Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7543) 24 - 30 августа 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраГраф на банкнотеНиколай Муравьев-Амурский стал самым "дорогим" российским губернатором Евграф КОНЧИН Денежная купюра достоинством в пять тысяч российских рублей вошла в обращение на территории нашей страны в самом начале августа. По традиции на банкноте размещено изображение одного из крупных городов России. "Самым дорогим" городом страны оказался Хабаровск. В качестве символа этого города был выбран памятник его основателю графу Муравьеву-Амурскому работы скульптора Александра Опекушина. Выдающееся произведение Александра Опекушина - памятник графу Николаю Муравьеву-Амурскому - был установлен в городе Хабаровске в 1891 году, то есть 115 лет назад. Уже тогда его ставили рядом со всемирно знаменитым монументом Пушкину в Москве. Но судьба "Муравьева-Амурского" в отличие от прославленного "Пушкина" сложилась трагически. Памятник был уничтожен, и почти 60 лет о нем было запрещено упоминать в печати. Замечательное творение великого скульптора было насильственно изъято из его творчества, как будто бы этого произведения вообще не существовало. Страшный, несправедливый, нелепый парадокс советского времени! Даже теперь, после восстановления в 1992 году памятника графу Муравьеву-Амурскому на его прежнем месте - в Хабаровске, о нем знают немногие. Разве только по изображению на недавно выпущенной пятитысячной денежной банкноте. Кто же такой граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский, чем прославил наше Отечество?
Николай Николаевич Муравьев (1809 - 1881) - генерал, участник Русско-турецкой войны, удостоенный за храбрость высоких государственных наград. В 1847 году назначается губернатором Восточной Сибири. Здесь в полной мере проявились его организаторские таланты, дальновидность политика, ум и мудрость дипломата, целеустремленность, мужество, сила воли. Он много сделал для изучения и развития Сибири и Дальнего Востока. Но главная его заслуга - в 1858 году он заключил с Китаем Айгунский договор, по которому нашей стране были возвращены огромные территории по рекам Амур и Уссури, отторгнутые от России в 1689 году. Притом возвратил он эти земли без единого выстрела. Муравьев и его сподвижники заложили крепости и военные посты, которые позже превратились в города Владивосток, Хабаровск, Николаевск-на-Амуре, Благовещенск, Уссурийск. Николай Николаевич сам выбирал для них места, давал им имена. За исключительные заслуги перед Государством Российским Муравьев был награжден орденом Белого Орла, произведен "в графское достоинство Российской империи" с присоединением наименования "Амурский". Удостоен звания полного генерала. В 1861 году Николай Николаевич был переведен в Петербург, назначен сенатором, членом Государственного совета. Но затем переехал в Париж, на родину своей жены, где умер и был похоронен.
Сразу же после его смерти возникла идея об установке на Дальнем Востоке памятника ему. Был образован специальный комитет. Император Александр III издал указ о создании памятника Муравьеву-Амурскому. Объявлен всенародный сбор пожертвований, проведен конкурс на лучший проект памятника. 12 апреля 1887 года были обнародованы результаты конкурса. Первое место завоевал Александр Михайлович Опекушин - признанный скульптор, прославленный своим "Пушкиным" в Москве, академик, автор памятников Карлу Бэру в Дерпте, адмиралу Грейгу в Николаеве, нескольких скульптурных фигур к памятнику Екатерине II в Петербурге. Позже Александр Опекушин исполнит памятник Лермонтову в Пятигорске, монументы Александру II и Александру III. 14 февраля 1888 года модель памятника Муравьеву-Амурскому была выставлена в Аничковом дворце. Ее осмотрел Александр III и одобрил работу. Указал только, что нужно заменить генерал-губернаторский мундир на более простой - походный казачий чекмень. Его повеление было принято. Чтобы изготовить статую в надлежащем размере - семь аршин, то есть около пяти метров высотой, - Опекушину пришлось выстроить новую каменную мастерскую. Лишь к лету 1890 года статуя была готова в глине и перевезена для отливки в бронзохудожественную и чугунолитейную мастерскую. Здесь случилось происшествие, которое могло бы обернуться большой бедой как для статуи, так и для рабочих, отливавших ее в бронзе. Она отливалась по частям - отдельно голова, корпус, ноги, руки, другие детали. Когда подставка и обе ноги были готовы, приступили к отливке корпуса, пожалуй, самой трудоемкой для этого части фигуры. Вдруг расплавленный металл с такой силой устремился в форму, что пробил опоку, и неудержимый фонтан расплавленного металла брызнул из нее. К счастью, обошлось без жертв и тяжелых повреждений. С 11 по 16 января 1891 года скульптура была выставлена на всеобщее обозрение в Михайловском дворце. Затем фигуру разобрали, уложили в четыре больших ящика и отправили в Одессу. Там погрузили на пароход "Орел" и доставили во Владивосток. Затем содержимое ящиков разделили на два десятка подвод и по бездорожью отправили в Хабаровск. Замечу, что весь сложный и далекий путь от Петербурга до Хабаровска скульптура проделала бесплатно. В Хабаровске шли работы по сооружению пьедестала из местного камня. Неожиданно возникли серьезные трудности - поблизости от Хабаровска нужного камня не оказалось. Его искали долго. Наконец в горах было открыто месторождение прекрасного светло-серого сиенита. Работы по добыче и перевозке камня, по словам современников, "были крайне тяжелы". Местность была таежная, болотистая, необитаемая. Камень вырубали на высокой горе, опускали по специальным полозьям в долину, оттуда на подводах по устроенной для этой цели дороге - к берегу Амура. Здесь каменные глыбы грузили на баржу и доставляли в Хабаровск. Когда камень привезли в Хабаровск, то выяснили - в городе нет каменотесов, чтобы вырубить из него постамент. Пришлось затребовать их из Владивостока. Пока шла переписка, пока длительным санным путем прибыли каменотесы, прошло достаточно много времени. Но вот постамент "в пять саженей и один аршин высотой" (чуть более одиннадцати метров) изготовили, установили на земляном холме. По его углам поставили старинные пушки. По сторонам обелиска прикрепили массивные бронзовые доски, на которых были выбиты фамилии участников амурских экспедиций. 