Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7590) 26 июля - 1 августа 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

ЭДИТА ПЬЕХА: "Не думала, что задержусь на сцене на столько лет"

Беседу вела Светлана МАЗУРОВА
Санкт-Петербург
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Э.Пьеха

Эдита ПЬЕХА, королева нашей эстрады, живая легенда Санкт-Петербурга, достояние страны, не скрывает кокетливо, по-женски, свой возраст, открыто говорит, что через несколько дней ей исполнится, подумать только, 70 лет! Не так давно певица отметила еще одну круглую дату - 50 лет назад состоялось ее первое выступление в качестве солистки молодежного ансамбля (тогда еще он назывался не "Дружба", а "Липка"). 31 июля в БКЗ "Октябрьский" Эдита Станиславовна представит программу "Единственный концерт в 70 лет!". "День рождения вместе с вами" - эту прекрасную традицию отмечать день рождения на сцене вместе с любимыми зрителями Пьеха придумала 15 лет назад, и ее подхватили многие звезды. Романтическую певицу, полвека поющую о любви, постоянно сопровождает характеристика "первая". Она первая сняла микрофон со стойки и вышла в зал, первая заговорила со зрителями во время концерта, первая отказалась от строгих черных сценических костюмов, первая запела советские твисты и шейки. В юбилейном концерте примет участие внук певицы Стас Пьеха, а вести его будет дочь Илона Броневицкая. 4 августа всех, кто не смог попасть к любимой певице (билеты давно проданы), ожидает сюрприз: Пьеха будет петь на Дворцовой площади - и не одна, поздравить ее приедет Иосиф Кобзон, другие известные московские и петербургские артисты. Концерт будет бесплатным.

Колумб эстрады

    

- Эдита Станиславовна, вы стали народной артисткой Советского Союза, выступали в 35 странах мира, узнали славу, любовь...

- Мне повезло. Я вытянула в жизни дорогой лотерейный билет. Советский Союз стал для меня родиной, здесь я родилась как артистка (а собиралась стать учительницей). Я - детище Александра Александровича Броневицкого, он открыл меня, я всем обязана ему. Он, словно Пигмалион, вылепил меня, свою Галатею... Артист - непростая профессия, основанная на культуре, воспитании, уважении публики и бесконечной работе над собой, своими ошибками. Я всю жизнь была почитательницей Клавдии Ивановны Шульженко, равнялась на нее и как будто повторяю ее путь. Все-таки 50 лет на сцене! Мечтаю о пяти вечерах в петербургском Театре эстрады, не похожих один на другой, вплоть до того, что хочу попробовать себя в жанре романса. Я создала свой жанр песни переживаний. Есть у меня и песни-баллады, основанные на достоверных фактах: "Огромное небо" (пою ее с 1964 года), "Баллада о хлебе", "Баллада о Тане Савичевой", "Следующие" - о расстрелах, которым я была свидетельницей.

    

- А как все начиналось?

- В новогоднюю ночь с 1955-го на 1956 год с песней "Червонный автобус" я вышла на сцену Ленинградской консерватории. В каком-то свитерочке, спортивных ботинках. Концертного платья у меня не было. Откуда? Я ведь приехала в Советский Союз из польской глубинки учиться на учительницу в Ленинградском университете... В зале сидели профессора консерватории. Четыре раза мы бисировали! Нам сказали, что это хорошая примета... После той ночи нас пригласили выступить в филармонии. Вскоре мы поехали в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов, там был огромный, ошеломляющий успех, нам стоя аплодировало жюри!.. И начались гастроли по всей стране. Александр Броневицкий создал новый жанр - театр песни, где каждый участник был солистом со своим амплуа. Я считаю, что официальное признание жанра произошло в 1957 году: первая афиша, первая победа. А вскоре Броневицкого ждал первый удар. В 1959 году худсовет Ленинградской эстрады, на 90 процентов состоящий из людей, никакого отношения к музыке не имеющих, категорически запретил нам выступать и приговорил наш ансамбль к расформированию. Голь на выдумку хитра, у меня, шахтерской девочки, появилась мысль поехать в Москву - показаться худсовету Министерства культуры РСФСР. Там удивились: "Что творится в Ленинграде?! Там что, больше нет музыкантов?" И нам разрешили работать.

