Фронда в загашнике официоза
Фото Владимира Лагранжа в галерее "Файн Арт"
Григорий КЛИН
 |
В.Лагранж. "Без названия". 1965 г. |
Галерея современного искусства отличается от всех прочих галерей не только тем, что показывает это самое современное искусство. Ее особенность еще и в том, что она может внезапно сменить экспозиционный галс: показать какой-нибудь вид или технологию искусства, к которой она имеет либо косвенное отношение, либо не имеет отношения вовсе. При этом даже вполне, казалось бы, давно известные и не обещающие открытий явления она стремится высветить под непривычным углом зрения так, чтобы в банальном хотя бы чуть забрезжило оригинальное. Бывает, это удается, бывает - нет.
Галерея "Файн Арт" показывает выставку известного официального фотографа Владимира Лагранжа. После стажировки в ТАСС он более двадцати лет (с 1963-го по 1989-й) работал в иллюстрированном журнале "Советский Союз", официальнее которого в те времена пожалуй что и не было. Журнал, который возглавлял поэт Николай Грибачев, был экспортным идеологическим продуктом и потому преподносил советскую реальность во вполне понятном ключе. Фотокору он давал неплохой заработок и командировки по всему Союзу. Лагранж по большей части специализировался на молодежной теме, запечатлевая бодрую юность на стройках, в полях, в конструкторских бюро и при выполнении интернационального долга (был и такой эвфемизм) или марширующую и салютующую пионерию.
 |
"Бронь". 1979 г. |
Мастерски подходя к делу, Лагранж именно из-за своего профессионализма, бывало, оступался, делая такие снимки, которые в лучшем случае идеологически подкованный редактор без малоприятных для автора последствий просто отправил бы в корзину. То есть хваткий и пытливый фотокор иной раз не мог удержаться, чтобы не снять действительно жизненно правдивую и острую сцену или тип. Это могло быть провинциальное кладбище, где среди крестов торчит табличка с надписью "Бронь". Или группа смеющихся солдат-интернационалистов, у одного из которых отрезаны ноги. Пока методом фотокадрирования, но намек понятен. Вид голых мальчишек в бане, притом картинно скомпонованных, - из ряда тех, что рассчитан на видение художника, а не на моргание цензора. Иной раз Лагранж подсматривал (или же сам ставил?) буквально картинно говорящий натюрморт. Один из таких, видимо, снятых в роддоме, дает емкую формулу советского образа жизни, когда неважно кормят, но наблюдают и опекают. Сам по себе он прост: картошка в мундире, бутылочки с молоком и фото Ленина. Лагранж не доводил дело до редакторской корзины и хранил свои фотовольнодумства дома, в загашнике. Возможно, он передержал этот архив. Ведь мнение об авторе уже сложилось.