Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7590) 26 июля - 1 августа 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

АЛЕКСЕЙ ЛЕВИНСКИЙ: "Меня притягивают возвращения"

Беседу вел Павел ПОДКЛАДОВ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


А.Левинский

Режиссеру и актеру Алексею ЛЕВИНСКОМУ 28 июля исполнится 60. Прожил он эти годы счастливо. Потому что всегда занимался любимым делом и - самое главное - при этом никогда себе не изменял. Может быть, сказывалось то, что еще в юности в него каким-то неведомым образом попала "искра" Всеволода Мейерхольда. Учась в Школе-студии МХАТа, Левинский на третьем курсе поставил "Мещанскую свадьбу" Брехта, а на четвертом - "Балаганчик дона Кристобаля" Лорки. Потом, уже став артистом знаменитого в те времена Театра сатиры, он собрал компанию единомышленников (в числе которых - немало нынешних звезд) и стал экспериментировать в большом репетиционном зале, который нынче называется "чердаком". На его необъявленные в афише спектакли зрители пробирались порой как подпольщики на сходку, по списку. Поставленный им в те годы спектакль "В ожидании Годо" некоторые критики до сих пор называют "лучшим российским Беккетом ХХ века". Тридцать лет назад, придя в Студенческий театр МГУ по приглашению Виктюка, Левинский поставил "Гамлета", тогда же был образован костяк его студии, которая носит несколько вызывающее название "Театр". Сейчас спектакли Левинского идут в разных театрах, в том числе за границей. Но свою "бродячую" студию он не бросает, после пожара в Театре "Около" она обосновалась в Театральном доме "Старый Арбат". В ее репертуаре - Чехов, Беккет, Дурненков и даже пьесы традиционного японского театра Но. В том, что студия до сих пор жива, огромная заслуга мамы Алексея - актрисы, писателя и режиссера Ганны Грановской, память которой чтят все, кому посчастливилось с ней общаться. Несколько лет назад Юрий Погребничко пригласил Левинского сыграть Несчастливцева в спектакле "Нужна трагическая актриса" и теперь занимает почти в каждой своей новой постановке. За работу в Театре "Около" Алексей вместе с коллегами в 2005 году был удостоен Государственной премии России. Сейчас Левинский работает как режиссер в нескольких театрах: Ермоловском, "Около", преподает в Центре им. Вс. Мейерхольда, иногда - за границей.

    

- Вы - профессионал. А ваша студия, как принято говорить, любительская. Это не диссонирует друг с другом?

- Работа с актерами-любителями - это вообще особое дело. Интересен процесс. Меня вообще всегда больше занимает процесс, чем результат.

    

- Значит, ты мог бы заниматься только исследовательской работой в театре и только раз в год играть?

- Наверное, мог бы, если бы это было связано с какой-то учебной задачей. Если ты занимаешься каким-то исследованием, то показы могут быть редкими, причем для специальной публики.

    

- А как же контакт, взаимообмен энергией со зрителем?

- Все зависит от задачи. Но даже в учебе зритель все равно нужен. Пусть раз в год. Зритель - это составная часть работы на каком-то ее определенном этапе. Как свет, звук, декорация. И в связи со зрителем работа может стать весомей, интересней.

    

- Как ты думаешь, есть ли у тебя "твой" зритель, которого ты считаешь идеальным?

- Для меня нет такого понятия - "идеальный зритель". Для меня хороший зритель - это разный зритель. И по возрасту, и по характеру, и по сути восприятия.

    

- Ты интуитивно выбираешь драматургию для разных театров, или у тебя есть продуманная линия, методика?

- Нет, это, конечно, субъективно. Руководствуюсь только интуицией. В своем выборе всегда исхожу из ситуации: компании, в которой буду работать, места и атмосферы. Ситуация определяет не только выбор пьесы, но и методику работы. Руководствуюсь и своим чувством данной пьесы, данного текста. Начинаю представлять, что бы мне, как зрителю, хотелось услышать, "в чьих устах". Думая, например, о пьесе Мольера, я представляю актеров-комедиантов, безусловно, профессионалов, которые могут надеть маску. А Достоевский требует серьезности по отношению к автору без какого-либо комедиантства. И это, скорее, годится для студии, для людей, которые больше озабочены смыслом, чем демонстрацией игры. Но и демонстрация игры тоже может иметь смысл.

    

- Вы всегда относились к режиссерам "классической закалки", если иметь в виду драматургию. Но с недавних пор и в студии, и в Ермоловском театре занимаетесь современной драматургией, в частности пьесами Вячеслава Дурненкова. Чем это объяснить?

- Наверное, духом времени. Мне, как зрителю, сейчас больше хочется услышать какие-то незнакомые тексты, почувствовать себя не знающим, что случится через минуту, какой будет поворот в пьесе. Кроме того, меня всегда интересовал феномен комедии дель арте, когда пьесы могло не быть вообще, были известны только какие-то ситуации, а актеры импровизировали. А это в каком-то смысле "новая драма". Я побывал на нескольких спектаклях Центра А.Казанцева и М.Рощина, Театра. doc и почувствовал, что здесь есть интересные возможности.

    

- И вы могли бы поставить пьесу, где был бы мат-перемат?

- Мог бы. Все зависит от контекста. Сам факт наличия такой лексики меня не смущает. Важно только - зачем, для чего.

    

- Один хороший критик после вашего спектакля в Ермоловском театре "Хозяйка анкеты" написала, что Левинский мог бы поставить даже пресловутую телефонную книгу. Можно ли поставить эту книгу, используя приемы комедии дель арте?

