Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 51 (7561) 28 декабря - 10 января 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияВезувий и брызги шампанскогоНовые музейные танго МНЕНИЕГеоргий ОСИПОВ Ностальгия по советской эпохе, охватившая полстраны, видимо, скоро доберется и до музеев. Поэтому сразу скажем - не было в СССР расцвета музейного дела. Старые музейщики весьма охотно расскажут о "закрытом" постановлении ЦК, в соответствии с которым строжайше запрещалось (особенно в провинции) открытие новых музеев, посвященных конкретным историческим личностям. Если, конечно, эти "личности" не были партийными бонзами, знаменитыми революционерами и высокого сана номенклатурщиками. Иначе говоря: музей Марины Цветаевой в Тарусе? Да вы с ума сошли! Новый музей Достоевского? Ни в коем случае! Зато прижизненный (!) музей "великого писателя Земли Русской", по совместительству главного литературного генерала Георгия Маркова ("Кто сей?" - резонно вопросит сегодняшний любознательный недоросль), - сколько угодно. А уж про "вождя" и говорить нечего - грандиозное здание "музея" Ленина было строго обязательно для столицы каждой союзной республики - от Беловежской пущи до Хорезма. Пусть даже единственная заслуга неудавшегося присяжного поверенного перед теми весями заключалась в том, что он в них никогда не был... Самым ловким и изворотливым иной раз удавалось эти рогатки обходить, и тогда на свет появлялась "неведомая зверушка", "изящно" звавшаяся филиалом филиала такого-то музея. Например, именно в таком статусе долгое время существовал исключительно популярный у туристов деревянный домик в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни, где останавливались Достоевский и Владимир Соловьев. И как до сих пор в Третьяковке не догадались организовать великолепную тематическую экскурсию по многочисленным картинам, запрещенным к показу в советские времена? Портрет Николая II кисти Серова, портрет Владимира Соловьева - "мистика и махрового реакционера" - кисти Ярошенко, "Выход Христа в Гефсиманский сад" Василия Перова... Среди запрещенных оказался даже написанный Репиным портрет Ивана Забелина, основателя Исторического музея (который, кстати, только в 90-е годы сумел освободить из-под казарменного цвета краски расписанный великими художниками вестибюль, "репрессированный" в 30-е годы). Русский музей ветер перемен почуял раньше. В начале 90-х только портретов, не рекомендованных в СССР к показу, набралось на огромную выставку. Сегодня она составила основу Российской национальной портретной галереи, создающейся в специально переданном в музейный оборот Михайловском замке в Петербурге. ...К чему столь подробный рассказ? Туристу, приехавшему в Неаполь, гид непременно покажет Везувий - вулкан так называемого пробкового типа. То есть энергия недр может копиться веками. А потом... смотри картину Карла Брюллова в том же Русском музее. Нечто похожее на этот прорыв произошло и в нашем музейном деле. Из-под "пробки", правда, вырвалась не испепеляющая лава, а, скорее, искрящиеся до сих пор брызги шампанского... Что же вышибло "пробку"? Накопившаяся за десятилетия "энергия заблуждения" самих музейщиков, любые свежие идеи которых безжалостно гасились (достаточно вспомнить, в какие штыки была принята в начале 80-х считающаяся ныне вполне классической экспозиция московского Музея В.Маяковского)? Периодически пробивавшиеся из-за железного занавеса рассказы о том, что тамошние музеи живут технологиями уже грядущего века. Наконец, вполне понятное "встречное" нежелание посетителей нового поколения смиряться, как во все прежние времена, с единственно почтительно-благоговейным созерцанием покрывающихся пылью веков экспонатов... ...В российской глубинке, с которой, как известно, Россия и начинается, "пробку" вышибло в одной из самых "туристических" ныне областей - Ярославской. В 1993 году на Волжской набережной открылся первый в России частный (!) Музей "Музыка и время", созданный учеником знаменитого Вольфа Мессинга Джоном Мостославским. Годом ранее заработал знаменитый ныне Музей Мыши в дотоле никому не ведомом крохотном верхневолжском городке Мышкине, на гербе которого с давних времен поселилась мышь, якобы спасшая некогда от врагов спавшего князя. Весьма показательно, кстати, что оба музея превратились сегодня в своеобразные "музейные холдинги", объединяющие - хотя и по-разному - в своем составе очень не похожие друг на друга коллекции. А мышкинской мышке, возможно, музейная Россия когда-нибудь поставит памятник. Активное сближение посетителя с предметом экспонирования стало одной из главных "струй" в вырвавшемся на волю потоке, и в ней оказались практически все музеи - независимо от тематики. Наиболее популярен и доступен сегодня метод, который, условно говоря, можно назвать "Сделай сам". То есть посетителю предлагается своими руками сделать нечто