Закон сохранения чести
Юбилей Анны Антоненко-Лукониной
Зинаида СУХИНА
 |
А.Антоненко-Луконина |
"...Живешь в таком климате, того и гляди снег пойдет, а тут еще эти разговоры..." Это слова Маши - героини Анны Антоненко-Лукониной из культового спектакля 60 - 70-х годов XX века А.Эфроса. Ее Маша "растворяется" в любви, "кричит" о ней, Маша безответственна, безоглядна, но любовь уходит, и жизнь словно кончается. Роль Маши стала для Анны Васильевны этапной. Подтвердила имидж глубокой актрисы с лирико-романтическим дарованием и совместила творческую мысль с мыслью режиссера Эфроса, текущим по одним эмоциональным сосудам. Она стала одной из главных актрис А.Эфроса и сыграла ведущие роли в спектаклях "Веранда в лесу", "Счастливые дни несчастливого человека", "Человек со стороны", "Директор театра". Профессор А.Алперс высоко оценил роль Маши, считал ее лучшей Машей, которые видел за свою жизнь, лучшей, чем Книппер-Чехова. Легко и плодотворно работалось с Эфросом, так как актриса получила "закалку в школе А.Гончарова". Именно этот мастер после окончания ГИТИСа пригласил Антоненко в театр, где она и работает 46 лет. Он научил ее существовать на сцене, заразил своим темпераментом. В те знаменательные 60 - 70-е-годы XX века, в период Эфроса, когда там же молодой загадочный П.Фоменко вынашивал свои будущие планы, когда директором был мудрый Михаил Зайцев, когда муж Анны Васильевны Михаил Луконин посвящал ей стихи: "Лечу, морозом опаленный, обдутый ревностью в пути и жаждою неутоленной..." - вот в такой атмосфере расцветало творчество актрисы.
Преданность, добросовестность и необыкновенное святое отношение к театру отличает ее. "Я не люблю пренебрежительного отношения к сцене, не люблю, когда в своей одежде, в сапогах ходят за кулисами. И какие бы неприятности ни случались у артиста - он должен все забыть, войдя в театр". Поэтому вокруг нее всегда собиралась творческая часть коллектива. И помогает она не по обязанности, а по велению сердца, ведь не так просто живется в театре простым актерам и сотрудникам. И нет в ней духа премьерства, позерства. Действительно, многие ведущие роли она сделала под руководством Гончарова, начиная с роли гидролога Елены Музыченко в телеспектакле "Закон зимовки" Б.Горбатова, красивой, дерзкой Натки со сложным характером ("Девятый вал"), Беатрис - "Вид с моста" А.Миллера, когда Гончаров провидчески доверил двадцатидвухлетней актрисе роль немолодой женщины. Она всегда оправдывает своих героинь, убеждает зрителя, что в каждом человеке есть то доброе, что может осветить жизнь. И когда главный режиссер Театра на Малой Бронной А.Дунаев обратился к драматургии Л.Леонова, работы над образами Дашеньки ("Золотая карета") и Усти ("Ленушка") стали для актрисы счастливой возможностью выразить это творческое кредо. После роли Усти Анна Васильевна поняла, что стремление играть главные роли - не самое главное в театре. Ей интересно было играть роли разные, характерные, проявить разные грани своего таланта. Купавина у Антоненко в спектакле "Волки и овцы" в отличие от других исполнителей была не аморфной, а открытой, ранимой натурой. Своеобразная Надежда Монахова в "Варварах" М.Горького, то жалкая, то глуповатая, еще раз подтвердила лейтмотив творчества актрисы - главное не изменить себе. А ее Гурмыжская в "Лесе" А.Островского (постановка Л.Дурова) то хитрая и грозная, то жалкая и глуповатая. И то, что палитра актрисы многокрасочна, доказывает ее последняя работа в тандеме со Л.Дуровым в спектакле "Кавалер Роз" (постановка Р.Самгина). Это - несвойственная актрисе комедийная роль, но есть в ее игре основательность мастера, а также тонкий юмор и ирония.