего. Общеизвестно, что Леонид Соловьев (1906 - 1962) написал две книги на основе среднеазиатского фольклора, ныне ставшие единой "Повестью о Ходже Насреддине". Книги эти называются "Возмутитель спокойствия" (опубликована в 1940 году) и "Очарованный принц", последняя писалась в заключении и вышла в свет спустя пятнадцать лет после первой. Гораздо менее знаменита его деятельность в качестве кинодраматурга: он окончил ГИК (ныне ВГИК), дебютировал в кино в 1934 году, этот дебют практически остался незамеченным, а Соловьев переключился на писательскую деятельность. Был соавтором сценария по собственной книге "Насреддин в Бухаре" (1943), поставленного классиком Яковом Протазановым, написал сценарий весьма спорного, но многим памятного фильма "Иван Никулин - русский матрос" (1944), основанного на фронтовых впечатлениях... Много позже была "Шинель", да еще несколько названий, канувших в Лету. Столь же странная судьба и у его прозаических произведений: все они остались как бы примечаниями к биографии автора "Повести о Ходже Насреддине". Вряд ли стоит ждать их нового открытия. Уже на исходе жизни (до преклонных лет, да даже до старости дожить ему не было суждено) Соловьев написал книгу о детстве и юности, о своем Востоке, куда он так и не вернулся зрелым человеком. Там нет почти ничего "фактического", так его сестра, в частности, утверждала, вернее, есть не внешняя, но внутренняя биография: в ней он еще был тем юным самым "очарованным принцем". Видимо, в годы отсидки Соловьеву так часто напоминали факт рождения в Триполи (родители были православными миссионерами, учительствовали в Сирии), так превратно истолковали факт бегства семьи в Коканд в Гражданскую (отец и там преподавал), что ни переписывать биографию, ни даже вспоминать ее желания не было... Равно как, вероятно, не было у Соловьева желания полемизировать с ранними своими вещами, одна из которых, привлекшая внимание к молодому литератору, называлась так - "Последняя паранджа". Как и его герой, Соловьев предпочел уйти в притчу, в "фантастический реализм", в мифологическое время, где вечные сюжеты проживаются поколение за поколением. В общем, стал легендой. Но жизнь и биография - были. Борис Добродеев решил сложить все известное нам о его герое и сделал это в классическом стиле телевизионной биографии: с полной объективностью, с четким пониманием, что документировано, то есть отражено в свидетельствах очевидцев и разнообразных исторических хрониках (в первую очередь - в кинохронике), что исключительно в семейных фотоальбомах и письмах, а иные кадры - "из эпохи Соловьева", но "на этом снимке его нет". Сейчас редко кто так четко проводит разграничения между кинематографическим и реальным, не теряя ни грана внятности. И зрительского интереса не роняя ни на минуту, что тоже немаловажно. Режиссером фильма стал совсем еще молодой, особенно в сравнении с именитым сценаристом, Иван Твердовский - прекрасный телевизионный документалист, много и успешно работавший в рамках проекта телеканала "Культура" "Острова". У него хватило профессиональной чуткости, чтобы последовать за текстом и концепцией, найти опору в соавторе. Честно говоря, хотелось бы, чтобы в очень эфемерном качестве "имиджевого продукта" все наши каналы, не только "Россия", предъявляли подобные культурные проекты. В рамках этой рецензии просто неэтично противопоставлять классическое авторское документальное кино подобного уровня стандартной продукции, сходящей с телевизионного конвейера. Важно, что такое кино на телевидении есть. За историей писателя, подарившего новую жизнь архетипическому герою-правдолюбцу, брезжит не менее укорененный в кодах отечественной культуры сюжет: судьба русского интеллигента, обреченного "жить не по лжи". Также в рубрике:
|