- Думаю, это невозможно. В данном случае я считаю, что это - вообще неправильно. Потому что уровень текстов Вячеслава Дурненкова, которые лежат в основе спектакля, достаточно высок. Там каждое слово - найдено. Мне кажется, что одна из черт драматурга Дурненкова - это чувство звучащего слова. Это слово хочется произнести, и в этот момент рождаются и юмор, острота, и ответный отклик. Это очень ценное и редкое качество: чувство звучащего слова.

    

- Принято считать, что Театр Ермоловой относится к категории традиционных: и в смысле выбора драматургии, и с точки зрения режиссерских подходов. Удалось ли вам "обратить в свою веру" актеров этого театра?

- Мне кажется, не совсем правильно так говорить. В Театре Ермоловой репертуар разный. И то, что здесь существуют две сцены, заставляет актеров быть в форме. Этому способствует и политика художественного руководителя Владимира Алексеевича Андреева, который старается давать актерам проявлять их художественные возможности, сталкивая с разными режиссерскими стилями и разными задачами. На Малой сцене возможен эксперимент, и вся моя работа связана именно с ним, даже когда речь идет о таких пьесах, как "Женитьба" или "Смерть Тарелкина". Актеров, с которыми работаю, я хорошо знаю. И в том, что они после "Женитьбы" играют "Хозяйку анкеты", есть явные "мосты" от одного автора к другому.

    

- Насколько важна для вас интуиция в процессе создания спектакля?

- Думаю, что все всегда смешано. Есть разум, логика, "рацио", но есть вещи, которые этим не возьмешь и которые можно одолеть только чувством, эмоцией, догадкой. В разное время "вылезает вперед" либо одно, либо другое. Сложность театра - в том, что ничего нельзя сказать окончательно. Сегодня спектакль хорош, завтра - плох. Или наоборот. Пока спектакль играется, с ним что-то происходит. Потом он уходит в прошлое, к процессу подключается творчество людей, которые о нем рассказывают. И это тоже очень театрально, ведь театр живет легендами. Так что это - материя, которая ускользает от оценок и определений.

    

- Мы говорили о разных составляющих театра: драматургии, режиссуре, актерах, зрителях. А теперь хочу спросить о критиках. Всегда ли вы с ними в ладу, всегда ли ваши устремления совпадают с тем, что они видят в спектаклях?

- Ну мне в этом смысле грех жаловаться. Потому что критики в основном писали о моих спектаклях уважительно. Это уже очень ценно, и я им за это благодарен. Но если говорить о том, что я могу для себя почерпнуть из какой-то статьи, это - другой вопрос. Для меня статья тем интереснее, чем субъективнее восприятие критика. Я никогда не жду совпадений с собственным видением. Оно сугубо индивидуально. Того же я жду и от критики.

    

- Не вступало ли в противоречие ваше режиссерское мышление с необходимостью полностью подчиняться воле режиссера Юрия Погребничко?

- Нет, для меня это отдых от режиссерской работы. На сцене я совершенно отключаю свои режиссерские мозги, абсолютно ни на что не смотрю со стороны, думаю только о своем персонаже. Голова у меня отдыхает, и я чувствую себя обновленным.

    

- У вас не возникает недоумения, когда Юрий Николаевич предлагает роли, казалось бы, совсем не ваши?

- Это было только в первый раз, когда я сам не мог понять, как я смогу быть Несчастливцевым. Но после этого ни разу не сомневался. Сейчас я уже дошел до такой степени отношений, что мне совершенно не важно, какая будет роль.

    

- Например, ходить молча с подносом?

- Вполне. Я к этому готов, и главное, что мне интересно соучаствовать в процессе работы.

    

- Задам, наверное, не очень приятный вопрос. Власти никак не могут решить вопрос о строительстве нового здания Театра "Около". Каковы в связи с этим настроения в театре?

- Все находятся в каком-то "вокзальном" настроении. Как в зале ожидания. Но при этом работа идет, сохраняются нормальные отношения и дисциплина.

    

- Не возникала ли мысль сыграть как актеру где-нибудь в другом театре, кроме "Около"?

- Нет, никогда.

    

- А в своем спектакле?

- Тоже нет. Только если вернуться к "Последней ленте Крэппа". Я иногда вспоминаю текст.

    

- Учитывая круглую дату, не могу не спросить о творческих истоках. Давайте начнем с классиков, в частности, с Мейерхольда. Он для вас по-прежнему - одна из основ творчества или со временем превратился просто в легендарную, музейную фигуру?

- Я сам себе часто пытаюсь ответить на этот вопрос, но точно сформулировать не могу. Мейерхольд - это обозначение какой-то театральной энергии: тяги к какому-то театральному эксперименту, опровержению себя вчерашнего, постоянному начинанию с нуля. Это некий импульс.

    

- Вы уже несколько лет преподаете биомеханику, в том числе и за границей, пропагандируя тем самым учение Мейерхольда. Как относится современная театральная молодежь к этому делу?

- Мои подопечные - чаще всего режиссеры, которые уже имеют одно образование. И поэтому они относятся как минимум серьезно, с интересом и с желанием понять, как это может преломиться в их работе. За границей иногда провожу мастер-классы для студентов-актеров. Они любознательны, энергичны. Открыты новому.

    

- А вам, как актеру, помогает биомеханика?

- Конечно! И, кроме того, она мне помогает держать форму.

    

- Оказывают ли влияние ваши рисунки на театр?

- Не думаю. Наверное, наоборот: театр влияет на мои рисунки. Вообще, рисунки - это главное, что происходит в моей творческой жизни. Во всяком случае, это самое приятное.

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;