Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7589) 19 - 25 июля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

РОГВОЛД СУХОВЕРКО: "Мое имя - из мрака российской истории"

Подготовила материал Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


Р.Суховерко

Имя Рогволда Суховерко для миллионов сограждан ассоциируется в первую очередь с радио. Его голос в советское время не сходил с эфира: артист не только вел различные передачи, но и читал стихи, прозу, исполнял литературные композиции. Театралы знают его по "Современнику", где Р.Суховерко проработал практически полвека. Еще в 65-м году он выходил на сцену в знаменитой трилогии "Декабристы. Народовольцы. Большевики", играл в "Вечно живых", "Голом короле" и других прославленных спектаклях эпохи начала "Современника". Здесь он трудится и по сей день, играя в спектаклях "Вишневый сад", "Три сестры", "Виндзорские насмешницы", "Ревизор"... Но мало кто знает, что артист имеет еще и литературный дар, пишет яркие, острые зарисовки, и набралось их у него на целую книгу. Предлагаем вашему вниманию два фрагмента, один из которых посвящен не столь давно ушедшему из жизни коллеге, артисту Валентину Никулину. Ему бы исполнилось в июле 75 лет.

Что это за имя такое - Рогволд?!

Давно уже пора прояснить для читателя этот вопрос, но подходящего повода я до сих пор не находил. А сейчас - момент самый подходящий...

Итак.

Многие подозревают, что это дань моде довоенных лет: давать любимым новорожденным имена ударных строек (сколько их тогда было, младенцев Днепрогэсов Петровичей и Магниток Сергеевен!). В дело шли слова из новой жизни: Энергии и Энергетики, Индустрии и Турбины (непонятно, почему не подскочил спрос на Домну!).

Именами становились аббревиатуры, сокращения, технические термины и даже лозунги - появились пресловутые, теперь уже везде, где только заходит речь на эту тему, упоминаемые, Даздрапермы, Лагшмивары, Виллоры, Вилены и Эрлены, Мэлоры и пр. (Может быть, молодежь не знает, как расшифровываются эти простые русские имена, а потому - только для них: Да здравствует Первое мая, Лагерь Шмидта в Арктике, Владимир Ильич Ленин - Октябрьская революция, Владимир Ильич Ленин, Эра Ленина, Маркс - Энгельс - Ленин - организаторы революции; а потом уже родились СталИны, Ивисты и пр., и др.)

Но не советские люди придумали такую манеру: не пользоваться святцами. У кого-то я прочитал, как один русский солдат, проиграв ту еще, первую, японскую кампанию, своего нового ребенка назвал Япон. Ну а у того уже пошли дети - Японычи!

Нет! Рогволд - не из этого ряда.

Рогволд - из мрака российской истории!

Варяг Рогволод (такое написание имени предложил в своих "Думах" Кондратий Рылеев, первым из русских поэтов вспомнивший об этом полоцком князе) имел дочь Рогнеду. На этой Рогнеде и женился, завоевав в 980-м Полоцк и убив папу жены, Владимир Великий (тот, который Красное Солнышко). А так как Владимир вводил на Руси христианство, то и жену свою переименовал в Гориславу.

Мои родители были людьми образованными, а потому дочь свою назвали Рогнедой, а родившегося впоследствии сына - Рогволодом (при регистрации младенца в захудалом чистопольском ЗАГСе - к тому же уже четвертый месяц шла война, и регистраторшу можно простить! - третье О в этом непривычном имени выпало).

И еще одно примечание в замечании: перед самой войной в журнале "Пионер" печаталась повесть Л.Лагина "Старик Хоттабыч", которую читала школьница Рогнеда. Ее родителям очень понравилось имя героя повести, и решили они будущего сыночка (если это окажется сыночек!) назвать Волькой, и хотя в повести он Владимир - в метрике пусть будет Рогволодом. Оказался - сыночек!

При всей необычности имя Рогнеда для женщины очень даже красиво.

