Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7596) 6 - 12 сентября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноАЛЕКСЕЙ ПОГРЕБНОЙ: "Не хочу, чтобы внуки жили в мире, похожем на боевик"Беседу вела Наталья КОРОТКОВА
Фильмы известного кинодокументалиста из Перми погружают нас в мир российской глубинки. Уникальность их в том, что они создают у зрителя ощущение полной реальности происходящего. При всей своей правдивости они меньше всего напоминают модные реалити-шоу, хотя и полны откровений. В этих фильмах мужчины плачут, когда говорят о любимых женщинах, прекрасная музыка звучит среди голых стен, на окнах стоят цветы, а философические искания утоляются чтением классики. Герои этих фильмов очень разные, но всегда предельно искренние и настоящие. Иногда они бывают трагичными, но никогда - вызывающими жалость. Иных уж нет рядом с нами - и ощущение быстротечности жизни пронзает многие сюжетные линии, заставляя задуматься о собственном существовании. О чем и беседуем с режиссером документального кино, дважды лауреатом Государственной премии РФ Алексеем ПОГРЕБНЫМ.
- В ваших фильмах герои раскрываются, как на исповеди, а сюжет разворачивается так, словно его продумали заранее. Как вы решаете, о чем будете рассказывать зрителю? - Когда я выбираю героя, беседую с ним, я пытаюсь представить, что за его историей стоит. В фильме "Счастливчик" я решил показать человека, как бы выхваченного из толпы. В жизни повседневной его можно обидеть пренебрежительным отношением, а можно обратить внимание на то, какие в нем неоценимые богатства. Когда задумывал этот фильм, то решил уже изначально - первый эпизод будем снимать на улице. Нас не смущало, что эта съемка выпала на конец зимы. Некрасивое время года, улицы грязные, на дорогах лужи, во всем какая-то неприбранность. Торговки стоят с семечками, снуют машины... И слышится вдруг над всем этим голос: "Место, которого нет. Время, которое мнимо. Вечность проносится мимо места, которого нет". Это стихи нашего героя. Они завораживают. Потом мы видим худенького человечка с двумя гвоздичками. За ним увязалась собака. Мы представляем его: "Роман Щипан в фильме "Счастливчик". А счастливчик он потому, что, родившись больным ребенком, выжил. Человек, у которого был детский церебральный паралич, считает, что ему выпала удача. Его способность находить радость в самом простом - пример для многих здоровых людей. Умение радоваться жизни. Умение ценить то, что тебе дано природой, жизнью, обстоятельствами... Этот замысел существовал у меня изначально.
- А какие вольности вы можете позволить себе как автор - ведь вы рассказываете о действительных событиях? - Иногда мне очень важно увидеть образ будущего фильма, найти некий визуальный символ. Когда начинал фильм "Извините, что живу", героиня представлялась мне красивой бабочкой, у которой на крыльях стерта пыльца. И она уже не может летать. Однажды во время съемки я вдруг увидел, что у нее в деревенском доме на самом деле летают бабочки. И в нескольких кадрах бабочки эти появились, рождая ассоциации с образом героини. А в фильме "Долгий путь к себе", который я пока еще не снял, для меня очень важно создать образ дороги. Фильм расскажет о человеке, который долго шел к вере и впоследствии стал священником. Когда я придумал название, этот образ сразу возник. Но не главный герой по ней идет, а кто-то из путников движется к нему. Дело в том, что рядом с церковью он построил дом - приют для бомжей, для людей, себя потерявших. Рассказ пойдет и об этих людях, странниках бездомных, которым герой дает приют...
- Как вы находите ваших героев? - Да по-разному. Кто-то расскажет, где-то прочитаю, иногда сам встречу. Так, на улице увидел героя фильма "Спартанец", который шел зимой в овощной "сетке", надетой на голое тело. Как оказалось, был это в прошлом выдающийся тренер Борис Федорович Мошонкин. Когда я к нему обратился с предложением об участии в фильме, он довольно жестко ответил: "Раньше надо было, когда был молодой и красивый. Мне скоро семьдесят, и сейчас очень занят: готовлюсь к юбилею". Я не отстал, долго его уговаривал. Удалось - и слава богу, потому что теперь осталась память о нем. Он хотел создать музей спорта - музей развития футбола и хоккея в Кировской области. Подбирал вырезки, фотографии и надеялся к своему семидесятилетию сделать экспозицию. Но не успел, жил он чрезвычайно бедно и умер в своей квартире всеми забытый...