похожее на экспонаты музея. Например, при музее фабрики "Хохломская роспись" в г. Семенове Нижегородской области турист может своими руками - правда, под руководством опытного мастера - расписать матрешку. А кузницы в специальных центрах ремесел имеет ныне любой более или менее крупный туристический центр. Вполне логичным выглядело бы, между прочим, и открытие при крупных музеях ресторанов и кафе, где посетителей кормили бы традиционными местными блюдами или блюдами, связанными с именами знаменитых исторических персонажей. Но на сегодня такую вкусную "технологию" смог позволить себе только Исторический музей, регулярно проводящий "исторические обеды". Еще одно важное направление можно было бы назвать "Музеефицируй это". То есть максимальное разнообразие "профилирующей" тематики музейной экспозиции. Иногда "нетрадиционный" музей рождается из сугубо "филологического источника" (Музей Мыши в Мышкине, Музей Петуха в Петушках, Музей Гадов в бывшем селе Гадово и т. д.). Иногда - развивая тематику существовавшего до тех пор собрания. Так из довольно скучного и унылого Музея Ярослава Гашека (точнее - при нем) в Бугульме возник один из самых интересных сегодня музеев России - Музей Иронии. Там можно увидеть стружки полена, из которого был сделан Буратино, вишневую косточку, которой когда-то стрелял барон Мюнхгаузен, и т. п. В последнее время весьма интересные музеи образуются на базе частных коллекций. Диапазон чрезвычайно велик: от настоящих и очень серьезных "лавок древностей" (частный музей в г. Арзамасе Нижегородской области) до очень веселых собраний давно привычных по жизни вещей (Музеи Чайника и Утюга в Переславле-Залесском, Музей Валенка в Мышкине, числящийся уже среди "ветеранов" Музей-библиотека Русской Водки в Угличе). Весьма любопытным и перспективным представляется и расширение профиля работы многих известных музеев (направление "Не экспонатом единым"). Например, Музей врача по образованию Чехова в Мелихове открыл при усадьбе... амбулаторию, где ведется вполне реальный и серьезный прием больных из окрестных сел. Или уникальный Музей Кацкарей в Ярославской области, где, помимо непременных реликвий, предметом музейного показа является повседневный быт крохотного субэтноса (кацкарей), которым открытие музея помогает сохранять - дело вполне серьезное! - собственную "национальную идентичность". К сожалению, расширять диапазон собственной деятельности музеи могут очень ограниченно - как известно, сами зарабатывать деньги они не имеют права. Еще одно направление в деятельности современных музеев можно было бы условно назвать "Миссия невыполнима" (точнее, прежняя миссия). Речь идет прежде всего о бывших "идеологических" музеях, в первую голову - музеях Ленина. Некоторые ухитряются держаться на плаву главным образом за счет выставочной деятельности, как, например, Музей Ленина в Самаре. Открытая ими несколько лет назад выставка плюшевых медведей (к столетию знаменитой игрушки) наделала шума и в Москве. Наконец, очевидно вторжение в некогда тихий музейный мир современных компьютерных технологий. Сегодня практически каждый музей имеет свой собственный сайт в Интернете, и все более популярными становятся так называемые виртуальные музеи. Возникают они, как правило, в уездных городах (жители которых редко могут позволить себе поездки в крупные туристические центры) и с помощью больших столичных музеев. Один из лучших - располагающийся в современнейшем культурном центре виртуальный "Русский музей" в Киришах Ленинградской области (создаваемый при поддержке настоящего Русского музея) - одно из самых популярных мест у городской молодежи. Одним словом, "больше музеев хороших и разных"? Да, но не только. Некоторые давно привычные западные музейные традиции либо приживаются на отечественной почве с огромным трудом, либо не приживаются вообще. Например, многим российским "отцам" музейного дела весьма трудно представить себе открытие музеев в ночные часы. Между тем на проводящуюся в январе "Ночь музеев" в Берлине съезжаются десятки тысяч туристов со всей Европы. Или привычные по многим столицам "музейные карты", дающие бесплатный и внеочередной (!) доступ во все городские музеи плюс льготы на проезд на городском транспорте. Ничего подобного в России даже в начале XXI века, увы, нет. Куда медленнее, чем хотелось бы, но все же растет осознание ценности исторического ландшафта как важнейшего объекта показа, главного городского "музейного экспоната". Порукой тому попытки его хотя бы частичного восстановления в древних городах, наиболее пострадавших от "социалистических реконструкций": в Симбирске (Ульяновске), где из 50, к примеру, городских храмов было уничтожено 49 - вместе с историческим центром города, в Архангельске, в Кенигсберге (Калининграде)... Так что есть еще куда приложить вырвавшуюся на волю "энергию заблуждения"... Также в рубрике:
|