30 мая 1891 года памятник графу Николаю Муравьеву-Амурскому был торжественно открыт. На празднестве присутствовал наследник престола, будущий император Николай II. В 1925 году по приказу Дальневосточного ревкома памятник был разрушен и всякое упоминание о нем запрещено. Неосторожная информация о памятнике, промелькнувшая в одной из хабаровских газет, стоила больших неприятностей ее главному редактору. Тогда первый секретарь крайкома партии заявил: "Пока я здесь, ни о каком памятнике царскому генералу не может быть и речи!.." Да что в Хабаровске! И в Москве существовал такой же жесткий запрет. Известный московский ученый, доктор исторических наук Александр Иванович Алексеев, автор многих книг, рассказал мне, что из очерка о Муравьеве-Амурском в его книге "Первопроходцы", изданной в серии ЖЗЛ в 1981 году, упоминание о памятнике было безжалостно "вырублено" из текста. Но в конце восьмидесятых годов над страной повеяло ветрами перемен. Заговорили и о восстановлении памятника Муравьеву-Амурскому. И здесь огромную роль сыграла наша газета. 9 января 1988 года на ее страницах появилась статья, в которой рассказывалось об истории этого выдающегося произведения Александра Опекушина, о необходимости восстановить памятник и о вполне реальных возможностях это сделать. Статью поддержала широкая общественность. Всенародная поддержка была столь велика, что руководству Хабаровского края отмалчиваться было уже невозможно. Да и времена уже изменились. Так что статья была очень кстати. И вскоре Хабаровский крайком КПСС и крайисполком приняли постановление, позже утвержденное Советом министров РСФСР, о восстановлении памятника Муравьеву-Амурскому. Опять-таки на всенародные пожертвования. Казалось, справедливость восторжествовала. Решение решением, но нужен был человек, который мог бы претворить его в жизнь. Человек энергичный, настойчивый, целеустремленный, целиком отдавшийся этому, на первый взгляд, совершенно невыполнимому делу. Таким человеком стала Антонина Константиновна Дмитриева. Простая русская женщина, не видный государственный или общественный деятель, не популярный писатель или деятель искусства. Государственные деятели и известные писатели послушно исполняли ее просьбы и пожелания. Говорила она тихим, спокойным голосом, но была в нем такая убежденность в правоте ее дела, что ей обычно не отказывали. Недаром ее прозвали "всемогущец". Антонина Константиновна Дмитриева прожила тяжелую, драматичную жизнь. С раннего детства вынуждена была пойти "в люди". Но была одаренной - учась урывками, окончила школу, затем сельскохозяйственный техникум. Война застала ее в Белоруссии. В первые же дни войны она потеряла мужа на фронте, под бомбежками бежала с малолетним сыном на восток. Оставила сына у родственников в Сталинградской области, стала медсестрой в полевом госпитале, участвовала в боях под Сталинградом, затем на 1-м Украинском фронте. Была тяжело ранена. После излечения переехала в Хабаровск, который и стал для нее второй родиной. Работала в Управлении сельского хозяйства. Затем боевую и ершистую фронтовичку выдвинули в руководство профсоюзами. Когда вышла на пенсию, то стала активным членом Общества охраны памятников истории и культуры. Вот ей и предстояло взять на свои хрупкие плечи всю работу и все заботы по восстановлению памятника. Прежде всего Антонина Константиновна обратилась в Русский музей, где хранилась авторская модель памятника, с просьбой разрешить использовать ее для изготовления скульптуры. И музей, вопреки своим правилам, пошел ей навстречу. В Ленинграде же она нашла превосходного исполнителя этой сложной работы - скульптора Леонида Викторовича Аристова. Она обращалась в десятки министерств, ведомств, организаций - и везде находила сторонников и жертвователей. Ведь восстановление памятника требовало огромных средств. И они приходили на специальный счет Хабаровского банка - и в рублях, и в тысячах рублей, - кто сколько может. Летом 1990 года модель фигуры, изготовленная Аристовым, была перевезена в Хабаровск и выставлена для всеобщего обозрения. Она получила высокую оценку и увеличила приток средств. В ноябре 1991 года скульптура Муравьева-Амурского была отлита в бронзе. В апреле 1992 года контейнеры с частями бронзового "генерал-губернатора" прибыли в Хабаровск. 30 мая 1992 года памятник графу Н.Н.Муравьеву-Амурскому - пятиметровая фигура на одиннадцатиметровом пьедестале - был торжественно открыт. Антонина Константиновна Дмитриева сняла покрывало со скульптуры, и величественный граф, словно опираясь на плечи худенькой седой женщины, солдата Великой Отечественной войны, шагнул спустя 67 лет на свой пьедестал, уготованный ему Россией прошлой и Россией сегодняшней. ...Несколько лет тому назад прах графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского был перевезен из Парижа и перезахоронен во Владивостоке. Также в рубрике:
|