Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7590) 26 июля - 1 августа 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноКCЕНИЯ КУТЕПОВА: "Я могла стать кем угодно, не обязательно актрисой"Беседу вел Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Сестры-близнецы Ксения и Полина Кутеповы вместе шагают по жизни с момента своего рождения: одновременно дебютировали в кино, в десятилетнем возрасте снявшись в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Куда он денется!", вместе поступили в ГИТИС, где учились у Петра Фоменко, и маэстро в 1993 году взял их в свой прославленный театр, возникший на базе этого курса. C тех пор они в этом театре ведущие актрисы, их работы отмечены многими премиями. Но если Полина с самого начала удачно совмещала сцену со съемочной площадкой и порадовала нас целым рядом запоминающихся ролей в кино, ее сестра практически неизвестна кинозрителям. Но, кажется, лед тронулся: Ксения КУТЕПОВА сыграла главную роль в фильме Веры Сторожевой "Путешествие с домашними животными", победившем на недавнем Московском международном кинофестивале.
- И раньше для меня, Ксения, было удивительно, а когда смотрел "Путешествие с домашними животными", особенно удивительно: как случилось, что такая талантливая актриса до сих пор, по сути, была вне кино? - Я не знаю.
- Вам же не могли не предлагать сниматься. - То, что предлагали, не казалось интересным. Не повезло еще и в том смысле, что мое время, время расцвета нашего поколения, совпало с жестоким кризисом в отечественном кино. В производстве было очень мало картин, а достойных среди них - считаные единицы. Слишком велика была конкуренция среди нас. Кому-то - как моей сестре Полине - повезло с ролями, кому-то - как мне - не повезло.
- Я не думаю, что время расцвета вашего поколения и вашего расцвета, в частности, позади. Кризис мы преодолели, вот уже года четыре наше кино на подъеме. Не чувствуете, что и сами вы в чем-то виноваты? - Я не могу себя ни в чем упрекнуть, не скажу, что сейчас в том или ином конкретном случае я поступила бы не так, как когда-то.
- Актерам можно посочувствовать: у них зависимая профессия... - Она не будет зависимой, если найдешь силы отказываться от того, что тебе неинтересно.
- А надо ли отказываться? Многие актеры не упускали возможности сниматься в фильмах и сериалах. Они считают, что это помогло приобрести опыт, освоить специфику работы в кино, быть на виду. Без этого к ним не пришли бы в будущем крупные роли. - У меня другая позиция. Плохие фильмы и сериалы - это антитренинг для актера, прямой путь к дисквалификации. Я не говорю о качественных сериалах, где есть драматургия, где режиссеры - настоящие профессионалы. Мне, например, очень понравился многосерийный телефильм "Граница. Таежный роман". С удовольствием снялась бы в "Идиоте". Было много предложений, от которых пришлось отказаться, а вот за роль в "Путешествии с домашними животными" я боролась. Мне очень хотелось сниматься в этом фильме, потому что в его основе лежит замечательная история женщины, история ее пробуждения, когда из зернышка вдруг выросло дерево.
- Когда вы читали сценарий, представляли свою героиню такой же, какой мы увидели ее на экране? - Эту женщину я сразу увидела человеком целеустремленным, но саму историю воспринимала по-разному. Сначала как романтическую историю любви, а потом, общаясь с режиссером Верой Сторожевой, и в ходе съемок увидела свою героиню совсем другой - более глубокой, более интересной. И сам фильм оказался другим - с огромным подтекстом.
- Вы сказали: "Я боролась за эту роль". Каким образом? - Приходила на встречи с режиссером подготовленной. Много думала о сценарии и роли, у меня были на этот счет свои идеи и предложения. На пробах была в рабочем, боевом состоянии.
- Как вам работалось со Сторожевой? - Было и интересно, и трудно. С таким объемом материала я, пожалуй, столкнулась впервые. Было тяжело как физически, так и психологически. Я почти все время в кадре - это сложно. Очень много крупных планов - это вдвойне сложно. Многое не получалось. Вера замечательно чувствует малейшую фальшь в актерской игре и моментально на нее реагирует.
- Каким образом? Новый дубль? Объясняла? Показывала? - По-разному. Вера - умнейший и интереснейший человек. Для каждой ситуации у нее свой подход, свое решение, и в итоге ты приходишь в состояние, когда на съемочной площадке у тебя все получается как бы само собой. Мне было сложно перестроиться. У театра своя специфика. Репетиции могут длиться месяцами, и это процесс достаточно интимный. В работе над ролью у тебя может быть огромный процент ошибок, ты имеешь право искать и пробовать. Роль в спектакле может развиваться, вырабатываться в течение нескольких лет. Словом, это длительный и кропотливый процесс, в котором в той или иной мере участвует узкий круг близких людей. А на съемочной площадке толпятся мало знакомые тебе люди, и нужен немедленно результат. В первые дни я от всего этого испытывала сильный стресс. Вере Сторожевой я очень доверяла как режиссеру и бесконечно ей благодарна за то, что роль состоялась. Чувствовала себя новичком, мне было очень трудно, не понимала, как работать, и она меня вела как поводырь слепого. И я за ней шла шаг за шагом от начала до конца, беспрекословно следуя ее советам.
