Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 02 (7563) 18 - 24 января 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПерфекционист в поисках Бога200-летний юбилей Александра Иванова Михаил БОДЕ
Само произношение фамилии этого художника, напоминающее торжественное оглашение имени патриарха, со всей определенностью указывает на фигуру, весьма и весьма значительную в национальном искусстве. По тому, как звучит эта фамилия, кажется, что ее всегда писали исключительно прописными, так сказать монументальными, буквами. Кажется, ни одно поколение русских художников и критиков не обошло вниманием творчество этого мастера, даже тогда, когда оно было вроде бы совсем неактуальным, да и вообще неуместным. Его бережно просеивали через сито гражданского долга и нравственности передвижники, любовно снимали тонкую кожуру изящного эстеты-мирискусники, а вчерашние пропагандисты Татлина вдруг неожиданно брались отыскивать в сердцевине его искусства зерна византийской и древнерусской иконописи. Иванова то пересылали к шеллинговской философии, то забирали поближе к себе - в славянофильство; за дружбу с германскими художниками-"назарейцами", тогда почти прописавшимися в Риме, его обвиняли в неметчине. По словам Шевченко, Карл Брюллов как бы "в шутку называл его немцем, то есть кропуном". За духовность Иванова порой сражались, как греки с троянцами за тело Патрокла. Его тянул к себе пастырь и проповедник "назарейцев" Фридрих Овербек, нравственно опекал и поучал Гоголь, и словно змий искушал научным разбором "Жизни Иисуса" немецкий философ Давид Штраус. Вероятно, у каждого общавшегося с художником или писавшего о нем был "свой" Иванов. У академической профессуры ценился автор добротно исполненного, но и только, полотна "Явления Христа Марии Магдалине". Августейшим туристам в Италии - наследнику престола (будущему Александру II Освободителю) и великой княгине Марии Николаевне - был приятен артистичный акварелист, презентовавший им милые народные сценки. Они и вправду хороши. Ответный жест просвещенного наследника был щедрым: поверив в прогрессивные идеи объясненного ему "Явления Христа народу", тот выделил Иванову пенсион. Собственно же прогрессивными или продвинутыми художниками и критиками за наилучшее почитались только пленэрные этюды к грандиозному ивановскому опусу, а отнюдь не само полотно. Что, конечно, печалило мастера, но и вполне им понималось. Афишированные уже после смерти Иванова акварельные "Библейские эскизы" по причине своей артистичности, кажется, окончательно отвернули большую часть профессиональной публики от того, к кому обращены жесты и взгляды собравшихся на берегу Иордана. Однако раньше всех от полотна отвернулся сам мастер - мученик идеи, подвижник высокого искусства и неутолимый перфекционист. По словам Аполлона Григорьева: "Русскому художнику нужен Бог, с меньшим он ни за что не мирится". К этой и без того неподъемной ноше Иванов добавил еще одну - ему в подспорье понадобилась вся мировая классическая живопись, причем только в совершенном, "шедевральном" исполнении. На меньшее он и тут был не согласен. С этими духовными и эстетическими веригами художник проработал более 20 лет, собирая по Италии для своего oeuvr'а все лучшее - от падуанских фресок Джотто и почти что прориси леонардовской "Тайной вечери" до венецианской школы колоризма в целом, причем подравнивая все это по классической линии Пуссена. Лишь иногда он освобождался от тяжкого груза, когда нужно было "согласить творчество старинных мастеров с натурой". Что в переводе с "ивановского" означает - когда он писал пленэрные, свежие этюды римской Кампаньи или неаполитанских долин, все же держал в голове Веронезе. Этот метод, который виртуально пыталась применить гоголевская Агафья Тихоновна ("Если губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича..."), по сути дела - эклектика, которая потом очень долго мучила русское искусство. И в этом многие прогрессисты не без оснований упрекали Александра Иванова, хотя и отдавали должное его титаническим благим намерения. А от них-то мастер все не решался отказаться и, более того, продолжал учительствовать: "Желаю, чтобы мои соотечественники-художники шли бы той же трудной стезей строгого учения..." Застывшее в совершенстве полотно Иванова так и осталось даже не до конца прописанным. Чтобы понять и принять это творение, его нужно всегда показывать как часть некоей огромной инсталляции, состоящей из множества полнокровных, живых этюдов. Возможно, во время этого переливания крови и произойдет его воскрешение. Как виртуальное чудо. Также в рубрике:
|