А вот давать младенцу мужеска пола имя Рогволд... Ведь у него же дети будут - Рогволдовичи!

И вот для того, чтобы имя его стало привычным для сограждан и отчество детей не вызывало ни у кого недоумения, Рогволд и пошел в артисты. Так что, если хотите, чтобы ребенок в артисты не ходил, назовите его Васей...

Эта шутка комментатора пусть остается на его совести!

Но и артистом я испытывал трудности.

Редко кто с первого раза мог произнести мое имя правильно.

Уж сколько лет знающая меня Галина Борисовна Волчек на репетициях новой версии "Вишневого сада", делая замечания артистам, вдруг запнулась: "Ну как оно, это слово? Все время забываю! Ну как же, как же оно? (забытое слово она пыталась вспомнить никак не меньше минуты!) Ах да - Рогволд!.."

Но вот кто меня возмущал до глубины души, так это дикторы Всесоюзного радио, которые как уж только ни объявляли меня: и Регвальдом, и Рочволдом, и Ригвольдом... Самая частая ошибка - появление в имени мягкого знака - Рогвольд.

"Вы ведь абсолютно правильно произносите имя Джавахарлал! И Жугдэрдэмидийн Гуррагча, космонавт монгольский, у вас без запинки получается. Неужели трудно произнести правильно такое простое (сравнительно с Неру) имя, как Рогволд!"

И тогда, чтобы исключить разночтение и жизнь дикторов облегчить, на зависть всем остальным артистам это имя, а заодно уж и фамилию включили и в "Словарь трудностей русского языка", и в "Словарь ударений для работников радио и телевидения"... "Словари" издаются каким уже изданием, и в них: перед Сухово-Кобылиным - Суховерко (ударение на "е") Рогволд (ударение на втором "о").

После этого никто на радио уже не ошибается и произносит четко, как и положено: "Текст читал Рогволд Суховерко...", "Стихи Александра Сергеевича Пушкина прозвучали в исполнении народных артистов Советского Союза Михаила Ульянова, Игоря Ильинского и артиста Рогволда Суховерко..." ("У них звание, а у меня - имя!" - говорил я в таких случаях). А однажды без единого заплетыка диктор выдал в эфир: "Рассказ Ольгерда Ольгина "В Арктике" читали Бернгард Левинсон, Рогволд Суховерко и Авангард Леонтьев".

Ну а сегодня я так привык к своему имени, что не считаю его каким-то непривычным или необычным. Нормальное имя, не хуже, чем, скажем, Феликс или Эрлен! Правда ведь?

Ну почему автор не вспомнил о самом интересном варианте?! В далеком Улан-Удэ на воротах тамошнего локомотивного депо висел плакат-афиша: в 15 часов встреча с артистом театра "Современник" Рывалдон Суховреко"! Замечательно! Даже какой-то бурятский колорит в имени-фамилии появился! Только непонятно, почему "с Рывалдон", а не "с Рывалдоном"?

Импровизатор Валя

В.Никулин

Валентин Юрьевич Никулин - фантастический экземпляр человеческой, точнее - актерской породы. В нем все было придумано, и придумано им самим. Многие актеры стараются в жизни, на людях, не выходить из рамок образа, с которым публика, как им кажется, связывает их имя. Но Валя в этом смысле - уникум. Он не выходил из своего фантасмагорического образа вообще ни на одну секунду, да и захотел бы выйти - не смог бы!

Но что в нем было врожденного, искреннего - так это невероятная музыкальность и какое-то особенное, тоже музыкальное, чувство звучащего слова, слова поэтического.

Валя вырос, в буквальном смысле слова, под роялем - его мама работала в консерватории концертмейстером. А так как дитя оставить было не с кем (Евгения Наумовна окончила фортепианный класс у Гольденвейзера, сразу родила Валентина Юрьевича, и после первого же младенческого крика они с Юрием Вениаминовичем, папой-писателем, разбежались), приходилось брать его на производство и складывать там где-нибудь в укромном уголке. В уголке класса стоял рабочий инструмент - рояль, туда робеночка и определяли, или на, или под... Как тут не проникнуться гармонией!..

