Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 02 (7563) 18 - 24 января 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраВозвращение туфтыВышла книга-альбом "Промышленный реализм" Михаил БОДЕ
У нас - что ни искусство, то фотография. Или ее сов-заменитель: живопись, документирующая подвиги героев труда с заводов и строек. Классики соцреализма честно отрабатывали госзаказ в меру собственных талантов, мимикрируя под официальный стандарт. Если сегодняшние кураторы и издатели принимают эту проф-форму как бесценную архаику - Бог им судья. Однако диагноз налицо: имя ему - "культурная неадекватность". Наше дело - выписать рецепт юным модникам из издательства "WAM", тратящим деньги на неведомый им хронотоп. Эту обязанность взял на себя Михаил Боде. Современный фотограф, документирующий сегодняшнюю реальность, применяет стерилизующую дистанцию к оной. Он смотрит с четкостью и жесткостью на разворачивающуюся перед ним картину мира, черно-белой оптикой превращая ее в отстраненный эпос собственного бытования. Фотографа зовут Валерий Стигнеев. О нем - Жанна Васильева. Но есть профессионалы, задачей которых является архивация доставшегося наследия. Им есть чем гордиться и есть что демонстрировать. По Красногорскому достоянию можно писать историю страны. Насколько лирическое "от автора" меняет стандартную картину мира, утвержденную сверху, - судить зрителю уникальной выставки, о которой написала Елена Титаренко. Ну и последнее. Полоса "Палитра" становится тем самым диагностом, которого так не хватает нашей социокультурной ситуации.Уже забытое слово "туфта" из гулаговского лексикона вспомнилось при рассматривании и чтении книги-альбома "Промышленный реализм. Производственная тема в советской живописи и фотографии", выпущенной в преддверии нового года журналом "WAM". Вообще, надо сказать, это издательство считается одним из продвинутых в сфере изо, и оно старается соответствовать своему развернутому, но несколько претенциозному названию - "World Art Museum". То есть выпускает толстые книги-альбомы по истории искусства: от средневековых иллюминированных кодексов и шедевров итальянского Возрождения до иллюстрированных гросcбухов по "московской школе концептуализма" и сводных каталогов наших современных художников. Правда, в последнее время, видимо уловив поп-конъюнктуру, "WAM" изрядно черпнул из советского прошлого, переиздав подшивку пропагандистского журнала "СССР на стройке" 1930-х годов. На продукт оскоромившегося издательства профессионалы тогда посмотрели с пониманием: все же "на стройке" подрабатывали такие талантливые художники, как Лисицкий и Родченко, все же был неплохой полиграфический дизайн (журнал-то в основном предназначался на экспорт), и потом репринт сопровождался толковым современным критическим комментарием. Нынешнее издание не чета предыдущему. Собранное под обложкой "Промышленного реализма" - пресные блюда из кухни советского искусства. Значившиеся прежде в изоменю как "тема труда", эти картины даже не вывешивались к партийным съездам; отпущенный им срок годности - та или другая пропагандистская кампания, после чего их убирали в подсобки, поскольку в музеях их выставлять было как-то неловко. Притом что, бывало, их зрелищность разогревали до кипения (как в первые пятилетки), а позднее они сами охлаждались до подернутого жирком студня (как во времена БАМа), эти продукты никогда не имели никакого эстетического вкуса. Собственно, это им и не вменялось в обязанность, поскольку они должны были представлять собой некие изосводки со строек и из цехов или же художественно закрытые наряды на работы. Впрочем, как известно, с самого начала пресловутой индустриализации эти наряды и без того закрывались весьма артистично с помощью приписок, то есть попросту фальсифицировались. За громогласными запевами "Пятилетку в четыре года", "Догнать и перегнать", "Стахановское движение", "Встречные планы" и "Дни наивысших показателей" нет-нет да и слышалось под сурдинку зэковское: "Без туфты и аммонала не построили б канала". Кстати, само слово "туфта", видимо, имеет индустриальное происхождение. Возможно, его занесли немецкие специалисты-инженеры, коих во множестве приглашали на стройки и предприятия СССР. Вполне вероятно, что немецкое tuftelig, то есть мудреное, сложное в мелочах, после зэковской адаптации стало обозначать путаное, иначе говоря то, что напускает туман. Без прибавочного элемента этой туфты трудно себе представить перевыполнения планов на 200 процентов, 300 процентов, а то и более. А это кому-то давало кратное увеличение зарплаты, кому-то жизненно важную пайку. Этимология слова - предположение, приписки же и ГУЛАГ - исторические факты. Издатели, стремившиеся всесторонне прокомментировать производственные картинки современными им фотографиями и текстами сводок, приветствий, писем и обязательств трудовых коллективов, на голубом глазу приводят и такие красноречивые строки из инструкции бригаде чернорабочих Днепростроя: "Лопаты на воле не оставлять". Понятно, что это была за бригада. А на противоположной странице - словно подсвеченная театральная декорация, картина Николая Дормидонтова "Днепрострой" 1931 года. Какой же "промышленный реализм" имеется в виду? Вроде бы сам собой напрашивается вывод: какова была "промреальность", таковы были и ее живописатели. Иначе говоря, липовую индустриализацию писали лишь художники-халтурщики? Однако это не совсем так. Были и такие, как Александр Дейнека, для которых строительные фермы и станки и пр. служили по большей части формальными элементами, как вырезки для фотомонтажа. Таких было немного. "Стариков", как Константин Юон, Павел Кузнецов или Мартирос Сарьян, власть пыталась привязать к себе промышленной темой. Правда, без особого успеха - те прогуливали важные задания в любимом ими пейзаже. Другим, отчаянным авангардистам, давали шанс реабилитироваться в политически актуальной теме. И это самый удручающий случай, особенно когда видишь тупые попытки Павла Филонова вывести новую "формулу пролетариата" из конвейера "Тракторного цеха Путиловского завода" (1931 - 1932). Остальная масса "производственников" - почти безымянных Мешалкиных-Копалкиных-Петровых-Ивановых-Антоновых, сведения о которых можно найти разве что в старых справочниках СХ СССР, действительно сервильно работала на конвейер: завод - выставка - запасник. Собственно, из таких залежей, а именно из фондов Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО", издатели получили основной корпус картинок, добавив к нему для солидности ряд вещей из ГТГ и ГРМ. Вполне вероятно, что "РОСИЗО" готовит выставку этого эшелона искусства, возможно, для Запада, чтобы позабавить тамошнюю публику анекдотами-ужастиками о вредителях на производстве и многоруких "стахановцах". Что касается "WAM", то хотелось бы надеяться, что издатели не дойдут до того, чтобы выпустить репринт горьковско-ягодовского "Беломорканала" 1934 года. Также в рубрике:
|