Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 02 (7563) 18 - 24 января 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяИ труд, и мука, и отрада...Исторический музей показал "Любовь и эрос в античной культуре" ВЫСТАВКАЕлена ТИТАРЕНКО В Историческом музее любят устраивать выставки об античном мире, собирая экспонаты из разных сокровищниц. Под Новый год, на радость замученным праздниками россиянам, не сумевшим доехать до пансионатов и заграничных красот, ГИМ открыл очередную экспозицию этого цикла - "Любовь и эрос в античной культуре" - и всех ошеломил. От зрителей отбоя нет, пресса же полна отзывов, порой ставящих в тупик: ведь это не фривольная выставка об однополой любви или проституции (так пишут иные СМИ, падкие на дешевые сенсации), а достоверный, без ханжеской зашоренности, рассказ о важной сфере жизни античного мира. Тем более важной, что культ плодородия присущ любой древней культуре, не знавшей ни антибиотиков для раненых, ни прививок для младенцев: люди жили гораздо меньше (потому и взрослели раньше), гибли в бесконечных войнах, умирали от инфекций, не говоря уж о детской смертности... Рождение множества новых "душ населения" в таких условиях жизненно необходимо, а следовательно, все с этим связанное угодно богам. Язычество с его культом прекрасного тела, с радостью жизни, выплескивавшейся в несколько избыточные формы - оргии, вакханалии, - антагонист пришедшей ему на смену монотеистической религии. Христианство принесло пуританские нравы с неизбывной темой греховности: вспомним бесконечные покаяния и плотно задрапированные, почти лишенные телесности фигуры в средневековых соборах... Причин идти в выставочный зал на Красной площади минимум две - упомянутая тема, трактованная без пошлости и лицемерной стыдливости, плюс изрядное количество великолепных произведений античного искусства. Большинство из них раньше видеть мы не могли не только из-за "аморального" сюжета: лишь в последние годы, да и то редко, "трофейное искусство" покидает спецзапасники. Там и сям читаешь на этикетке: до 1945 года - Государственные музеи Берлина. К слову, именно их фонды подключены к проекту ГИМа, который выиграл престижный конкурс и привлек традиционных российских партнеров - Государственный Эрмитаж и ГМИИ имени А.С.Пушкина, тоже богатые памятниками античности. В зале, обрамленном баннерами с репродукциями древней стенописи, мгновенно погружаешься в гущу жизни Древней Греции и Рима - так плотно окружают тебя краснофигурные вазы, терракотовые статуэтки, глиняные светильники, скульптуры в бронзе. На мониторе (как же теперь без видеоинсталляции?) шумит море, сменяясь улицами и виллами Помпей. Под линзами в витринах разложены ювелирные украшения и геммы, точечная подсветка помогает разглядеть сюжеты: "Леда и Лебедь" (ради любви к земной женщине им обернулся громовержец Зевс), Афродита и сын ее Эрот, без устали натягивающий лук, Клеопатра со змеей... Сатиры и менады не праздно ведут чувственные танцы, Посейдон не зря преследует Амимону - мы познаем не только мифы о любви богов, но и подробности реальной жизни древних, поклонявшихся охочему до удовольствий Зевсу, богине любви и красоты (мраморная статуэтка "Афродиты Таманской" среди шедевров экспозиции), а также ее рано умершему земному возлюбленному - культ божества плодородия и растительности Адониса пришел с Востока. Амфоры, лекифы, кратеры, пелики, разбросанные по всему залу, напоминают изгибы прекрасных тел, так ценимых древними. Не всегда они обнажены: выставка повествует и о мире женском, запертом в гинекее без права голоса, полном тревог, разлук, забот и одиночества, и о мужском с его симпосиями, пирушками в компании гетер, играми, беседами, грубоватыми шутками. До нас дошли сосуды, пить из которых надо было исхитрясь: вино то исчезало, то вновь появлялось, то вдруг проливалось на пьющего; остроты ощущений добавляли откровенные сценки на тулове и затейливые ножки сосудов в виде детородного органа - воплощение мужской силы божества. Таков уникальный чернофигурный килик - один из раритетов, показанных впервые. Что же касается стоящего вертикально, как статуя, высеченного во всех подробностях мраморного фаллоса высотой 60 сантиметров, безусловного хита и причины нездорового ажиотажа, то это символ Диониса - божества производительных сил природы. Сын Зевса и земной женщины Семелы, погубленной ревнивой Герой, отвечал за серьезную область античной промышленности и олицетворял плодоносящую силу земли. Странствуя по свету, он обучал людей виноделию, а они платили богу виноградарства шествиями силенов и вакханок, охваченных бурным весельем. А также культовыми действиями по весне, когда на празднике Великих Дионисий во главе процессии торжественно носили огромное изображение фалла или птицы с фаллоподобной головой (на выставке есть образы таких птичек). Союзники Афин обязывались отсылать на праздник в главный город Эллады этот атрибут Диониса, а в Египте устраивались мистерии с участием кукол, чьи мужские достоинства символизировали плодородие... Ударный экспонат собрал вокруг себя целый семантический ряд! Выставка получилась не только эстетской и просветительской, но и вполне духоподъемной: она добавит энтузиазма тем из россиян, кто все еще под впечатлением призывов власти решить демографические проблемы. Также в рубрике:
|