Как нам обустроить туризм?
NOTA BENE
Отдел провинции
В последние несколько лет культурно-познавательному туризму в России, и особенно России провинциальной, на разных уровнях бизнеса, власти, научного сообщества стали уделять немало внимания. И это правильно. Ведь территория Российской Федерации, обладая колоссальным природным и историко-культурным туристическим потенциалом, использует его не более чем на 20 процентов. Туристический потенциал Российской Федерации составляют более 500 городов, которым присвоен статус "исторического города", из них около 300 - это малые и средние города российской глубинки; более 80 музеев-заповедников и около 50 национальных парков; сотни старинных русских усадеб XVI - XIX вв. Но многие российские музеи, обладая отличными коллекциями и фондами, не умеют их преподнести современному зрителю. Музеи нуждаются в новых формах показа - мультимедийных, анимационных. Огромный потенциал для развития познавательного туризма заложен в объектах археологического наследия, и в то же время паломничество к памятникам археологии, не подготовленным для посещения, наносит колоссальный урон их состоянию. В последнее десятилетие география внутреннего туризма стала разнообразнее, а вот въездной туризм изменился незначительно. По-прежнему преобладающая масса потока иностранных туристов следует в Москву и Санкт-Петербург, частично ответвляясь на "Золотое кольцо", заполняя круизные суда по Волге, едут также на Байкал, фрагментарно насыщают отдельные, преимущественно приграничные территории.
Доля культурного туризма в общемировом туристском потоке составляет не менее 40 процентов. При этом именно туристическая индустрия становится одной из наиболее заинтересованных отраслей бизнеса в сохранении и возрождении объектов культурного наследия. А когда культурный туризм развит достаточно, то актуализируются проблемы сохранения наследия от туристов, которые нередко становятся источником опасности для этих самых культурных объектов. И вот здесь вырисовывается основная на сегодняшний день проблема: как объединить две тенденции - сохранение объектов наследия и развитие туризма - таким образом, чтобы они не противоречили, а дополняли друг друга. Во многих странах мира в этом деле уже накоплен немалый позитивный опыт. Подобная гармония достигается с помощью комплекса законодательных, организационных и информационных мер, а также новых технологий, в результате которых заинтересованные в сохранении объектов наследия стороны получают необходимые стимулы и поддержку при организации туристическо-рекреационной и экскурсионно-познавательной деятельности. В качестве ярчайшего примера умелого использования культурного наследия часто приводят музеефицированные комплексы Карфагена в Тунисе, которые ежегодно посещают миллионы туристов со всего мира. Прежде всего здесь регулируется поток туристов (по типу длительности и интенсивности посещения), соответствующим образом обустроены подходы и подъезды к объектам, местам стоянок транспорта, магазинам, кафе, ресторанам; четко определены туристические и экскурсионные схемы и маршруты, предусмотрены альтернативные маршруты и объекты (вплоть до создания копий объектов, специально предназначенных для туристов) с расчетом оптимальной пропускной способности, представлен широкий спектр платных услуг (сувениры, памятные сертификаты, медали и т.д.).
В России, как уже отмечалось, лед также тронулся. Немалое количество региональных руководителей все чаще обращают внимание на туризм как на одну из перспективных отраслей. При этом появляется новое отношение к объектам культурного и природного наследия как ресурсам туристической индустрии. В мае этого года в Пскове прошла первая Всероссийская конференция "Государственная политика в области развития культурно-познавательного туризма в России". По прогнозам ВТО, в предстоящем столетии растет тенденция к глобализации туризма. В России доля культурного туризма как вида неоправданно мала. В 90-е годы сложился чрезмерный крен в сторону импорта туристических услуг выездного туризма. В отдельные годы отрицательное сальдо по поездкам российских граждан достигало 7 миллиардов долларов. Возможности въездного и внутреннего туризма в настоящее время используются крайне незначительно. Все это, по мнению участников конференции, вызывает необходимость сочетания государственной политики с неправительственными общественными структурами, представляющими культурный туризм, появления новых механизмов взаимодействия с турбизнесом.