Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 03 (7564) 25 - 31 января 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Двести лет Бориса Покровского

Великий режиссер и его театр отмечают юбилеи

Дмитрий МОРОЗОВ


Нет-нет, это не оговорка: если сложить вместе три даты: 95 лет от рождения, 70 лет работы в опере и 35 лет с основания Камерного музыкального театра, то как раз и выходит, что великий режиссер отмечает двухсотлетний юбилей! А поскольку сама опера недавно отметила четырехсотлетие, можно смело утверждать, что добрая половина ее истории связана с именем Бориса Покровского.

Если же отвлечься от магии цифр и обратиться к фактам, то окажется, что имя Мастера теснейшим образом переплетено со всей историей оперы, а не только лишь с ее половиной. Потому что он ставил сочинения всех эпох и периодов развития этого вида искусства, от его родоначальницы "Эвридики" Якопо Пери до "Жизни с идиотом" Альфреда Шнитке. Общее же количество спектаклей, поставленных самим Мастером или под его чутким руководством, вплотную приближается к цифре двести (опять двести!).

Впрочем, от цифр, говоря о Покровском, нам все равно не уйти. Уникальны не только сами цифры, но еще более то, что за ними стоит. Борис Александрович родился в старой еще России, за несколько лет до катастрофы 1917 года. Первый свой спектакль поставил в 1937 году, оставшемся в истории прежде всего как пик Большого террора. Интересно, приходило ли в голову двадцатипятилетнему режиссеру, дебютировавшему тогда в Горьком операми "Кармен" и "Царская невеста", что обе так и проецируются на события в стране (не только откровенно антитоталитарная "Царская", но даже и "Кармен", финал которой, в духе тенденций чуть более раннего времени, мог быть символически истолкован, как "нож в спину" демократии)?

Впрочем, откровенных политических аллюзий Покровский избегал и гораздо позднее (кажется, только в первой половине 90-х годов впустив их ненадолго в свои спектакли). А в то время ему приходилось противостоять навязываемому сверху "социалистическому реализму" и складывавшемуся в те годы на "главной сцене страны", куда он пришел работать в 1943-м, имперскому "большому стилю". Противостоять, правда, тогда было возможно только исподволь, изнутри. И Покровский вырабатывает свою собственную модификацию - "большой стиль с человеческим лицом", а реализм "социалистический" везде, где только возможно, превращает в психологический, руководствуясь открытиями Станиславского, на чьих репетициях ему посчастливилось присутствовать. Как, кстати, и на репетициях Мейерхольда, чье влияние начнет проявляться уже много позднее, в спектаклях Покровского 70-х годов.

Покровский и Большой театр - это отдельная тема, очень богатая и вместе с тем болезненная. Великий режиссер поставил в Большом десятки спектаклей, многие из которых относятся к высшим достижениям отечественного и мирового оперного театра. Покровский воспитал несколько поколений блистательных певцов-актеров. Покровский искал и находил все новые формы оперного спектакля, порывая с рутиной, но сохраняя жизнеспособные традиции. Естественно, это далеко не всем нравилось, и Покровский постоянно подвергался нападкам с разных сторон. Сегодня в Большом практически не осталось его спектаклей, но можно с достаточной уверенностью прогнозировать, что в ближайшие годы, стремясь вернуться к своей во многом утраченной идентичности, театр начнет восстанавливать их один за другим, как это произошло, например, с балетами Юрия Григоровича.

Другая тема, которой тоже можно посвятить целую книгу, - Покровский и композиторы. Именно Покровскому обязаны своим рождением многие десятки оперных партитур, а общее количество поставленных им современных опер, наверное, больше, чем у всех остальных режиссеров вместе взятых.

Именно оперы современных композиторов стали основой репертуара рожденного в 1972 году Камерного музыкального театра, для которого большинство из них и было написано. Театр этот даже называли "лабораторией советской оперы". В 90-е годы по причинам финансового характера театр отошел от этой линии, но сейчас происходит возвращение к своим истокам.

Но Камерный театр - еще до ставшего ныне едва ли не повсеместным бума старинной оперы - возродил к жизни сочинения Бортнянского и Пашкевича, Генделя, Гайдна, Сальери и много других забытых сочинений XVIII - XIX веков.

Наконец, Камерный театр породил новый тип универсального певца-актера. "Мы должны уметь делать все", - провозглашалось в программке одного из спектаклей 80-х годов. И действительно, делали: пели, говорили, танцевали, выполняли подчас почти что цирковые трюки, а бывало, сами играли по ходу действия на музыкальных инструментах.

Собственный и Камерного музыкального театра юбилей Мастер отметил премьерой нового спектакля - "Тайного брака" Доменико Чимарозы. Впереди работа над новой оперой "Ревизор" Владимира Дашкевича (на либретто Юлия Кима). Как говорится, всем бы так!

С юбилеем, Борис Александрович!

На странице "Публикация" читайте заметки о Борисе Покровском и воспоминания о первых годах Камерного театра, написанные учеником и соратником Мастера - режиссером Григорием Спектором.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

АНОНС

НОМИНАЦИИ

  • Девушки мечты
    В Лос-Анджелесе объявлены претенденты на премию "Оскар"
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;