Три ошибки совершил в своей жизни Валентин Юрьевич, три главные ошибки - поменял свои удивительные, разбросанные в художественном беспорядке по всему рту непостижимой формы зубья на выстроенные в две шеренги - верхнюю и нижнюю - почти как у всех.

Вторая ошибка серьезнее - то, что ушел из "Современника" и уехал в Израиль.

И третья, самая серьезная - то, что вернулся...

Да что считать чужие ошибки, когда своих не счесть...

Не забыть ту бешеную импровизацию, которую они с Людмилой Марковной Гурченко устроили у рояля в среднем фойе театра на музыку Андрея Волконского для спектакля "Всегда в продаже". Фантастика! Невероятная энергия. Талантливость, какой не бывает...

А просто - после спектакля стояла у рояля группка актеров, человек 6 - 7, Валя подсел к инструменту, подошла Гурченко и что-то этакое, вполголоса... И вдруг - понеслось на час, полтора, два...

Сравнить невозможно со все-таки более или менее выверенной и взвешенной записью вот это бешенство, это сумасшествие, эту невероятную свободу и раскованность, не ограниченные ничем, ничем - только вкусом, только талантом и, наверное, еще только человеческими возможностями.

Так вот, в Бухаресте на гастролях мы с Валей жили в одном номере.

И как-то, на ночь глядя, улегшись уже на сон грядущий, он ни с того ни с сего решил почитать мне своих любимых поэтов. Наизусть, конечно. Читал он ... да не буду повторяться - все, что касалось поэзии, стиха, он делал, как никто. Тончайшее чувство ритма, иногда невероятно сложного, тончайшее чувство рифмы, упругая строка, компактная строфа, неординарная, но всегда органичная интонация, удивительно насыщенные паузы - это только его арсенал, только он один мог так виртуозно владеть всеми этими сложнейшими инструментами.

Хотя он не был бы Валей Никулиным, если бы сам себе и не вредил.

"Ах, какая чудесная пауза у меня получилась, надо бы ее еще немножечко продлить..." И продлевал. Из зала могли уйти все, а он бы слушал и слушал эту "чудесную паузу".

Артист уникальных возможностей, он, как никто, мог свои незаурядные достоинства превратить в удивительные недостатки.

Довольно часто мне приходилось вести театральные концерты с его участием.

Никогда, ну почти никогда, ведущий не смотрит номер, который только что объявил. И почти всегда, объявив Никулина, я не мог уйти со сцены, не дослушав его до конца - читал ли он стихи, или пел, аккомпанируя себе аккордами на рояле или под минусовую фонограмму.

Но если вдруг между номерами он начинал делиться со слушателями своими "сокровенными глубокими" мыслями - все превращалось в какой-то кошмар! Валя никак не мог выпутаться из щупальцев казавшейся поначалу такой ясной, а потом превратившейся в сложнейшее философское построение, мысли.

Мне приходилось выходить на сцену и благодарить "нашего замечательного", утешая публику тем, что новая встреча с Валентином Юрьевичем не за горами.

Но в лучшие свои моменты Валя был великолепен и неподражаем.

Неподражаем не только на сцене, но и за кулисами, и в коридорах телевидения, и дома, и на улице...

Он играл всегда и везде, сознательно и непроизвольно, по привычке. Когда в радиусе километра не было ни души, он все равно играл. Потому что "не играть" он уже не мог.

...Помощница режиссера на телевидении, заполняя явочные листы, спрашивает.

- Фамилия... имя... отчество... год рождения... дети...

Как взревел Валентин! С нуля он сразу взмыл на какую-то, не всякому доступную, эмоциональную ступень:

- Дети? ДЕТИ!? Вы посмотрите на меня! Разве у меня могут быть дети?!

