Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7543) 24 - 30 августа 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаСовременный мейнстрим и освингованный ГершвинЗавершился Девятый международный фестиваль "Джаз в саду "Эрмитаж" Ирина СЕВЕРИНА
Казалось бы, сегодня джаз находится в своем самом почтенном возрасте: ровесник прошлого века, в наше время он растворяется в других направлениях и питается из самых разных источников. Поэтому вполне закономерно, что среди любителей джаза, да и джазовых критиков нет единого мнения, что считать джазом, а что нет. Но что сейчас совершенно очевидно - такая тенденция рождает невообразимое количество синтетических форм, и это вполне в русле постмодернистской эпохи. А синтез, как известно, последняя стадия в развитии любого явления... И вот на этом фоне генеральный продюсер и арт-директор фестиваля "Джаз в саду "Эрмитаж" Михаил Грин при составлении программ неизменно ориентируется на современный джазовый мейнстрим, который все меньше звучит в Москве и окрестностях. Так что джазовый форум Грина прочно занимает свою стилистическую нишу и не теряет аудиторию вот уже девятый год. Нынешний фестиваль проходил при неустойчивой погоде (во второй день шел сильный дождь), но это никак не отразилось на количестве публики. Сад "Эрмитаж" - один из немногих парков, где можно ходить по газонам и сидеть на траве, пить пиво и даже курить кальян. А можно и потанцевать на площадке перед сценой (странно, но этой возможностью воспользовались немногие). Открыл программу квинтет вибрафониста Анатолия Текучёва - в основном звучали оригинальные композиции лидера группы, а также его брата, альт-саксофониста Святослава. Это слегка модернизированный кул-джаз с несерьезными веселыми названиями. То, что музыканты мыслят категориями современного мейнстрима, проявилось в их отношении к эстетике авангарда: элементы атональности понимались как неряшливость. При этом композиция "Неряшливый" из одноименного альбома не слишком оправдывает свое название, и дело не только в том, что неряшливость здесь в гомеопатических дозах, но и в том, что диссонансы, призванные ее изображать, заранее просчитаны, записаны и это слышно. Качественный современный мейнстрим в первый день представляли Квартет Роберто Магриса - Тони Лакатоша (Италия - Венгрия - Россия) и Квинтет "Reunion" в составе Донни Макказлина, Алекса Сипягина, Дэйва Кикоски, Антона Ревнюка и Евгения Рябого (США - Россия). В особенности на публику произвела впечатление вторая команда, исполнявшая в основном композиции пианиста Дэйва Кикоски. В одной из них он поразил всех необычайно длинной мелодической линией - своего рода "бесконечной мелодией", которая импровизировалась на ходу, в другой - очень нестандартной формой, в чем-то моделирующей джойсовский поток сознания. И в мейнстриме сегодня возможны оригинальные решения! Сидевший со мной Герман Лукьянов, впрочем, считал эту тотальную нерегулярность формы скорее негативным качеством; кроме того, он справедливо заметил, что у тенор-саксофониста Донни Макказлина при совершенной технике игры сдавленный звук. Кстати, если бы этот звук с большим количеством призвуков, эту сдавленность и даже некрасивость тембра усилить, получилось бы очень интересное качество (подобное тому, что культивирует питерский трубач Вячеслав Гайворонский). Нельзя сказать, что Михаил Грин полностью исключает из фестивальных афиш джазовый авангард или, скажем, этноджаз. В этом году главным авангардистом должен был стать американский саксофонист Гэри Томас со своим квартетом, который выступал в альянсе с трио московского пианиста Льва Кушнира. У Гэри Томаса в Штатах есть официальное прозвище - "Unpredictable" ("Непредсказуемый"), так что ожидания публики, естественно, не оправдались. На этот раз его программа была совсем не радикальна, хотя о высоком профессионализме этого музыканта и его коллег по ансамблю, наверное, говорить излишне. Зато "Круглый бэнд" Алексея Круглова был более радикален и в чем-то более интересен. Подобно Роланду Кёрку или Владимиру Чекасину, Алексей вышел на сцену, весь увешанный саксофонами - тремя альтами и одним сопрано. И какое-то время умудрялся играть на всех одновременно! Музыка опять же авторская, в одной из композиций - "Пьесе беспокойства", посвященной Высоцкому, - слышался авангардный Джон Колтрейн с его напряженной экспрессией, но при этом тема сама по себе - совершенно не колтрейновская и даже не джазовая, напоминающая чуть ли не знаменный распев. Были на фестивале и принципиально неавторские программы: московский квинтет Александра Осейчука - Жанны Ильмер играл исключительно композиции Хораса Сильвера, австрийский квинтет "Together" посвятил свой сет Джулиану Эддерли. А молодая певица Анна Бутурлина показала свой новый альбом "My Favorite Songs", в котором все стандарты аранжировала сама. По всей вероятности, эталоном для Анны служит манера пения Эллы Фицджералд, но экспрессия Фицджералд скорее изображается, чем проживается. Тем не менее в этом году именно Анна Бутурлина стала обладательницей приза зрительских симпатий. Правда, ведущий одного из концертов, джазовый журналист Владимир Каушанский, объявил об этом между выступлениями двух последних групп, участниками которых были сильнейшие американские вокалисты - Майлз Гриффит и Ким Назарян. Так что не очень ясно, как публика вообще могла за них проголосовать, если не слышала музыки или - в лучшем случае - только начинала слушать. В свой нынешний приезд в Россию Ким Назарян пела в международном коллективе вместе со своим мужем, тромбонистом Джеем Эшби. У нее очень богатый тембр и невероятный диапазон - как у Сары Воэн, ее голос не столько характерен, сколько объективно красив. Майлз Гриффит, которого привез наш человек в Америке Олег Бутман, напротив, показал характерность и индивидуальность своего голоса - временами он напоминал хрипловатое пение Луи Армстронга. Майлз представил разноплановый репертуар - от "Summertime" Джорджа Гершвина до "We See" Телониуса Монка, причем Гершвин подвергся фирменному освинговыванию, а Монк - напору горячего темперамента. Также в рубрике:
|