Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 02 (7563) 18 - 24 января 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесЕго не любили дворники и цензураНовый фотопроект Николая Рахманова Виктор АХЛОМОВ
В пражской мэрии прошла презентация альбома Николая Рахманова "Прага - сердце Европы". Роскошное издание представил автор проекта Павел Бем. Он же, по совместительству мэр чешской столицы, написал и вступительную статью. В альбоме, кроме Праги, представлены виды всех столиц Европы. Каждая из столиц удостоилась от двух до пяти фотографий. И только Москва и Прага представлены большим количеством снимков. Прага - потому что в центре Европы. Москва - потому что автор книги - Николай Рахманов - родился и работает в Москве. Путешествовать по фотографиям столиц интересно всем. И тем, кто был в этих городах, и тем, кому еще не довелось их увидеть. Ведь каждый снимок состоит из нескольких исторических сюжетов того или иного города. И если ты был в одной из столиц, то благодарная память сразу напоминает об этих приятных встречах с древней архитектурой. Этот эффект автор усиливает применением современных компьютерных технологий. Да, мы все живем сегодня в мире, где доминирует изображение. На протяжении столетий древняя Прага вдохновляла многих художников, поэтов, музыкантов, композиторов и режиссеров. Наступил новый век, и родилось новое признание в любви к древнему городу. Поэзия, написанная светом и прочитанная современным компьютером, подняла планку наших строгих оценок на новую высоту. Здесь невольно вспоминаются слова одного русского писателя. Он заметил, что в мире есть только одно искусство - это ПОЭЗИЯ. Все остальные будут искусством только тогда, когда в них будет присутствовать ПОЭЗИЯ.
Похоже, что в фотографиях Николая Рахманова поэзия чувствует себя довольно уютно. Фантастическая смесь чувств и понятий, изысканная игра света, точные стрелы композиционных решений и... соединение нескольких взглядов на одну тему рождают совершенно новое произведение. Почему мэр выбрал именно российского фотографа? Ведь Прага давно известна своими фотографическими талантами. Вот что ответил Николай Рахманов: - Недавно я выпустил календарь с видами Праги - двенадцать снимков с применением моего ноу-хау. Календарь попал на глаза Павлу Бему. И тот с чувством простой патриотической гордости решил, видимо, напомнить другим, чья столица в сердце Европы. К тому же, согласитесь, Прага по красоте и древности стоит в одном ряду с Римом и Парижем. От себя добавлю, что в книге Прага доминирует над остальными европейскими столицами. Хотя бы и числом иллюстраций. Если Лондон представлен двумя произведениями, то Прага - тридцатью двумя! Но язык не повернется уличить мэрию в пивном патриотизме. Она же не виновата, что в сердце Европы Прага, а не Лондон! Получив предложение пражской мэрии, Николай Рахманов, конечно, с радостью согласился. Снимать город с высоты птичьего полета, с крыш высоких домов, церковных шпилей или просто с лестниц пожарных машин - это для него именины сердца. Еще он любит заниматься фототворчеством ранним утром или ближе к вечеру. Во-первых, любопытные меньше мешают. Во-вторых, контровой свет создает красоту картины и напоминает зрителю, как прекрасен этот мир, когда большинство из нас спит.