- До конца съемок вы так и не прозрели? - Думаю, что нет. Мне кажется, что ей порой не хватало моей инициативы, встречного движения.
- "Путешествие", по сути, стало для вас дебютом. Накоплен опыт. Сейчас вы снимаетесь у Сергея Осипьяна - вашего мужа. С ним легче, чем со Сторожевой? - Труднее.
- Потому что это его дебют? - Да, "Парни с Марса" - его полнометражный дебют. Однако Сергей совсем не новичок в профессии: он снимал сериалы, много работал в рекламе. Мешает слишком короткая дистанция, которая существует между нами, мы слишком близки. Он не может себя вести со мной так, как с другими актерами. И я себя не могу вести так, как с другими режиссерами. Порой позволяю себе не соглашаться, спорить. А с режиссером нельзя спорить на съемочной площадке.
- Нельзя? Мне приходилось видеть, как капризные звезды чуть ли не по стойке "смирно" выстраивали режиссеров. - Ни к чему хорошему это не может привести по определению. И уважающий себя режиссер никогда не допустит подобного. И уважающий себя и свою профессию актер не допустит. Каждый должен заниматься своим делом. Я, конечно, очень переживаю за все, что происходит на съемочной площадке. Очень хочется, чтобы у Сергея все получилось. Но иногда, когда что-то не ладится, эмоции перехлестывают, я начинаю "разбираться", нервничать и тем самым торможу работу.
- Вы знаете, когда у вас что-то не получается? - Конечно. Я это чувствую. И вижу, когда смотрю "картинку" на мониторе у режиссера. В этом суть работы актера - понимать, где получается, а где не получается.
- Судя по тому, что я вижу на экране, многие актеры как раз не понимают... - В кино далеко не все зависит от актера. Это режиссерское искусство, и если режиссер не тянет или откровенно гонит халтуру, ты абсолютно беспомощен. Бывает, правда, и по-другому: актер не тянет, но убежден, что сыграл гениально. В этом случае задача режиссера - убедить его в обратном.
- Вы можете себя представить в другой профессии? - Запросто. Ну что вы на меня смотрите так удивленно? Да, я могла быть кем угодно. Не скажу, что очень страдала бы, не поступив в 16 лет в ГИТИС. И если б не прошла по конкурсу, второй попытки точно не было бы.
- Вы поступали, чтобы составить компанию сестре? - Все шло по инерции.
- Ведомой были вы или Полина? - И я, и Полина.
- Все-таки была ли осознанная или неосознанная тяга к актерской профессии, к искусству вообще? Влияние родителей? - В большей степени на нас влияла наша старшая сестра Злата. Это она после восьмого класса отвела нас в 67-ю школу с мощным гуманитарным уклоном. У нас был замечательный учитель - Лев Иосифович Соболев. И замечательный классный руководитель - Тамара Натановна Эйдельман, дочь знаменитого критика и литературоведа Натана Эйдельмана. И сам Эйдельман приходил к нам, читал лекции. И еще мы ходили в детскую киношколу при Дворце пионеров, но там все было не очень серьезно и мало что дало в смысле профессии. Зато в киношколе сложилась хорошая компания, и мы прекрасно проводили вместе время. Все это не могло не повлиять на нас, потому мы с сестрой и решили поступать в театральный институт. Но могли поступать и в любой другой, потому что особой тяги к актерской профессии не испытывали. И уж тем более не мечтали с детства стать актрисами. Сейчас мне, конечно, было бы трудно без театра - столько времени ему отдано и столько сил, столько радости он мне принес. Но если вдруг обстоятельства сложатся так, что придется менять профессию... Не могу сказать, что это не станет трагедией, однако давайте не будем фантазировать.
- Из ваших слов можно понять, что кино, театр, искусство - не самое главное в вашей жизни. В таком случае, что самое главное? - Мои дети. У меня сын и дочка. Василию - пять лет, а Лиде - два годика.
- Снявшись в незаурядном фильме и замечательно в нем сыграв, вы почувствовали вкус кино, в какой-то мере заразились им? - В какой-то мере. У меня больше вопросов, чем ответов. Многого я пока еще не понимаю в чисто технических, узкопрофессиональных аспектах. Конечно, мне хочется и дальше пробовать себя в кино - качественном, интересном. Хочется чувствовать себя и на съемочной площадке, как на театральной сцене, настоящим профессионалом. Но не могу сказать, что микробы кино по-настоящему заразили меня. Может быть, я еще не осознала, насколько заражена. И это можно понять: позади тяжелый театральный сезон, накопилась усталость, чувствуешь себя выхолощенной. Надо отдохнуть, осмыслить все, что сделано за последнее время.
- Вполне возможно, что после "Путешествия" вас закидают интересными предложениями, станет сложно совмещать работу в театре и съемки и надо будет чему-то отдать предпочтение. Или ваше сердце давно и бесповоротно отдано сцене? - Не знаю.
- Кроме "Парней с Марса", на данный момент у вас что-то еще есть на горизонте? - Да, но я пока остерегаюсь об этом говорить.
- Но свое согласие дали? - Еще думаю. Также в рубрике:
|