    

- Но и дальше все шло негладко?

- В 70-е годы Броневицкого настиг очередной удар. Весь коллектив, кроме меня, решил от него уйти. Почему? Мы два месяца находились на гастролях, все устали. А тут пришла телеграмма от Екатерины Алексеевны Фурцевой о продлении гастролей еще на месяц - в программе "Эстрада без парада" в Московском театре эстрады. Музыканты заявили: "Шура, мы не поедем. Выбирай: либо мы, либо Москва". Директор Ленконцерта Коркин, волевой человек, прислал Броневицкому телеграмму: мол, я не могу не подчиниться приказу Фурцевой, увольняйте, если не хотят ехать. Так руководитель ансамбля в один "прекрасный" день остался только с Пьехой. И мы месяц работали в Москве с другими музыкантами. Потом Сан Саныч по всей стране собирал певцов, музыкантов. И тогда родилась новая "Дружба" народов Советского Союза. На сцене были достойно представлены Грузия, Армения, Эстония, Латвия, Украина.

Никому в голову не приходило, что когда-то детище Броневицкого - "Дружбу" - обвиняли в пропаганде буржуазной идеологии, а Пьеху называли кабацкой, джазовой певицей (хотя я никогда не пела в ресторанах). Новая "Дружба" имела ошеломляющий успех. И так мы работали до 1976 года. Летом я предложила Сан Санычу поменять афишу наших выступлений на новую: "Александр Броневицкий, Эдита Пьеха и ансамбль "Дружба", на что он категорически не согласился. Мне надоело быть солисткой ансамбля, я захотела быть просто Эдитой Пьехой, как это было в Софии в 1968 году. Мы расстались. Я стартовала на сцене самостоятельно. Шура не мог пережить этого. Я вынесла ему приговор к медленному угасанию. Он перестал работать со мной, не хотел больше делить со мной судьбу музыканта...

    

- Броневицкого называют Колумбом эстрады...

- Хотите верьте, хотите - нет, но то, что делал Броневицкий, в то время было для публики взрывом. Тогда не было клипов, концерты не снимали на видео. Все кануло в Лету. Я дважды выступала в Парижской "Олимпии", и мне даже в голову не приходило записать это, привезти в Советский Союз и показывать всем, какой был успех. И у Сан Саныча не было таких мыслей. А между тем зарубежные газеты писали, что его музыка, его детище - "Дружба" - это новая страница советской эстрады, окно в эстраду Европы...

Существование Броневицкого на эстраде сравнивают с существованием Товстоногова в театре: оба создавали театр личностей, индивидуальностей. Сан Саныч открыл не только Пьеху, благодаря ему на сцене появились многие таланты, я могу их долго перечислять... После "Дружбы" в разных республиках стали появляться ансамбли, подобные детищу Броневицкого: "Червона рута" на Украине, "Ялла" в Узбекистане, "Орэра" в Грузии, "Песняры" в Белоруссии. Евгений Броневицкий говорит, что, если бы не слушал старшего брата Шуру, никогда в жизни не смог бы сделать с Анатолием Васильевым то, что, они сделали позже, - создали вокально-инструментальный ансамбль "Поющие гитары", потому что знали, куда идти.

"Поверженная Франция"

    

- Броневицкий ведь был красив...

- Да. Правда, ниже меня ростом. Но это неважно. Наполеон тоже был невысоким. У нас есть "историческая" фотография, сделанная в Харькове. Мы были там на гастролях, и Муслим Магомаев - тоже. Сан Саныч попросил в театре костюмы: себе - Наполеона, меня одел как "поверженную Францию", а Магомаева - Гитлером. Идея родилась у него в голове моментально, всегда все придумывал на ходу, был очень мобильным человеком! Кстати, он был наделен множеством талантов, делал великолепные шаржи, видел в каждом человеке типаж. Интересно, что я была у него ахиллесовой пятой, он говорил: "Всех могу нарисовать, а тебя - нет! Рука не хочет".

    

- Когда и где вас с Броневицким настигла любовь?