Многие московские коллеги Николая Рахманова с завистью отмечают, что его снимки особенно хороши еще и потому, что он всегда оказывается в нужное время в нужном месте. А их на эти крыши якобы не пускают. Да, действительно, кто-то пошутил, что Коля часто оказывается над городом на той крыше, куда еще не ступала нога человека. Это правда. По крайней мере, не ступала нога человека с фотоаппаратом. Да, Николай Рахманов, если сказать образно, поднимается к рубиновым звездам и открывает нам окна небесные. И за этими лирическими и романтическими снимками стоит героический труд фотохудожника. Его кофр с аппаратурой весит больше сорока килограммов! Представьте, легко ли по узким средневековым лестницам поднять этот груз на самый верх Пороховой башни Карлова моста в Праге? Или на леса колокольни Ивана Великого в Кремле. И провести на самом верху у купола целый рабочий день. Чтобы, следя за движением солнца, снять круговую панораму Москвы. Отец Николая Рахманова был композитором и дирижером. В семь лет он подарил сыну старенький "Kodak" со словами: "Снимай. Может, потом заработаешь на кусок хлеба!" Так и случилось. Бросив хоровое училище и не сдав экзамены на операторский во ВГИК, Коля пришел учеником в Фотохронику ТАСС. Это была его первая фотографическая ступень. Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Особенно Николаю удавалась архитектурная съемка Москвы. Любовь к городскому пейзажу он пронес через десятилетия, и сегодня в этом жанре ему нет равных. И не только в России.
Второй ступенью можно считать работу в "Неделе" - воскресном приложении к "Известиям". В "Известия" его переманил Алексей Аджубей. Кстати, "Неделя" была первым иллюстрированным еженедельником в Советском Союзе. Вот тут-то и развернулся талант молодого фотожурналиста! В "Неделе" Николай публикует такие замечательные фотоочерки, как "Во что одеваются мужчины" (об одежде разных экстремальных профессий), "Похождения трех мушкетеров в Москве", "Поэма о колесе". Тестируя новый телеобъектив ленинградского завода, снимает репортаж с крыши "Известий". Пользуясь ремонтом Кремлевских звезд и дружбой с комендантом Кремля, Рахманов впервые поднимается на шпиль Спасской башни. Все эти снимки давно уже стали знаковыми символами столицы. А издатели иногда даже не успевают поставить в углу огромного плаката скромное имя автора. Но Коля на это не обижается. Он вспоминает работу в "Неделе", где главный редактор Александр Плющ говорил: "Чем мельче набрано имя автора снимка, тем настойчивее его ищет читатель!" При условии, что снимок ему понравился. Зацепил! Николай Рахманов, хотя и считает себя фотожурналистом и, конечно, давно является членом нашего союза, но в последнее время занимается только съемкой для книг. Их у него уже больше пятидесяти. Да какие! "Алмазный фонд и его сокровища", "Санкт-Петербург", "Регалии Российской империи"; "Сокровища Московского Кремля". Последний альбом, изданный в Швейцарии, был удостоен международного приза "Самая красивая книга года". Дома у Николая Николаевича листаю роскошные альбомы, которые лежат в сафьяновых папках с золотым тиснением. Их нигде нельзя купить, потому что они не продаются. Их дарит наш Президент руководителям других стран. Помню, когда мы вместе работали в "Неделе", Колю очень не любили дворники и цензура. Для непосвященных поясняю. В 60 - 70-х годах прошлого века все снимки, сделанные с верхней точки, перед публикацией в обязательном порядке должны быть представлены цензуре в двух экземплярах. На обороте одного фото цензор ставил фирменную печать, где было написано: "...против опубликования не возражаю". Число и подпись цензора. Очень цензуре не нравилось искать на снимках "военные объекты", поэтому часто съемку с верхней точки попросту запрещали. Сегодня, когда со спутников четко видны номера машин на дорогах, прежние запреты кажутся смешными. Ну а дворники не любили открывать для Коли ржавые замки на чердаках высотных зданий. Да еще в предрассветные часы, когда наиболее выигрышное контровое освещение улиц. Сам Николай рассказывает, что, когда он снимал свою знаменитую круговую панораму Москвы с лесов колокольни Ивана Великого, ему в помощники дали молодого солдата из кремлевского полка. Следуя за движением солнца, фотограф провел на колокольне почти весь световой день. После окончания работы солдат признался, что это было самое тяжелое его служебное поручение. И он не хотел бы, чтобы оно когда-нибудь повторилось. Также в рубрике:
|