Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 02 (7563) 18 - 24 января 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Возвращение туфты

Вышла книга-альбом "Промышленный реализм"

Михаил БОДЕ


Ю.Ракша. "Наша буровая" (фрагмент). 1972-1975 гг.

У нас - что ни искусство, то фотография. Или ее сов-заменитель: живопись, документирующая подвиги героев труда с заводов и строек. Классики соцреализма честно отрабатывали госзаказ в меру собственных талантов, мимикрируя под официальный стандарт. Если сегодняшние кураторы и издатели принимают эту проф-форму как бесценную архаику - Бог им судья. Однако диагноз налицо: имя ему - "культурная неадекватность". Наше дело - выписать рецепт юным модникам из издательства "WAM", тратящим деньги на неведомый им хронотоп. Эту обязанность взял на себя Михаил Боде. Современный фотограф, документирующий сегодняшнюю реальность, применяет стерилизующую дистанцию к оной. Он смотрит с четкостью и жесткостью на разворачивающуюся перед ним картину мира, черно-белой оптикой превращая ее в отстраненный эпос собственного бытования. Фотографа зовут Валерий Стигнеев. О нем - Жанна Васильева. Но есть профессионалы, задачей которых является архивация доставшегося наследия. Им есть чем гордиться и есть что демонстрировать. По Красногорскому достоянию можно писать историю страны. Насколько лирическое "от автора" меняет стандартную картину мира, утвержденную сверху, - судить зрителю

уникальной выставки, о которой написала Елена Титаренко. Ну и последнее. Полоса "Палитра" становится тем самым диагностом, которого так не хватает нашей социокультурной ситуации.

Уже забытое слово "туфта" из гулаговского лексикона вспомнилось при рассматривании и чтении книги-альбома "Промышленный реализм. Производственная тема в советской живописи и фотографии", выпущенной в преддверии нового года журналом "WAM". Вообще, надо сказать, это издательство считается одним из продвинутых в сфере изо, и оно старается соответствовать своему развернутому, но несколько претенциозному названию - "World Art Museum". То есть выпускает толстые книги-альбомы по истории искусства: от средневековых иллюминированных кодексов и шедевров итальянского Возрождения до иллюстрированных гросcбухов по "московской школе концептуализма" и сводных каталогов наших современных художников. Правда, в последнее время, видимо уловив поп-конъюнктуру, "WAM" изрядно черпнул из советского прошлого, переиздав подшивку пропагандистского журнала "СССР на стройке" 1930-х годов. На продукт оскоромившегося издательства профессионалы тогда посмотрели с пониманием: все же "на стройке" подрабатывали такие талантливые художники, как Лисицкий и Родченко, все же был неплохой полиграфический дизайн (журнал-то в основном предназначался на экспорт), и потом репринт сопровождался толковым современным критическим комментарием.

Нынешнее издание не чета предыдущему. Собранное под обложкой "Промышленного реализма" - пресные блюда из кухни советского искусства. Значившиеся прежде в изоменю как "тема труда", эти картины даже не вывешивались к партийным съездам; отпущенный им срок годности - та или другая пропагандистская кампания, после чего их убирали в подсобки, поскольку в музеях их выставлять было как-то неловко. Притом что, бывало, их зрелищность разогревали до кипения (как в первые пятилетки), а позднее они сами охлаждались до подернутого жирком студня (как во времена БАМа), эти продукты никогда не имели никакого эстетического вкуса. Собственно, это им и не вменялось в обязанность, поскольку они должны были представлять собой некие изосводки со строек и из цехов или же художественно закрытые наряды на работы.

Впрочем, как известно, с самого начала пресловутой индустриализации эти наряды и без того закрывались весьма артистично с помощью приписок, то есть попросту фальсифицировались. За громогласными запевами "Пятилетку в четыре года", "Догнать и перегнать", "Стахановское движение", "Встречные планы" и "Дни наивысших показателей" нет-нет да и слышалось под сурдинку зэковское: "Без туфты и аммонала не построили б канала". Кстати, само слово "туфта", видимо, имеет индустриальное происхождение. Возможно, его занесли немецкие специалисты-инженеры, коих во множестве приглашали на стройки и предприятия СССР. Вполне вероятно, что немецкое tuftelig, то есть мудреное, сложное в мелочах, после зэковской адаптации стало обозначать путаное, иначе говоря то, что напускает туман. Без прибавочного элемента этой туфты трудно себе представить перевыполнения планов на 200 процентов, 300 процентов, а то и более. А это кому-то давало кратное увеличение зарплаты, кому-то жизненно важную пайку. Этимология слова - предположение, приписки же и ГУЛАГ - исторические факты.

Издатели, стремившиеся всесторонне прокомментировать производственные картинки современными им фотографиями и текстами сводок, приветствий, писем и обязательств трудовых коллективов, на голубом глазу приводят и такие красноречивые строки из инструкции бригаде чернорабочих Днепростроя: "Лопаты на воле не оставлять". Понятно, что это была за бригада. А на противоположной странице - словно подсвеченная театральная декорация, картина Николая Дормидонтова "Днепрострой" 1931 года. Какой же "промышленный реализм" имеется в виду?

Вроде бы сам собой напрашивается вывод: какова была "промреальность", таковы были и ее живописатели. Иначе говоря, липовую индустриализацию писали лишь художники-халтурщики? Однако это не совсем так. Были и такие, как Александр Дейнека, для которых строительные фермы и станки и пр. служили по большей части формальными элементами, как вырезки для фотомонтажа. Таких было немного. "Стариков", как Константин Юон, Павел Кузнецов или Мартирос Сарьян, власть пыталась привязать к себе промышленной темой. Правда, без особого успеха - те прогуливали важные задания в любимом ими пейзаже. Другим, отчаянным авангардистам, давали шанс реабилитироваться в политически актуальной теме. И это самый удручающий случай, особенно когда видишь тупые попытки Павла Филонова вывести новую "формулу пролетариата" из конвейера "Тракторного цеха Путиловского завода" (1931 - 1932).

Остальная масса "производственников" - почти безымянных Мешалкиных-Копалкиных-Петровых-Ивановых-Антоновых, сведения о которых можно найти разве что в старых справочниках СХ СССР, действительно сервильно работала на конвейер: завод - выставка - запасник. Собственно, из таких залежей, а именно из фондов Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО", издатели получили основной корпус картинок, добавив к нему для солидности ряд вещей из ГТГ и ГРМ. Вполне вероятно, что "РОСИЗО" готовит выставку этого эшелона искусства, возможно, для Запада, чтобы позабавить тамошнюю публику анекдотами-ужастиками о вредителях на производстве и многоруких "стахановцах". Что касается "WAM", то хотелось бы надеяться, что издатели не дойдут до того, чтобы выпустить репринт горьковско-ягодовского "Беломорканала" 1934 года.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;