Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 03 (7564) 25 - 31 января 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Атака клонов

Печальные поиски идентичности в залах на Неглинке

Елена ШИРОЯН


Марби. "Новости на Web-сайте". 2001 г.

Три года назад по воле владельца-олигарха внезапно был закрыт Московский центр искусств на Неглинке, работавший недолго, но покорявший нетривиальными выставками. Точнее, МЦИ не закрылся, а был перепрофилирован в молодежно-экспериментальный, что резко отсекло изрядную часть аудитории. Похоже, МЦИ вновь получил команду (или соизволение?) перестроиться, а потому начал год арендным проектом новой галереи - не без шанса опять затащить на Неглинку массового зрителя. Ему предложен продукт не столь высокоэстетский, как русский авангард, но и не столь неудобоваримо-радикальный, как актуальное искусство. Заинтриговать должны псевдоним художницы Мабри и тема ее выставки - "Моя дочь в Новом Свете", а гарантировать качество - имя куратора проекта: галеристка Полина Лобачевская.

Раскрученная площадка на Неглинной улице призвана достойно представить становящуюся на ноги галерею Полины Лобачевской, на что брошены немалые силы: упомянем и роскошно изданный каталог в стильном оформлении успешного дизайнера с обилием репродукций и ученой статьей модного критика, и заметно переделанный интерьер МЦИ. Вход в собственно выставочное пространство оформлен торжественно и броско, что лично у меня оживило путевые впечатления от Арабского Востока: как бы ни был мал городок, въезд в него непременно снабжен подобием триумфальной арки. Менее всего поразило само насыщение зала - но это ведь тоже дело вкуса: капризному рецензенту не всегда безоговорочно нравится то, за что зритель простой готов выкладывать денежки. Ну так и что с того - кто, в конце концов, главнее? Кто деньгами голосует, кто делает приобретения в коллекции, тот, как известно, теперь и музыку заказывает. Остается к этой музыке прислушаться повнимательнее - ведь и в ней можно уловить некие созвучия, характеризующие общую тональность родного арт-процесса.

Итак, аккорд первый - смелый отказ (разумеется, во имя неповторимой авторской манеры) от всякого стилевого пуризма. В одном флаконе в неравных дозах смешаны немецкий экспрессионизм, Парижская школа, левый МОСХ с его минорными, но затейливыми находками в области колорита, рекламный киноплакат, а также уверенно теснящий все прежде привычное комикс. Впрочем, последний, как изобретение заморское, тут вполне созвучен заявленной теме, ведь рассказ идет не о родных осинах, а о мире заокеанском. Том самом, который в пору юности художницы Людмилы Васильевой-Линецкой (она же - Мабри) был для нас примерно тем же, что космос или тот свет. Теперь мы гордо себя ощущаем частью евроатлантической цивилизации - иными соотечественниками "другие берега" давно обжиты. К Линецкой это относится опосредованно, что лишь добавляет пронзительности третьему аккорду - гендерной тематике. Россия щедра на проявления "искусства женского рода", особенно пышно расцветшего с первыми ростками феминизма, манифестированного в автопортрете "За туалетом" Зинаиды Серебряковой и достигшего мировых высот у "амазонок авангарда". Исповедально-лирическая составляющая у Мабри тщетно маскируется подобающей нашему времени иронией. Тут следует пояснить, что четвертый аккорд состоит из трех простых нот - любви к дочери, уехавшей жить в Америку, грусти по поводу редких свиданий и стремления заместить их буйным полетом фантазии, рисующей картины ее жизни "там". Девушка Кристина возведена на пьедестал уже хотя бы звучным псевдонимом матери-художницы - вместо имени, под которым ее знают в родном Харькове и Москве: "МАма БРИллианта" - это звучит гордо!

Правда, оправой сияющему камушку служит не королевская роскошь, а обстоятельства, уже потерявшие для нас ореол экзотики: вот коротко стриженная красавица идет на занятия йогой, вот покрывает лаком ногти, вот с телепультом в руках улеглась на диван прямо в кроссовках, не в силах оторваться от "старого кино", а вот в задумчивости смакует воскресный кофе. Среди жанровых картин, написанных в последние десять лет, выделяется большое полотно на "производственную тему", где героиня изображена за работой в баре, что настойчиво нас отсылает к шедевру Мане "Бар в Фоли-Бержер". Хотя манеру автора, признаться, больше хочется сравнить с совсем иной, сугубо "женской" живописью Маревны: она охотно эксплуатировала свои воспоминания о Монпарнасе 1910-х, создав серию картин с участием его титанов, но не без своего присутствия. В полотнах Линецкой, напротив, сплошное отсутствие - дочери близ матери, да и кого-либо близ дочери. Угловатый, по преимуществу деформированный, сплющенный силуэт, каким очерчен облик миловидной молодой женщины, подчеркивает ее одиночество, о котором нигде не заявлено открыто. И это - аккорд шестой, он же глобалистский. В сегодняшнем мире многое стало общим - нас нисколько не удивляет, когда героиня сидит у компьютера или везет чемодан по переходу аэропорта Хитроу, - но повсеместной остается и разобщенность людей, которых соединяет Интернет, но лишь виртуально, тогда как физические расстояния разделяют вполне ощутимо.

И кажется, родная дочь, чьи портреты множатся будто клоны, становится для художницы чем-то вроде персонажа фильма "Другие" - то ли реальна в своем заокеанье-зазеркалье, то ли превратилась в вымысел и призрак....

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;