Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 02 (7563) 18 - 24 января 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияА избы горят и горятЕжедневно на территории РФ исчезает или разрушается один памятник культуры НАСЛЕДИЕЛариса РОМАНОВСКАЯ Вандализм по отношению к отечественным памятникам культуры и искусства - явление, к сожалению, повседневное. Правда, вот руководство профильных министерств и СМИ обращают на него внимание, если от рук современных геростратов страдает что-то, признанное "национальным достоянием" или входящее в "сокровищницу отечественного искусства (архитектуры, живописи, скульптуры)". В противном случае постепенное разрушение старой усадьбы или появление новодела на месте покосившегося двухсотлетнего особняка мало кого заинтересует. И при этом даже непонятно, кого именно считать виновным и за что конкретно осуждать. Что это - "халатность", "непредумышленное повреждение" или все-таки "вандализм"? Согласно статье 214 действующего Уголовного кодекса РФ, вандализм - это "осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах". В настоящий момент он "наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда... либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев". Но на практике чаще всего применяются штрафные взыскания. Прецедентов с отбыванием срока по 214-й гораздо меньше, чем тех случаев, когда провинившаяся сторона выплачивала штраф. И при этом взысканная сумма, даже переведенная в МРОТы, все равно не способна возместить стоимость восстановительных работ. Да и найти разрушителей, поджигателей и подростков с баллончиком краски и крамольным "Здесь был Вася" удается отнюдь не всегда. Согласно принятому в 2002 году Федеральному закону № 73 ("Об объектах культурного наследия..."), официально охраной памятников культуры у нас занимается государство. Но при этом четко отлаженной системы организации государственной охраны памятников в стране нет. На федеральном уровне не существует единого органа, который бы за это отвечал. Охранные функции распределены между тремя ведомствами - Министерством культуры и массовых коммуникаций, Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и сохранению культурного наследия и Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Больше всего полномочий у Росохранкультуры, и, в принципе, именно ей было бы неплохо передать те функции, которые до сих пор остаются у Минкульта и Роскультуры. Эту проблему в правительстве, министерстве и федеральных агентствах обсуждают не первый год, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Предусмотренные в 73-м Федеральном законе органы государственной охраны культурного наследия сейчас существуют только лишь в десяти субъектах РФ. Особенно любопытно эти данные смотрятся сейчас, когда, согласно пресловутому 131-му Федеральному закону, часть объектов культурного наследия сменили свой статус и из федеральных стали региональными и муниципальными. Совершенно непонятно, кто именно должен их теперь охранять - то ли городские или областные власти, то ли местное министерство культуры, которое заодно может оказаться министерством спорта и туризма. Четкой системы управления в "охранной" сфере сейчас нет. Но что самое главное, в природе не существует прилагающихся к любому федеральному закону нормативных актов, тех самых документов, на основе которых, в принципе, строится вся работа подведомственных государственных учреждений. Например, до сих пор невозможно понять, кто и в какие сроки должен проводить экспертизу ущерба, нанесенного памятнику культуры, а кто - оплачивать эту экспертизу. Но гораздо важнее, что отсутствие нормативных актов не позволяет составить полноценный государственный реестр памятников культуры. Напомню, что закон о памятниках культуры был подписан в июле 2002 года. Сейчас на дворе январь 2007-го. Нормативных актов нет. Проект, состоящий из восьми "нормативов", был подготовлен уже давно. Его, как и многие другие документы, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ должно было представить на утверждение в Правительство РФ. А перед этим "нормативы" должны были пройти согласование в Министерстве экономического развития и торговли и Министерстве финансов. Где именно забуксовала знаменитая бюрократическая машина - понять нельзя. Сейчас государственные и общественные организации, охраняющие культурное наследие, пытаются работать с теми бумагами, что остались еще от советского Минкульта. Мало того что многое из написанного не имеет никакого отношения к существующей действительности, так еще и трактовать практически любую букву закона можно тоже по-разному. Но даже если случится чудо и пресловутые нормативные акты вдруг будут утверждены, многие проблемы в сфере охраны памятников культуры все равно останутся. Дело в том, что еще на этапе предварительного согласования Министерство экономического развития "зарубило" один из нормативных актов - "О льготах и компенсациях физическим и юридическим лицам, внесшим вклад в реставрацию памятника". Суть документа такова: реставрация - дело дорогое и накладное. Организация, берущая здание в аренду с обязательством его отреставрировать, несет достаточно серьезные финансовые затраты - платит за пользование зданием и за его ремонт. Если бы этот нормативный акт утвердили, то арендатор впоследствии мог бы получить от государства право на льготное налогообложение и частично компенсировать вложенные в здание суммы. Таким образом, у предпринимателей был бы стимул вкладывать деньги в эту сферу. Норматива нет, стимула - тоже. Прибавьте к этому так и не утвержденный до сих пор закон о меценатстве, пробить который не год и не два пытаются очень многие общественно-культурные организации. Самое интересное, что точной статистики по "культурному вандализму" у нас в стране тоже не существует. Для органов правопорядка разбитые статуи и изрезанные сиденья троллейбуса идут по одной и той же 214-й статье. Общественные организации, курирующие культурные ценности, точными данными тоже не располагают. Но по предварительным расчетам, сделанным сотрудниками ВООПИиКа, ежегодно на территории нашей страны тем или иным способом уничтожается 300 - 350 памятников культуры и истории. КОММЕНТАРИЙ
Галина МАЛАНИЧЕВА, председатель Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры (ВООПИиК), член Государственной ревизионной комиссии по проверке музейных ценностей: - В настоящий момент к проявлениям вандализма можно отнести самые разные явления. В их числе - незаконный снос памятников архитектуры и несогласованная подмена реставрации здания его реконструкцией. Во втором случае вместо того, чтобы привести в подобающий вид давно построенное здание, подрядчик-арендатор, взявшийся за реконструкцию, может просто его уничтожить. Слишком уж часто в последнее время стали происходить весьма своевременные обрушения балок или случайные возгорания. При этом на снос и разрушения мало кто обращает внимание. Именно так Москва лишилась здания "Военторга", а чуть позже проигнорировала исчезновение стоявшей в Оружейном переулке кузницы, построенной в XVIII веке. Еще одна разновидность вандализма, связанная с недвижимыми объектами культурного наследия, это разрушение давно сформированного городского ландшафта. Самый показательный случай - ситуация, сложившаяся вокруг архитектурного конкурса на проект высотного здания "Газпром-Сити" в Санкт-Петербурге. Норматив высотной застройки в исторической части города - 48 метров. Этот норматив был утвержден администрацией Санкт-Петербурга. Заказчики это знали, но они изначально обозначили высоту своего проекта: 300 метров, не меньше, лишний раз подчеркнув свое неуважение к городу. Волна общественного протеста держится до сих пор. Насколько мне известно, официальное письмо с протестом было направленно в Администрацию Президента. Реакции на него пока нет. К положительным моментам в сфере охраны памятников культуры можно отнести реализацию Федеральной целевой программы "Развитие культуры 2002 - 2010". Именно через нее были выделены средства на реставрацию зданий в Твери, Владимире и других российских городах. Сейчас на очереди Великий Новгород, который скоро будет отмечать 1150-летие со дня своего основания. Помимо полагающихся случаю торжественных мероприятий финансы выделены и на реставрацию зданий. Но другое дело, что без юбилея добиться подобного денежного вливания было бы трудно.. Также в рубрике:
|