- На первой репетиции. В 1955 году я жила в общежитии на Мытнинской набережной, 5. В красном уголке репетировал хор моих земляков, а дирижером был Броневицкий. (Впоследствии этот уголок кто-то выкупил, создал там кафе "Эдита", узнав, что именно здесь Броневицкий впервые увидел Пьеху.) Однажды я спустилась на репетицию. Заспанная девчонка (до утра занималась в читалке), в войлочных тапочках, какой-то юбчонке, свитере. Такой меня и увидел Сан Саныч. "Садитесь, - сказал он мне. - Вы опоздали". Мы стали петь. После репетиции он говорит: "Девушка, которая опоздала, останьтесь. Какие еще польские песни вы знаете?" Я знала все популярные песни. Начала петь. Потом говорю: "А я еще французские песни знаю". - "Напойте". Он тут же стал записывать. Были и другие репетиции. А как-то он прибежал ко мне в комнату. Как сейчас помню шаги по коридору, стук в дверь: "Можно войти?" - "Входите". - "Можно преподнести вам конфетку?" - "Спасибо". Я так была рада! Это были первые шаги его ухаживания за мной. А потом познакомил с родителями. Жили они тогда в коммунальной квартире на Греческом проспекте, где было много комнат, одну из них занимал подполковник морского флота Александр Семенович Броневицкий с женой и двумя сыновьями. На лестнице Шура и сделал мне предложение. В общем, почти два года он за мной ухаживал. И так неуклюже, но романтично - с конфетками, цветов не было... Зато он водил меня в филармонию, в консерваторию. Всему я училась у него. Как было не влюбиться? Да еще и балагур, озорник, весельчак, всегда острил...

    

- А разве не был резок и даже груб с вами, как рассказывают?

- Когда женщина рожает, она кричит. А Броневицкий "рожал" каждую песню. Он был строгим, знал, чего хочет от меня, буквально вылепил меня. Замечания делал всегда коротко: "Плохо" или "Хорошо". Ничего не проходило мимо него, все видел, слышал. Я открыла для себя, что артистка должна быть красивой, все делать красиво, училась даже ходить по сцене.

    

- А потом вы стали самой элегантной певицей на эстраде...

- Первые мои платья были обыкновенными, скромными, правда, эстетика в них присутствовала. Я получала пять рублей за концерт. Разве могла позволить себе шикарный наряд? Да и где их берут - не знала. Случайно на моем пути появился Слава Зайцев, это его заслуга, что я стала выходить на сцену нарядной, красивой.

    

- У вас было столько костюмов! Интересно, где они хранятся?

- Многие костюмы "списали". В советские времена нельзя было иметь много платьев. Поэтому их или уничтожали, как во времена инквизиции, или разворовывали себе по домам. Таким образом, часть платьев погибла. Жаль, что я не сумела их сберечь, они ведь работали со мной и когда-нибудь могли бы "заговорить" своими голосами... Каждому платью выпадала своя доля, своя роль. В определенном платье я пела, например, "Огромное небо", поэтому и говорю, что Зайцев, а после него и другие художники-модельеры, одевали не меня, а мои песни.

    

- Какой была ваша свадьба?

- Скромной. Мы поженились 8 декабря 1956 года (в прошлом году отмечали бы золотую свадьбу). Зарегистрировались в Смольненском ЗАГСе. На мне было маленькое черное платьишко. Пришли композитор Андрей Петров с супругой, еще друзья, были Шурины родители. Помню, я убежала на кухню и горько плакала: так мечтала выходить замуж в белом платье! Но на стипендию купить его было невозможно.

Как я была счастлива, что выхожу замуж! Подобного человека в жизни не встречала: композитор, дирижер, пианист, окончил два факультета консерватории. Думаю, какой великий, какой талантливый! И какой добрый... Я была высокой - 1 метр 74 сантиметра, тогда таких девушек на улицах Ленинграда можно было очень редко встретить. И худая - 59 кило. Думала, что мне никто больше предложение не сделает. Моя мама была расстроена, узнав, что я поторопилась выйти замуж. К сожалению, Шуру в то время не выпускали за границу, и она познакомилась с ним только года через три после нашей свадьбы. Он ей понравился: "Какой у тебя муж! Какой талантливый!" Для меня это было мамино благословение.

    

- Илона была желанным ребенком?

