Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 03 (7564) 25 - 31 января 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаЧто имеем - сохранимГала-концерт, посвященный Мастеру Елена ФЕДОРЕНКО
Большой театр отпраздновал юбилей Юрия Григоровича. Хореографа, определившего лицо балета второй половины ХХ столетия. Виновник торжества вместе со своей женой, замечательной балериной Наталией Бессмертновой, находился в центральной ложе, и, приветствуя его, публика неистовствовала. Точно так же, как это и было в пору его тридцатилетнего правления, когда советский балет практически без исключений состоял из адептов Мастера. Эпоха Григоровича навсегда останется балетным символом второй половины ХХ столетия, как театр Петипа - века предшествующего. Григорович - художник, который мог ставить спектакли большого стиля, где в изолированности мощной советской империи точно и остро звучали все тексты и подтексты общечеловеческого бытия. И "Спартака" - прорыв к иным берегам в пору застойной системы партийной вседозволенности; и волшебного "Щелкунчика", где герои казались меньше еловой ветви, размером с новогоднюю игрушку, но, проходя назначенный путь, постигали первые уроки взрослой жизни; и "Золотого века" с потрясающей музыкой Шостаковича, похожей на стенограмму времени и возвращенной хореографом на сценические подмостки. В программу трехчасового вечера вошли сюиты из этих балетов, поставленных в разное время, но неизменно - с художником-единомышленником Симоном Вирсаладзе, тоже определявшим советский балетный стиль. Любопытно, но и закономерно, что сегодня, когда ветер перемен развернул Большой в поисках нового, в афише театра сохраняются девять балетов Григоровича! Программа торжества избежала банальных ходов, не фокусировала внимания на юбиляре: не было кадров кинохроники, сладкоголосых воспоминаний и приветственных речей. Официальная часть свелась к краткому выступлению министра культуры и массовых коммуникаций России Александра Соколова, зачитавшего текст телеграммы, направленной в адрес великого хореографа Президентом Владимиром Путиным. Зал был переполнен высокими официальными лицами и именитыми деятелями культуры. Каждый, кто помнит в представленных балетах Владимира Васильева, Екатерину Максимову, Мариса Лиепу, Михаила Лавровского, Наталию Бессмертнову, не избежал, впрочем, соблазна порассуждать о том, что было и что стало со спектаклями. Собственно, этими разговорами и оказалось заполнено время антрактов. И хотя привкус утраты воскрешал в памяти масштабную истовость каждого исполнителя "в оригинале", предаваться сравнениям казалось затеей и праздной, и неуместной... Хотя не отметить того факта, что и в "Спартаке", и в Золотом веке" ослабела тугая пружина действия, а в стиле танца суетная невнятность потеснила героику и упростила энергию, - было бы невозможно. Кордебалет, несобранный и несинхронный, наглядно обнаружил, что большой стиль Григоровича взят формально, и только. Да и стоит ли удивляться - сегодня танцуют те, кто в пору григоровичевских премьер еще не был рожден. Надменные легионеры и пряные патрицианки, взбунтовавшиеся рабы и честные советские комсомольцы, и даже деклассированные бандитские элементы предстали стертой копией тех, кто танцевал наотмашь благодаря не собственному чутью, но повинуясь диктаторской воле постановщика. Сегодня все - на одно лицо: поколение привыкло не вести и доказывать, а быть ведомым. К большинству солистов все сказанное относится в неменьшей степени, хотя были и те, кто выстраивал роли согласно собственной индивидуальности, чья энергетика перекрывала серое окружение масс. Денису Матвиенко явно идет роль вождя восставших рабов. Цепкая пластика с легкими прыжками и современный темперамент делают его Спартака совсем иным героем - он побеждает благодаря лукавству и хитрости, а не титанической вере и героическому подвижничеству и при этом ни на минуту не становится фальшивым. А Екатерина Крысанова оказалась самой живой в "Золотом веке", поразив не только виртуозностью, но самим перевоплощением в образ Люськи. Вообще в этой танцовщице определенно появилась сюжетная тонкость, заставляющая вспоминать образцы "звенящего" стиля декаданса. Гораздо ярче фрагментов эпического "Спартака" и стильного "Золотого века" оказался великолепный "Щелкунчик". В оставленной на финал вечера сюите и кордебалет был достоин похвал, и кукольный дивертисмент лишний раз показал, что в труппе много отличных солистов: с блеском исполнили Испанских кукол Наталья Осипова и Вячеслав Лопатин, а Морихиро Ивата ловко забавлял публику в Китайском танце. Балетоманы ждали любимца - Николая Цискаридзе в его коронной партии Принца. Тот, действительно, сильно похудел и - как кажется - стремительно поднимается на пик собственной формы. Светлана Лунькина, не лучшим образом справившаяся с переборами мелких па, еще раз убедила в том, что она - не техничная аккуратистка. Зато доказала, что - замечательная актриса, да и партия Мари отлично сошлась с ее нетривиальной индивидуальностью. И по тому, как бушевали зрители, как старательно, а иногда подобострастно танцевали артисты, стало ясно, что для собравшихся по обе стороны рампы балеты Григоровича - уже классика. А если так, то, сохраняя их в репертуаре, и относиться к ним стоит с непреложным пиететом. Тогда, быть может, движение балетного развития не прервется и потомкам не придется изобретать велосипед. Вечер в Большом стал звеном в серии праздничных торжеств: неделей раньше Мастера поздравляли в Краснодаре, где десять лет назад им создан театр "Григорович-балет", а на днях артисты Краснодарского балета и солисты Большого отправятся в Лондон: Гала в честь 80-летия хореографа пройдет в Ковент-Гарден. Также в рубрике:
|