- Совсем недавно ушел из жизни другой ваш герой - "деревенский фотограф" Николай Викторович Зыков. Фильм как-то повлиял на судьбу его снимков? - Он очень талантливый человек, если бы в свое время нашелся кто-то, кто смог его продвинуть, - фотографии могли бы очень широко пойти. Но, будучи человеком скромным, он все время работал как бы для себя. Много фотографий просто погибло. Они хранились в шкафах без альбомов, и их изгрызли мыши. Но даже то, что осталось, убеждает, что это мастер талантливый и мощный. Смотришь - как будто очень простые кадры, но в них такая глубина... Есть фотография у него: окно, стакан, буханка хлеба, уже подсохшая. И в этом деревенском окне - удивительная правда жизни. Или: стоят цветы на подоконнике. И пронизаны - а это черно-белая фотография - таким светом, от которого ощущение счастья и легкости возникает. И радость, что тебе подарено это мгновение жизни. Он любил пейзажи, этюды из деревенской жизни. А когда снимал своих близких, жену, детей, делал совершенно потрясающие портреты. Взгляды, состояния - удивительные... Фотограф способен в одном кадре создать целый мир. У Николая Викторовича такие снимки были. Их сейчас хранят его дети. Только сохранят ли...
- Как вы относитесь к тому, что очень многое уходит безвозвратно - фотографии, люди... - Целые культуры уходят в прошлое. Цивилизации. К сожалению, сегодня, когда появилась возможность для свободного творчества, произошла коммерциализация искусства. Это печально - когда все идет "на потребу". Шел у нас когда-то польский фильм под названием "Все на продажу" (режиссер - знаменитый Анджей Вайда). Сегодняшняя ситуация на это чем-то похожа. Все на продажу. И человеческое достоинство, и честь, и моральные принципы. Люди, связанные с искусством, выпускают порой дешевые поделки, иногда совсем безнравственные вещи... Но я смотрю на все это как на явление временное. В истории не раз случались периоды упадка. Жаль, если русская культура безвозвратно потеряет то лучшее, что было когда-то создано. И все-таки у меня есть надежда, что выкарабкаемся из этой ситуации. Я вижу, что и город наш начинает оживать, и у людей появляются работа, перспективы, стимулы, ради которых стоит устраивать свою жизнь и делать ее прекрасной...
- Творческий человек должен быть очень сильным. Вы сумели не только сохранить свой потенциал, но и развить его, а в провинции это непросто. - Довольно сложно, должен сказать. Ведь я работаю в условиях мелкого фильмопроизводства.
- В тех же условиях, что и все остальные... - Если сравнивать с большим кино - это почти самодеятельность.
- Почему? - А потому, что нельзя одновременно тачать сапоги и печь пироги. Но приходится. Не мне, может быть, лично, но остальной творческой группе... Кино сейчас существует как хобби. Собрались - сделали какой-то фильм. Завтра опять: землю попашем - попишем стихи. Довольно проблематично в принципе и выживать, и держать еще какой-то уровень.
- У вас есть потребность это делать? - Как говорится, взялся за гуж... И потом, существует такое понятие - чувство ответственности...
- Перед чем и кем в данный момент? - Ответственность за дело, которое ты делаешь, ответственность перед теми, кто тебя чему-то учил в этой жизни. Ответственность перед детьми, внуками. Что мы им оставим? Какую страну, какое искусство?.. Можно, конечно, жить по принципу "после нас хоть потоп". Но, честно говоря, неловко. Не хочу, чтобы мои внуки жили в мире, похожем на боевик. Когда-то в институте мы ставили спектакль по пьесе Александра Володина "Две стрелы". И педагог наш определил сквозное действие персонажей (это такой термин специальный) как борьбу за безответственность, чтоб снять с себя ответственность за происходящее. Многие так существуют и сейчас... Все-таки очень важно, чтобы люди, и особенно мужчины, не теряли своего чувства ответственности. Это ведь, в большой степени, мужское качество.
- А какое женское качество транслируют в большой мир ваши фильмы? - Работу души в том числе. В фильме очень важна некоторая недосказанность. Некоторая тайна. И фильм должен так тонко соприкасаться с душой зрителя, чтобы оставить в ней какие-то ростки для раздумий. Также в рубрике:
|