Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7589) 19 - 25 июля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Вечерние сутры

"Идущие и уходящие - возрождение традиций"

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля

Японский режиссер Тадаси Судзуки - первый друг Чеховского фестиваля и старый знакомый российских театралов. По степени знакомства он уступает разве что Доннеллану, ибо в отличие от него поставил с русскими артистами пока лишь одного "Короля Лира" в МХТ. Когда-то впервые увиденные спектакли Судзуки производили сильнейшее впечатление, а теперь то ли глаз замылен, то ли все японское перестало быть для нас такой недостижимой экзотикой, но прежнего эффекта больше нет. Спектакль "Идущие и уходящие" - это синтез концерта с драматическим действием, первую часть занимает пение настоящих буддийских монахов, вторую - спектакль "Дионис". Этот "Дионис" - не совсем та постановка, что была сделана Судзуки более десятилетия назад по греческой трагедии. Здесь скорее - некий итог художественных идей и приемов режиссера, связанных с европейской драматургией - от античности до Чехова. Потому нынешний "Дионис" насыщен цитатами из прежних спектаклей: то шесть инвалидных колясок появятся (знакомый атрибут его "Короля Лира"), то персонажи-призраки (пьеса "Иванов", показанная на предыдущем Чеховском фестивале). Число "шесть" - то ли магическое для японского режиссера, то ли оно что-то значит в буддийской иерархии ценностей. Потому что и колясок на сцене шесть, и стульев шесть. А сначала, в первой части спектакля, появятся шесть монахов. Появление это потрясающе красиво - на пустой сцене мужчины в больших белых воротниках поверх платья и с сиреневой тканью, брошенной на колени, как бы зависают в воздухе. Появляется женщина и производит ряд таинственных для нас эволюций с экзотическими музыкальными инструментами. Эта женщина - знаменитая перкуссионистка Мидори Такада. А монахи, как уже было сказано, настоящие - члены группы "Сингонсеме Самгха". В названии есть указание на певческие функции этой религиозной группы, ее члены поют сутры. В спектакле они спели пять сутр, смысл которых свелся примерно к следующему: все недостижимо, и вообще ничего нет, и все нам только кажется. Во второй части спектакля, в этом сухом и стильном дайджесте из мировой классики, вдруг и вспомнилось содержание сутр: дескать, и Шекспир, и Софокл, и Чехов нынче - тоже лишь мираж, обман культурной памяти. А во время песнопения думать совсем не хотелось, потому что зрелище и звучание неумолимо вгоняли в транс и, скорее всего, для этого и были предназначены.

Тадаси Судзуки прежде был интересен тем, что соединял древнюю японскую традицию с современным мышлением, прививал восточной культуре европейскую прививку, и наоборот. Культ телесной выразительности, мышечной и голосовой силы в его спектаклях сочетался с неожиданными концепциями пьес мирового классического репертуара. Но в нынешнем спектакле режиссер предстал человеком, уставшим от экспериментов. Он будто заявляет зрителю: я возвращаюсь, припадаю к истокам. Однако для подлинности истоков его нынешний спектакль слишком симметричен, графически просчитан. Да и цитаты из прежних увлечений античностью и Шекспиром напоминают о том, что режиссер очень долго уходил от сутр в стихию диалогов и монологов другой цивилизации.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;