Бедная девочка начинает всхлипывать, не зная, как загладить свою чудовищную бестактность, а Валя мечется в телевизионной толпе и всех - милиционеров, гримеров, актеров, уборщиц, - ни на йоту не снижая накала, призывает в сочувствующие, продолжая стенать.

Всем ясно - человек всю жизнь только и мечтал что о детях, но ужасная судьба лишила его этого великого счастья; и вот он забылся, отвлекся на мелкие, пустячные дела. Как вдруг... Какая-то мало что понимающая в нашем тончайшем ремесле невоспитанная девица, бестактная, бесчувственная, грубо разрушает то призрачное равновесие, которое так трудно установить и так легко разрушить в душе Артиста.

Девчоночка уже рыдает, оскорбленный Великий Артист почти беззвучно договаривает последние слова монолога...

А через пять минут выходит из дверей телецентра, рассказывая кому-то из только что встреченных друзей-приятелей занятный и весьма пикантный анекдот.

А где-то дней через десять на том же телевидении можно было видеть Валю, с протяжным криком несущегося от милицейского поста к центральным лифтам:

- Что, что я у вас украл?

Подбежав к лифтам, он швырнул под ноги ничего не понимающих людей свою папку (довольно увесистую - должно быть, серии две-три какого-то фильма), свою сумочку, которую в те годы носили на ремешке на запястье, что-то еще вынул из карманов и уже не швырнул, а более-менее аккуратно прислонил к стеночке, расстегнул дубленку и пиджак и продолжал в течение десяти минут, не снижая накала, кричать:

- Ну, смотрите... Нет уж, вы смотрите - что? Что я у вас украл?

Потом вдруг, неожиданно для потрясенной публики, застегнул пиджак, привел в порядок дубленку, собрал и разложил по карманам все, что только что оттуда вынул и абсолютно спокойно направился к выходу.

- Ах да! - вернулся и забрал папку с сериалом.

Оказывается, после того, как на прошлой неделе из здания телецентра мимо всех церберов вынесли находившийся до того в концертной студии роскошный белый рояль, которым гордился сам Сергей Георгиевич Лапин, служба режима ввела новый порядок, и теперь требовался дополнительный пропуск на вынос любой папки. И самое смешное, он у Вали был. Во время своего представления у лифта он на него случайно наткнулся и, образно говоря, закрыл занавес.

Ежедневно, ежечасно Валя давал представление. Без устали. Без антрактов.

Ночь. Пять часов, то есть у нас уже утро.

В квартире одной из замечательных артисток телефонный звонок.

- Да. Кто это?

В трубке тишина... Нет, кажется, кто-то дышит...

- Алло! Кто это?.. Да говорите же вы, наконец!

- Это... я... (Всхлип.) Это я... Валя... Это я, Валя Никулин... (Плачет.) Аллочка... У меня не стоит... (И резко вверх.) Алла! Мне тяжело ... мне морально тяжело жить!!!

- Валя! Иди ты, знаешь куда? Сейчас всем морально тяжело жить.

Конец связи.

А через три минуты от сумасшедшего телефонного звонка вскакивает в постели другая прекрасная артистка. Смотрит на часы - 5.10. В ужасе нашаривает трубку, звенящим шепотом:

- Что? Что случилось? Алло!.. Господи, да кто это? Еле слышный, чуть шуршащий шелест:

- Это... я...

- Боже мой, да кто же это "я"? Что произошло?

- Это я, Валя! (Плачет.) Лиличка... мне... мне морально тяжело... жить...

Но Лиличка этого уже не слышит, не слышит этого и Витя Фогельсон, который, послав несчастного Валю еще дальше, чем Алла, и бросив трубку на рычаг, мечется по всей квартире в поисках нашатыря и (черт его знает, куда он запропастился!) валидола для тихо стонущей Лили.

Валей были разбужены артистки театра Алла Борисовна Покровская и Лидия Михайловна Толмачева, которую друзья и знакомые зовут Лилей, а также Лилин муж, замечательный редактор поэзии в издательстве "Советский писатель" Виктор Фогельсон...

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;