- Конечно. Но появилась на свет она только в 1961 году. В то время я понятия не имела о том, как регулируют рождение ребенка. Из-за концертов малыша не заводила, но хотела! И вот однажды пришла к Эрике Карловне, маме Сан Саныча, встала на колени: "Мама, если я рожу ребенка, вы поможете воспитать его? Я же должна ездить на гастроли. Или отдать его моей маме в Польшу?" - "Что же ты раньше не сказала мне, что можешь родить?"

Родилась девочка. Эрика Карловна назвала ее Илоной и воспитывала до 15 лет. До восьми месяцев мамой была я. Но тут пришла телеграмма от Сан Саныча, он был на гастролях: "Без тебя погибаем!" Публика сдавала билеты: как так? "Дружба" поет, а где же Пьеха? Пришлось оставить Илонку. Так она и выросла на руках бабушки - хозяйственной, хорошей кулинаркой, а на примере деда - грамотной, эрудитом, окончила французскую школу, не растерялась в жизни. Иногда она ездила с нами на гастроли - до школы.

Илона подарила мне двух замечательных внуков - Стаса и Эрику (в честь любимой бабушки так назвала свою дочь, по моей, кстати, просьбе). Все при деле. Внучка великолепно рисует, учится в Московском архитектурном институте, сказала: "Музыкантов в семье предостаточно!" Стас стартует, у него будут и взлеты, и падения, потому что все гладко никогда не бывает. Слава богу, он не обделен талантом, я вижу, что искорка в нем все время горит. Почему Стас носит мою фамилию? Это была моя просьба, хотелось в честь папы, Станислава Пьехи, которого я потеряла в 4 года, продлить род. Чтобы получить право дать свою фамилию внуку, нужно было стать его опекуном. С согласия Илоны мы оформили мое опекунство.

    

- Кто был рядом с Броневицким в последнее время?

- К сожалению, его кончина была очень печальной. Он женился на молодой певице, намного младше себя. Это была его ошибка. (Как и моя - в том, что я ушла от него.) Еще одну Пьеху "вылепить" ему не удалось. Наверное, звезды сходятся только один раз... Они были на гастролях в Нальчике. Она закрыла его в гостиничном номере и ушла в гости. А у Шуры бывали проблемы с сосудами. Он лег спать. Видимо, ему стало плохо. Утром его нашли мертвым у дверей с телефоном в руках. Это случилось 13 апреля 1988 года.

Панихида была в Ленинградском театре эстрады. Пришли мы с Илоной, его мама, было много знакомых, друзей. Дочка воздвигла ему красивый памятник из черного гранита. Руки пианиста из бронзы держали голубя. Бронзу тут же украли...

То, что я стала Эдитой Пьехой, - заслуга Броневицкого. Я помню хорошее. Поэтому хочется сейчас что-то сделать в память о нем. Он заслужил, чтобы сегодня ему пели те дифирамбы, которых не услышал при жизни. Надо установить и мемориальную доску на доме, где жил Александр Броневицкий. Мы с дочерью Илоной и внуком Стасом устроили в Петербурге концерт с участием певцов и музыкантов, работавших в "Дружбе". Неслучайно я открыла вечер песней "Великаны и гномы": "Как жаль, что в любви не смогла отличить великана от гномов..." "Великаном" был Сан Саныч, остальные - "гномами", которых я придумывала, как песни. "Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу"... Напрасно. Никто не стал таким, как мне хотелось, а тем более - таким, как Броневицкий, или лучше его. Женская логика ввела меня в заблуждение. Элизабет Тейлор восемь раз выходила замуж, каждый раз думая, что нашла счастье. Я трижды была замужем... Думала, что смогу любить другого. Нет, после Броневицкого нельзя было любить кого-то. Я придумывала себе влюбленности и тем самым сократила жизнь дорогого человека.

    

- Вы вели дневники?

- Нет, ничего не писала о себе. Никогда не думала, что задержусь на сцене на столько лет, и что когда-нибудь это будет важно для тех, кто хотел бы узнать обо мне побольше. А память, к сожалению, не настолько универсальна, она переутомляется, многое стирается.

    

- А мемуары не написали?

- Нет. Я не писатель. Вышла книга "Актеры - легенды Петербурга", где есть глава обо мне. Я могу говорить, у меня образное мышление, но меня заносит, а это дебри, и я уже не выпутаюсь из них, не соберу материал.

Впереди у меня юбилей. Дай бог, чтобы я его выдержала и не разочаровала моих слушателей.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;